ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АРТО, Антонен

(1896 - 1948)

АРТО, Антонен - творчество писателя

АРТО, Антонен (Artaud, Antonin, полное имя - Антонен Мари Жозеф - 04.09. 1896, Марсель - 04.03.1948, Иври-сюр-Сен) - французский драматург и теоретик театра.

Арто родился в Марселе. В детстве он часто болел. Вследствие перенесенного в 5-летнем возрасте менингита развилась психическая болезнь, которая периодически обострялась на протяжении всей жизни писателя. В юности Арто писал стихи, которые уничтожил во время приступа депрессии в 1914 г. В течение 1915-1920 гг. лечился в различных санаториях. 1916 г. его призвали на военную службу: после 9-месячного обучения в военном лагере его комиссовали. Весной 1920 г. Арто приехал в Париж с целью стать писателем. К литературному труду его привлек Е. Тулуз, психиатр и владелец журнала «Демен». Поначалу Арто редактировал переводы, а со временем стал одним из авторов и редакторов журнала. В конце 1920 г. Е.Тулуз познакомил Арто с выдающимся режиссером Люньє-По. Вскоре Арто стал актером театра «Эвр», созданного Люньє-По еще в 1893 г., а впервые вышел на сцену в феврале 1921 г. В это время Арто увлекался творчеством раннего М. Метерлинка (ему он посвятил в декабре 1922 г. статью «Морис Метерлинк») и позднего А. Стриндберга. 1922 г. благодаря выдающемуся актеру и режиссеру Фірмену Жем'є Арто вступил в труппу Шарля Дюллена. Здесь он познакомился с актрисой Женікою Атанасіу, которая будет играть важную роль в его жизни в течение семи лет. В экспериментальном театре Дюллена проявился талант Арто как актера, сценографа и автора костюмов. Летом 1922 г. в Марселе на Колониальной выставке Арто увидел выступление камбоджийских танцоров, после чего заинтересовался восточным театром. В следующем году он покинул труппу Дюллена и перешел в театр «Комелі де Шанз-Элизе» Жоржа Питоева, где играл в течение года. 1923 г. Арто издал свою первую книгу - поэтический сборник «Небесный трик-трак» ('Tric-Trac du Ciel»), а также два номера собственного журнала «Більбоке». В 1925 г. вышли еще два сборника стихов Арто - «Пуп лімбів» («L'Ombilic des Limbes») и «Нервометр» («Le Pese-Nerfs»).

В 1924 г. Арто сблизился с сюрреалистами, стал одним из лидеров и теоретиков этого движения. Он сотрудничал с сюрреалистическими журналами, редактировал издание «Революсьйон Сюрреалист», возглавлял Сюрреалистическое Бюро Исследований, где разрабатывалась теория сюрреализма, исследовалась психология «сюрреалистической мысли» и т.д. В мае 1925 г. Арто выступил как режиссер, поставив пьесу Л. Арагона «К стенке». До сюрреалистического периода творчества Арто принадлежат его пьесы «Струйка крови» («Le Jet de sang», 1925) и «Самурай, или Драма чувств» («Samourai ou Le Drame du Sentiment», 1923-1925).

Драма «Струйка крови» была пародией на пьесу А. Салакру «Стеклянный шар» и синтезировала мистерию и буффонаду, возвышенное и низкое. Пьеса начинается псевдоідилічною картиной: Юноша и Девушка признаются друг другу в своих чувствах. «Я тебя люблю, я большой, я светлый, я полный, я крепкий, - говорит Юноша. - Мы серьезны в своих чувствах. Ах, какой же устойчивый мир». Но через мгновение перед влюбленными возникает апокалиптическая картина: столкнулись два небесные светила - и сверху начинает падать живой поток из человеческих ног, рук. волос, а также масок, колоннад, портиков, храмов... После этого один за другим появляются три скорпионы, лягушки и скарабей, которые опускаются... так медленно, что аж тошнит». «Небо с ума съехало», - кричит Юноша, призывая свою возлюбленную бежать, но вскоре он возвращается сам, поскольку потерял свою Девушку. Поочередно герой разговаривает со Священником, Церковным Сторожем, Сводницей, умоляя их вернуть ему «жену». Однако надежды Юношу бесполезны. Драма одного человека накладывается на абсурдный, буфонадно-ирреальный фон: Священник разговаривает с Юношей эксцентрично и алогично. Опять розгулюються земные стихии: Земля дрожит, разражается гроза, молнии рассыпаются зигзагами во всех направлениях. И на фоне инфернальных картин природы, что откровенно пародируют бурю в шекспировском «Короле Лире», происходят снаружи комические события. Антонен Арто прибегает к откровенной клоунады: все персонажи начинают бегать, «наталкиваясь друг на друга, падать на землю, вставать и вновь бежать как сумасшедшие». Завершается «Струйка крови «травестованим «танцем смерти», после которого огромная рука Неба хватает за волосы Звідницю. Арто-теоретик считал необходимым вводить на сцену «космические» темы, показывать «природные силы», а персонажей представлять зрителю «рядом с богами, героями и чудовищами». Арто-практик в показе «космического» синтезирует возвышенное с низким, и единственная реплика Гиганта (точнее, его «мощного голоса»), что схватил с небес за волосы Звідницю, сочетает патетику небесного правосудия с низким и натуралистичным: «Сука, посмотри на свое тело!» Сводня умоляет: «Дай мне покой, Господи!», а потом... кусает Бога в запястья. На сцену хлынет огромный поток крови, который и дал название мистерии-буфф Арто. Когда же загорается свет, все персонажи мертвы, а их трупы «лежат по всему полу». Живыми автор оставляет только Юноши и Звідницю. В финальной сцене пьесы Арто изображает преобразование действующих лиц в безжизненных марионеток. Возвращается Кормилица, держа под мышкой Девушку, «словно какой-то сверток». Она роняет ее на землю, и Девушка расплющивается. Вслед Девушке «приплюснутой, как галета», становится сама Кормилица, Юноша, наблюдавший за этой сценой, «застывает на месте, как онемела кукла». Мистерия таким образом превращается в театр марионеток.

