ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АСТУРІАС, Мигель Анхель

(1899 - 1974)

АСТУРІАС, Мигель Анхель - творчество писателя

АСТУРІАС, Мигель Анхель (Asturias, Miguel Angel - 19.10.1899, Гватемала в Гватемале - 09.06.1974, Мадрид) - гватемальский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1967 г.

Детство Астуріаса пришлось на годы властвования одного из самых страшных диктаторов Латинской Америки М. Эстрады Кабрери (годы правления 1898-1920). Астуріас по своему происхождению тесно связан с индейскими традициями. Его отец (метис) был судьей, а мать (индианка) - школьной учительницей. Настоящая встреча с индейцами состоялась в усадьбе деда.

Астуріас с детства ненавидел диктатуру и принимал деятельное участие в борьбе против нее. Окончил юридический факультет университета, написал дипломную работу на тему «Социальная проблема индейца», стал адвокатом и организовал вместе с единомышленниками Народный университет. В 1923 г. был вынужден покинуть родину и переехать в Англию (Лондон). В Британском музее с неподдельным интересом углубился в изучение культуры майя. В этом же году появился в Париже, где продолжил эту работу, уделив значительное внимание сюрреализма, который оказал на него существенное влияние.

Первой его книгой стала поэтический сборник «Луч зари» («Rayito de estrella», 1925). Но наибольшее внимание привлекли «Легенды Гватемалы» («Leyendes de Guatemala»,1930), в которых личные впечатления писателя сочетались с преданиями и легендами индейцев. Потом Астуріас вернулся на родину, где издал несколько поэтических сборников («Сонеты» - «Sonetos», 1936; «Алькасан» - «Alclasan», 1940 и др.).

На эти же годы приходится его дипломатическая деятельность (Мексика, 1945; Аргентина, 1947 - 1952; Франция, 1952; Сальвадор, 1953-1954). С 1954 г., после государственного переворота, Астуріас снова оказался в эмиграции - во Франции (здесь он будет послом в 1966 - 1970 гг.). В это время Астуріас написал сборник рассказов «Уик-энд в Гватемале» («Week-end en Guatemala», 1956), где рассказал о событиях в своей стране.

В 1967 г. писатель стал лауреатом Нобелевской премии «за творческие достижения, основанные на изображении традициям индейцев Латинской Америки». В 1970 г. Астуріас оставил дипломатическую службу и до самой смерти занимался только литературной деятельностью.

Самым известным произведением Астуріаса есть роман «Сеньор Президент» («El Senor Presidente», опубл. в 1946 г.), работу над которым автор начал в период первой эмиграции во Франции. Он привез рукопись с собой в 1933 p., но роман не вышел через политические мотивы, хотя сразу стал чрезвычайно популярным и разошелся по стране в списках.

Творчество Астуріаса отмечена сильным влиянием индейской культуры. Практически с первых шагов будущий писатель самым тщательным образом изучал фольклор народа своей страны, в частности, одну из древнейших памятников индейцев «Пополь-Вух» («Книга Совета» - записана в XVI ст.; первая научная публикация - 1861 г.), где содержатся космогонические, мифологические представления и верования народа киче. Это имело существенное влияние на создание писателем произведений, которым присуще слияние реалистических и мифологических элементов.

Через несколько лет после публикации романа «Сеньор Президент» вышел роман «Маїсовілюди»(«Hombres de Maiz», 1949), который также основывается на национальных культурных традициях. Национальные особенности романа обнаруживаются уже в его названии, где сливаются и прямые, очевидные, и мифологические представления народа. Реалистический и мифологический планы переплетаются, взаимопроникают. Ведется борьба за маис, который для индейцев является не столько предметом купли-продажи, сколько элементом мифа, частью которого они себя воспринимают.

