ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АЙТМАТОВ, Чингиз

(рожд. 1928)

АЙТМАТОВ, Чингиз - творчество писателя

АЙТМАТОВ, Чингиз (род. 12.12.1928, аїл Шекер, Киргизия) - киргизский писатель.

Айтматов родился 12 декабря 1928 года в аиле Шекер, что в Талаській долине, в семье партийного работника. Его отец, Торекул Айтматов, - один из первых киргизских коммунистов - работал секретарем Шеризького обкома партии. В 1937 году отца репрессировали, после чего семья вынуждена была переехать в аїл. Трудовой «стаж» будущего писателя начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось выполнять обязанности секретаря аилсовета (шла Отечественная война, и взрослые мужчины были на фронте), решая самые сложные вопросы жизни большого села. В семье Айтматова разговаривали и на кыргызском, и на русском языках, и это определило двуязычный характер творчества Айтматова.

«Каждое время имеет свои требования к человеку, свои проблемы и запросы, и поэтому жизнь никогда не дается легко, если к нему относиться серьеВНО, если дерзать, а не искать беззаботной жизни», - скажет он через много лет в «Заметках о себе». «СерьеВНОе отношение к жизни» побудило Айтматова в 18 лет поступить в Джамбульский ветеринарный техникум (1948), а позже и в Киргизский сельскохозяйственный институт, который он окончил в 1953 г. В 1952 году Айтматов начал публиковать в периодической печати рассказы на кыргызском языке. После окончания института Айтматов в течение трех лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и публиковать рассказы («Ашим», 1953; «Сипайчі», 1954; «Ночной полив», «Белый дождь», 1955; «Трудная переправа», 1956 и др.), в которых он еще только искал свои темы, своих героев и свою собственную манеру повествования. Айтматов «будто пробует себя в показе тех или иных ситуаций, характеров, не прибегая пока что к их углубленного социально-исторического и психологического анализа, не возвышаясь до широких социально-философских обобщений» (Л. Шевченко).

В 1956 г. Айтматов поступил на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Максима Горького (Москва), которые окончил в 1958 г. В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «лицом к Лицу» («Бетмебет келгенде»), где речь шла о пассивную покорность обстоятельствам т.н. «естественных» людей, которые живут согласно традициям в замкнутом мире, не чувствуя своего долга перед родиной, народом и, в конце концов, предают их. В 1958 году в журнале «Новый мир» увидели свет и другие его рассказы, а также вышла в свет повесть «Джамиля « («Жамийла»), принесшая Айтматову мировую известность и оказала значительное влияние на всю киргизскую литературу.

Несмотря на внешнюю сюжетную несложность «Джамілі» (молодая женщина-киргизка Джамиля вопреки патриархальным обычаям решается соединить свою жизнь с любимым Данияром и уйти с ним из родного аила), повесть стала явлением глубоко новаторским для всей киргизской литературы прежде всего в плане морально-ценностных ориентаций, в плане выбора между свободой и несвободой, аїлом и Землей. Вместе с тем уже в «Джамілі «проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма при обрисовке характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа, сложная проблематика, неоднозначное решение поставленных проблем.

Все сказанное выше касается и последующих повестей Айтматова: «Тополенька мой в красной косынке» (1961), «Первый учитель»(1959), «Верблюжье глаз» (1961), которые составили сборник «Повести гор и степей « (1962), «Материнское поле» (1963). В этих произведениях говорится о сложные психологические и жизненные коллизии, которые происходят в жизни обычных сельских людей во время их столкновения с новой реальностью.

До 1965 г. Айтматов писал на кыргызском языке. Первым русскоязычным произведением писателя стала повесть «Прощай, Гульсары!» Судьба главного героя Танабая Бакасова такая же типична, как судьбы лучших героев «деревенской» прозы: Танабай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам стал жертвой партийных карьеристов. Важную роль в произведении сыграл образ іноходця Гульсары, который сопровождал Танабая в течение долгих лет. Критика отмечала, что образ Гульсары является метафорой сущности человеческой жизни, в котором неизбежны угнетения личности, отказ от естественности бытия. Г. Гачев назвал Гульсары характерным для Айтматова «двуглавым образом-кентавром» животного и человека.

Мифологические, эпические мотивы стали основой повести «Пегий пес бегущий краем моря « (1977). По меткому замечанию Л. Шевченко, «к мифу здесь возведено саму жизненную ситуацию, на которую накладывается второй, уже чисто мифологический пласт - легенды и предания нивхов, что придает всему произведению параболического характера»: четверо людей раВНОго возраста - дед Орган, отец Емраїн, дядя Милгун и малый Кириск, выйдя в открытое море на охоту, после неожиданного шторма оказываются среди застывшего тумана и неподвижного моря. В повести отсутствуют конкретные временные признаки, как и индивидуализированность характеров, ее смысл выражен в думах старого Органа: «...перед лицом безбрежного простора человек в лодке ничто. Но человек мыслит и тем самым постигает величие Моря и Неба, и тем утверждается перед вечными стихиями, и тем она соразмерна глубине и высоте миров».

В 1975 г. вышла русскоязычная повесть Айтматова «Ранние журавли», в основу которой писатель положил эпизод из своего военного детства.

