ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АЗИМОВ, Айзек

(1920 - 1992)

АЗИМОВ, Айзек - творчество писателя

АЗИМОВ, Айзек (Asimov, Isaac - 02.01.1920, Петровичи, теперь Беларусь - 06.04.1992, Нью-Йорк) - американский писатель-фантаст, ученый. В 1923 г. трехлетнего Азимова родители забрали в США. Поселились в Нью-Йорке, впоследствии в Бруклине. Отец писателя стал владельцем небольшого магазина, за прилавком которого часто приходилось стоять и Азімову. Едва научившись читать, Азимов проявил склонность к точным наукам. В то же время у него зародилась страсть к фантастике. Дев'ятилітньому Айзеку случайно попал в руки один из выпусков первого в мире периодического издания произведений научной фантастики, основанного в 1926 году американским писателем-фантастом Хьюго Ґернсбеком. Азимов заохотився к чтению этого журнала, а через три года сам начал писать научно-фантастические рассказы.

Азимов окончил Колумбийский университет (1939) по специальности «биохимия», а в 1941 г. получил звание магистра. В этом же году признали и его литературный талант: речь идет о публикации его рассказа «Приход ночи» («Niqhtfall», 1941), признанного американскими читателями лучшим рассказом современной научной фантастики.

Началась успешная деятельность Азимова как ученого и как писателя. Он читал лекции в ряде американских университетов, проводил исследования в области биохимии, математики, стал доктором наук, впоследствии - профессором, а также известным ученым.

Литературное наследие Азимова превышает три с половиной сотни книг. Это в основном научно-фантастические романы, повести, новеллы, труды по биохимии, математики, астрофизики, мифологии.

У Азимова.-фантаста две центральные темы, два магистральных направления развития его мысли, которые дают возможность четко выделить два цикла произведений, начатых в 40-х pp. и продолженных в будущем.

Первая тема - создание и использование роботов. Повести, рассказы, романы про роботов собраны в книгах, составляют первый цикл: «Я, робот»(«И, Robot»,1950), «Сталевіпечери» («The Caves of Steel», 1954), «Обнаженное солнце» («The Naked Sun», 1957), «Остальные рассказов о роботах» («The Rest of the Robots», 1964), «Полное издание рассказов о роботах « («The Complete Robot», 1982), «Роботы зари» («The Robots of Dawn», 1983), «Роботы и империя»(«Robots and Empire», 1985), «Мечты робота»(«Robot Dreams», 1986).

Первый сборник этой серии «Я, робот» принесла Азімову мировую славу. В книге рассказана вымышленная история развития науки робототехники. Азимов сформулировал три основных закона, которые сегодня вышли за грани фантастики, поскольку положенные в основу теории программирования и массового использования роботов в производстве. Восхищает прозорливость Азимова, его умение предвидеть события, которые станут реальностью уже завтра, глубина осмысления им закономерностей эволюции человечества. Его воображение создало яркие картины завтрашнего дня техники, полны удивительных чудес, - человекообразные автоматы, которые способны обучаться и совершенствоваться.

Вторая тема Азимова - расселение людей в космосе, освоение ближних планет, а затем выход за пределы Галактики. Эта идея Азимова вошла в историю развития человечества как «галактическая концепция». До второго цикла входят романы: «Учреждение» («Foundation», 1951), «Учреждение и империя» («Foundation and Empire», 1952), «Второе Учреждение» («Second Foundation», 1953), «Учреждение в опасности» («Voundation'sHLdge», 1982), «Учреждение и Земля» («Foundation and Earth», 1986), «Прелюдия к Учреждения» («Prelude to Foundation», 1988), «Вперед к Учреждения» («Forward to Foundation», 1993).

Чрезвычайно широкий диапазон интересов Азимова. Он увлекался в юности зоологией, серьеВНО изучал историю, позже много внимания уделял природоведению, математике. Стал известным специалистом в области химии, впоследствии увлекся биохимией. Как признавался писатель, он много чего смог достичь благодаря трудолюбию, настойчивости и любви к своей профессии. С конца 50-х годов Азимов занимался популяризацией различных отраслей знаний. Его манил большой «сад науки». Жизни не хватит обойти весь сад, но можно осмотреть его сверху, а потом поделиться знаниями с другими, изложить на бумаге то, что открылось с «высоты». Так возникла серия научно-популярных книг по различным отраслям знаний - физике, истории, химии, психологии, астрономии и т. д. Огромные тиражи книг Азимова, но его мировая слава основывается на научной фантастике.