Органическое сочетание реалистических и мифологических начал творчества Астуріасу позволяет говорить о сложном характере времени. И здесь диапазон временных пересечений и наслоений дает писателю возможность естественно объединять любые временные отрезки, переводить их из одной временной системы в другую, от проминушого к вечному. Природа Гватемалы - это ее люди, для которых не любить природу невозможно. Она дарит им силу и жизнь. За то наказывают человека не только люди, но и природа. Таким является, например, финал романа Астуріаса «Ураган» («Viento Fuerte», 1950). Это произведение стало первой частью т. н. «банановой трилогии», куда вошли романы «Зеленый папа»(«EX Papa Verde», 1954) и «Глаза погребенных»(«Los Ojosde Los Enterrados», 1960).

Астуріас шел путем, которым после него последуют и другие латиноамериканские писатели (например, Г. Г. Маркес). Поэтому, когда речь идет о произведениях подобного типа, следует помнить, что подходить к ним с мерками европейской реалистической литературы - значит искажать суть мышления латиноамериканца и его культурная среда.

Особенностью трилогии является то, что Астуріас изображает жизнь и традиции индейцев Гватемалы не только с позиции этих индейцев, но и через мощный политический критический элемент. Для романов характерно слияние мифологических элементов в сознании коренного населения страны с современными им проблемами. А эти проблемы станут для Латинской Америки на много лет самыми тяжелыми и крайне сложными для решения. Но, пожалуй, самым сложным и самым трудным будет отношение к проникновению с севера Америки. Для решения таких проблем в литературной сфере существует традиция т.н. «магического» реализма, которая в эти годы находилась еще на этапе формирования и укрепления. Она наиболее полно и найбагатогранніше проявилась в прозе, в частности в романах Астуріаса.

Борьба гватемальского народа против колонизации со стороны «Юнайтед Фрут Компани», против эксплуатации природных богатств страны свидетельствует об отражении Астуріасом этих важных проблем, и здесь не наблюдаем перехода к магических сфер, когда разрешение конфликта передоручається волшебным силам и силам слепым, поскольку при безумных порывах ветра погибает «добрый человек». Правда, этот человек - американец. Природа, наказав его, наказывает и тех, кто пришел с ним.

В романе «Зеленый папа» Астуріас показывает другую сторону развития этой темы - успешную карьеру преступника, преобразования авантюриста у владельца одной из крупнейших компаний Америки. Процесс накопления капитала ведется преступными средствами.

Романная действительность становится настолько широкой, тело охватывает весь мир, не сужая его, а расширяя до бесконечности. Использование таких приемов вполне оправдано и обосновано традициями Латинской Америки. Писатель, погружаясь в прошлое индейской культуры, растворяет в ней современные и актуальные проблемы. Одновременно с:н возвращается к современности, используя способность мифа растворять личное, выделяя общее, закономерное. Происходит перераспределение акцентов, что позволяет соединить воедино разные времена, разные проблемы, воспарить над единичным, переходя к всеобщего и глобального.

Возможно все. Реальность становится нереальной, невозможное - возможным. Таким является принцип произведений Астуріаса. Миф здесь - неотъемлемый атрибут жизни, его часть, его воплощение.

Украинский язык отдельные произведения Астуріаса перевели П. Соколовский, Ю. Покальчук, С. Коваль.



Тв.: Рус. пер.- Для общественного мнения... // Вселенная. - 1959. - №10; Зеркало Л иди Саль // Вселенная,- 1976. - № 2; Скорбная пятница. - К., 1980; Сеньор Президент.- К., 1986; Рус. пер. - Уик-энд в Гватемале. - Москва, 1958; Легенды Гватемалы. - Москва, 1972; Маисовые люди. Ураган. - Москва, 1977; Зеркало Лиды Саль. - Москва, 1985; Избр. произв.: В 2 т. - Москва, 1988.

Лит.: Кутейщикова В.Н., Осповат Л.С. Новый лат.-амер. роман. 50-60-е гг.: Лит.-крит. очерки. - Москва, 1976; Мигель Анхель Астуриас: Биобибл. указ. - Москва. 1960.

А. Макаров