ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мое понимание булгаковских слов «рукописи не горят»

Михаил Булгаков после издания первых своих произведений стал заметной фигурой в литературе.

Страна переживала страшные годы - революции, голод, гражданская война, и печатать писатель мог только то, что он писал ради куска хлеба: фельетоны, репортажи, газетные рассказы. Он рвался в Москву, которая привлекала возможностью печатать настоящие, выстраданные произведения.

В столице собрались главные творческие силы страны из тех, кто не захотел или не смог выехать за границу. Булгакова здесь с хлебом-солью никто не ждал.

И в 1922 году удалось напечатать первую часть еще не дописаної повести «Записки на манжетах». Дебют молодого писателя остался незамеченным критикой. Но и в те голодные и холодные годы утверждались в новой литературе силы, которые уже точно знали, по кому и как стрелять. Конечно, в первую очередь по тем частям старого света, которые держались за всяких Пушкиных, толстых, чеховых и достоевских, кто продолжал традиции буржуаВНОй литературы и культуры, а потом брались и за художников, которые недостаточно точно понимали требования большевистской партии к литературе.

Михаил Булгаков скептически воспринимал революционный процесс, не поддерживал революционную романтику, и поэтому, когда через некоторое время партийные функционеры от литературы разглядели талантливого писателя, на него обрушилась лавина критики. Теперь чиновники литературы уже знали, что из Булгакова нельзя глаз спускать. На голову писателя упало столько грозных обвинений, что нечего было ждать уверенности в завтрашнем дне. В письме к М. Горького в 1929 году Булгаков пишет: «Все мои пьесы запрещены, нигде ни одной строки моей не печатают... все, что написано мной за 10 лет работы в СССР, уничтожено. Остается уничтожить последнее, что осталось, - меня самого».

Полвека после смерти Мастера шли к читателю его произведения, ведь вычеркнуть из литературы имя Булгакова было невозможно. Когда-то писатель сказал: «Рукописи не горят». Это были пророческие слова.

Медленно, трудно, с многолетними перерывами, но все же возвращение Булгакова из забвения продолжалось. Тиражи изданий его произведений были мизерными, и почти в каждом было предисловие или послесловие, в которой про Булгакова говорилось сдержанно, чтобы, не дай Бог, не задеть кого-то из великих литературных чинов.

В наше время мы можем знакомиться с творчеством Михаила Булгакова без предупреждающих комментариев. Он становится для нас, современных читателей, ближе и все более актуальным, ведь в своем творчестве писатель говорил о вещах, которые стоят вне времени, властью, идеологией. Добро, любовь, справедливость, Бог - это вечные истины, которые делают жизнь человека осмысленной.

У каждого внимательного читателя свой Булгаков. Произведения Мастера неисчерпаемы и теперь, слава Богу, доступны всем.