Значительным литературным явлением начале 80-х гг. стал выход романа Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день», 1980), в котором автор пытается по-новому осмыслить время и пространство, весь мир в целом, мир на грани катастрофы. Главный герой повести - простой кыргыз Едигей, который работает желеВНОдорожником на затерянном в бесконечной степи Сары-Озеки разъезде Боранли-Буранный. В его судьбе, как и в судьбах людей, которые его окружают (Котел-ган, учитель Абуталип и др.), отражена судьба страны - с довоенными репрессиями, Отечественной войной, непосильным послевоенным трудом, строительством ядерного полигона. Действие романа разворачивается в двух планах: земные события, представленные в ретроспективных раздумьях Едигея, который провожает в последний путь своего товарища, переплетаются с космическими - контакт членов экипажа международной станции «Паритет» с жителями планеты «Лесные грудь».

Основополагающей в «Буранному полустанке « является «мысль о историческую и моральную память человека и человечества» (В. Чубинский), сконцентрирована в древней легенде о матери Найман-Ану и ее сына, которого лишили памяти, превратив в манкурта - безпам'ятну, бездумную и жестокое существо.

Роман «Буранный полустанок «вызвал большого общественного резонанса, а слово «манкурт» стало нарицательным, своеобразным символом тех фатальных изменений, которые произошли в современном человеке, прервав ее связь с извечными основами бытия.

Злободневностью тематики и значимости поднятых философских проблем выделяется и второй роман Айтматова «Плаха», который впервые был опубликован в 1986 г. в журнале «Новый мир». В нем писатель размышляет о взаимоотношениях Человека и Природы, о поисках смысла жизни, о значении духовности и о такое общественное бедствие, как наркомания.

Центральный образ «Плахи « - образ Авдее Калистратова, который, не став священником и порвав с официальной церковью, пришел к выводу: «Моя церковь - это я сам». «Стремясь нести в мир добро, преодолевать зло, не сопротивляясь ему насилием... Авдей, одержимый жаждой справедливости и любви к людям, как и Иисус Христос, действует словом. Однако добро, которое он утверждает, - это, собственно, идея хорошая, абстракция, противостоять конкретному злу не способна», - замечает критик Л. Шевченко. Эту Авдієву «неспособность» подтверждают и сборщики конопли во главе с Гришаном, и участники «моюнкумського сафари», которые с вертолетов и машин расстреливают степных зверей, и сталинист Обер-Кандалов. Значительное место в «Плахе»отведено и другим героям - Иисусу Христу и Понтию Пилату, Бостону Уркунчієву и его антиподу, старшему чабану Базарбаю Нойгутову. Молчаливыми свидетелями всех событий, происходящих в романе, образы-символы волчицы Акбари и волка Ташчайнара.

Впоследствии Айтматов развил в своем творчестве фантастическую, космическую тему, которая стала основой романа «Тавро Кассандры» (1996). Тавро Кассандры - это отказ эмбриона от жизни, от будущей ответственности, его заявление об этом обществу. За сигналом-признаком Тавра Кассандры можно заранее узнать будущее человека. ее земная жизнь зависит не от нее самой, а от биосферы и геосфери. Невнимание к сигнала-озиаки эмбриона Кассандры - это равнодушие к Человеку и Вселенной. Это прекрасно понимает один из главных героев - американский футуролог Роберт Борк, своеобразный земной Филофей, как, впрочем, и российский ученый Андрей Крильцов, который присвоил славу Филофея и отказался вернуться из Космоса на Землю, оставшись на орбитальной станции.

В 1988-1990 гг. Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература», а следующие четыре года работал послом Киргизии в странах Бенилюкса. Айтматов - народный писатель Киргизии, лауреат многих международных премий, выдающийся общественный и культурный деятель. Проживает в Киргизии. Его произведения переведены на многие языки мира.



Тв.: Укр. пер. - Материнское поле. - К., 1967; Джамиля. - К., 1975; Пегий пес бегущий краем моря. - Ранние журавли. - К., 1978; Повести гор и степей. - М.. 1980; Произведения: В 2 т. - К., 1983; Рус. пер. - Собр. соч.: В 3 т. - Москва, 1982-1984; Эхо мира: Повести, рассказы, публицистика; Статьи, воспоминания, диалоги, интервью. - Москва, 1988; Собр. соч.: В 7 т. - Москва, 1999; И дольше века длится день. - С.-Петербург, 2003; Пегий пес, бегущий краем моря. - С.-Петербург, 2003.

Лит.: Асаналиев К. Открытие человека современности. Заметки о творчестве Чингиза Айтматова. - Фрунзе, 1968; Воронов В. Чингиз Айтматов. - Москва, 1976; Гачев Г. Чингиз Айтматов. - Фрунзе, 1989; Гачев Г. Чингиз Айтматов и мировая литература. - Фрунзе, 1982; Левченко ВТ. Чингиз Айтматов. - Москва, 1983; Сердюк П.А. Чингиз Айтматов. - К., 1971; Шевченко Л.И. Чингиз Айтматов. - К., 1991; Лебедева Л. Повести Чингиза Айтматова. - Москва, 1972.

Б. Щавурський