Ему принадлежит серия повестей для юношества, написанных в жанре приключенческой фантастики, значительное количество сборников рассказов, среди которых следует выделить «Путь марсиан» («The Martian Way and Other Stories», 1955), «Дев'ятьзавтра» («Nine Tomorrows», 1959), «Приход ночи» («Nightfall and Other Stories», 1969), «Ранний Азимов» («The Early Asimov», 1972), «Купить Юпитер» («Buy Jupiter and Other Stories», 1975), «Двухсотлетний человек»(«The Bicentennial Man and Other Stories», 1976), «Ветры перемен» («The Winds of Change and Other Stories», 1983), «Грань завтра» («The Edge of Tomorrow», 1985).

Азимов - неоднократный лауреат многих национальных и международных литературных премий, в том числе «Хьюго» и «Неб'юла», высших наград в американской фантастике. Азимов - типичный кабинетный ученый, который не любил путешествовать, избегал резких перемен, острых ощущений, что могли нарушить напряженный рабочий ритм. Артур Кларк, друг Азимова, шутил, что Азимов - это «экологическая катастрофа»: чтобы опубликовать все им написанное, нужно было уничтожить несметное количество деревьев. Свой творческий путь Азимов рассказал в трехтомном автобиографии «Еще свежа память « («In Memory Yet Green», 1979), «Еще чувствую радость жизни» («In Joy Still Felt», 1980) и продиктованной уже в госпитале «А. Азимов»(«И. Asimov», 1993).

Азимов заключал антологии фантастических рассказов, писал к ним предисловия. Интересны его высказывания о высокой моральной ответственности писателя-фантаста: «История достигла момента, когда человечеству уже нельзя враждовать. На земле должен воцариться дружба. Я всегда стараюсь подчеркнуть это в своем творчестве... я уверен, что научная фантастика - это одно из звеньев, которая помогает объединить человечество».

В юности Азимов верил, что ученые и инженеры возглавят человечество и смогут решить не только экономические, но и социальные проблемы. Он признавал право за учеными влиять на ход истории. Позже взгляды писателя изменились. В романе «Конец вечности» («The End of Eternity», 1955) он предостерегает от опасности использование технических достижений во вред человеку.

От того, как будут использованы практически научные достижения, во многом зависит будущее человечества. Роман-триптих «Даже боги» («The Gods Themselves», 1972) - это предупреждение об опасности нарушения установленной природой гармонии. Название трех частей романа - древняя пословица «Против глупости // даже боги// бессильны бороться». Против человеческой глупости предстает молодой ученый, который осознал, что нарушение энергетического баланса Вселенной неизбежно приведет к катастрофе. Люди не думают о будущем, они бездумно используют источники энергии, поступающие из космоса. Писатель поднимает в романе проблему ответственности ученого за научное открытие.

Увлекательные, остросюжетные, направленные в будущее, произведения Азимова имеют успех у читателей всего мира. Сам писатель усматривал высокое назначение своего творчества в том, что она помогает человечеству выжить: «Человечество выживет, если смело посмотрит в лицо настоящему, если будет иметь мужество принять исторические изменения, а не противодействовать им. Этому учит нас... научная фантастика, и я горжусь тем, что сколько моих сил пропагандирую ее уроки».

Азимов, один из самых известных в мире писателей-фантастов, скончался 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности в госпитале Нью-Йоркского университета. По воле покойного его тело было кремировано, а потом - развеяно.

Украинский язык отдельные произведения Азимова перевели М. Пінчевський, Д. Грицюк, Б. Салик, Ю. Лісняктаін.



Тв.: Укр. пер. - Хранилище // Вселенная. - 1970. - № 5; Древнейшее и самое совершенное // Вселенная. - 1976. -№ 5; Молодость // Колыбель на орбите. - К., 1983; Человек и компьютер // Вселенная. - 1983. - № 6; Эта смертная ночь // Повести, рассказы, очерки. - К., 1984; Я, робот. - К., 1987; И что оно такое - любовь? // Вселенная. - 1987. - № 7; Конец Вечности. - К., 1990; Рус. пер. - Я, робот. - Москва, 1964; Вид с высоты. - Москва, 1965; Путь марсиан. - Москва, 1967; Вселенная. От плоской Земли до Квазаров. - Москва, 1969; Взрывающиеся солнца. Тайны сверхновых. - Москва, 1991; Сами боги. - Москва, 1992; Немезида. - Москва, 2001.

Лит.: Гельман С. Энциклопедизм Айзека Азимова // Высшее образование в России. - 1992. - № 2; Гопман В. Азимов Айзек // Писатели США. - Москва, 1990; Громова А. Как построить мир? // Пр. лит. - 1967. - № 1; Колибанова А. Галактические романы Айзека Азимова // Исследования по романской и германской филологии. - К., 1976; Колибанова А. Сатирическая фантастика Айзека Азимова // Вестник Київс. ун.-ту (Серия иностр. филологии). - 1975. - № 9; Robinson F.M., Brown C.N. Isaak Asimov // Locus, 1992; Sam Moskowitz. Isaak Asimov // Sam Moskowitz. Seekers of Tomorrow. - New York, 1967.

О. Рокаш