«Самурай, или Драма чувств» - короткая драма в четырех актах. Долгое время она считалась утерянной, была найдена и опубликована лишь в конце 60-х pp. В этой «восточной» пьесе воплощен ряд принципов сюрреализма: эстетика сна (Самурай видит сон, но не спит), воплощение подсознательных желаний (они реализуются в каждом из четырех актов), мотивы эротики и насилия. В «Самураи» Арто применяет также такие приемы, как гротеск, «маріонетковість», маски. В 1926 г. после раскола в сюрреалистическом движении Арто оставил его ряды. Вместе с двумя другими сюрреалистами - Р. Вітраком и Г. Ароном зин основал Театр «Альфред Жарри». В ноябре того же года Арто опубликовал свой первый театральный манифест - «Театр «Альфред Жарри» («Le Theatre Alfred Jarry»), содержанием которого было отрицание существующего театра, как и всех устоявшихся форм культуры в целом. Театр «Альфред Жарри» не имел ни своего помещения, ни постоянной труппы. Он просуществовал до начала 1929 г. и успел посмотреть четыре спектакля. Первым был спектакль, показана лишь дважды (премьера состоялась 1 июня 1927 г.), которая состояла из сюрреалистических миниатюр трех участников театра («Сожженный брюхо, или Безумная мать» Арто, «Жігонь» Арона и «Тайны Любви» Витража). Второй спектакль (14 января 1928 г.) включала фильм Вс. Пудовкина «Мать» (по роману Максима Горького), запрещен французской цензурой, и третий акт пьесы П. Клоделя «Южный раздел». 2 июня 1928 г. состоялась премьера драмы «Сон, или Игра снов» А. Стриндберга, а 14 декабря того же года - последняя премьера Театра «Альфред Жарри» по пьесе Вітрака «Виктор, или Дети у власти». В течение этих лет Арто создал несколько манифестов своего театра: «Театр «Альфред Жарри». Год первый. Сезон 1926-1927 годов», Манифест нерожденного театра», «Театр «Альsped Жарри». «Сезон 1928року», «Театр «Альфред Жарри» (1929), «Театр «Альфред Жарри» в 1930 гон. Одновременно с работой в театре Арто снимался в кинофильмах. Среди его величайших киноролей - монах в фильме К.Т. Дрейера «Страсти Жанны Д.-Арк» и Марат в «Наполеоне» А. Ганса (оба - 1927). Савонарола в «Лукреции Борджиа» А. Ганса (1934). Пробовал Арто свои силы и как киносценарист (сюрреалистический фильм «Раковина и священник», 1927, реж. Ж. Дюлак).

Определяющим событием в жизни Арто была Колониальная выставка в Париже в мае 1931 г. Там он увидел спектакль фольклорного театра индонезийского острова Бали, которой посвятил статью «О балийский театр» («Sur le Theatre Balinais»). После этого Арто выступал с лекциями, написал ряд статей, манифестов, писем, вошедших в его выдающегося произведения - книги «Театр и его двойник» («Le Theatre et son Double»), в которой Арто раскрыл собственную театральную систему. Почти все составляющие этого сборника написаны в 1932-1935 гг.: «Театр и чума», «Алхимический театр», «Режиссура и метафизика», «О балийский театр», «Театр восточный и театр западный», манифесты «Театр Жестокости» («Le Theatre de la Cruaute»), «Письма о жестокости» («Lettres sur la Cruaute»), «Письма о языке «и др. Сама же книга вышла в феврале 1938 г.

«Театр и его двойник «содержит идею о том, что театр не должен быть «неподвижной копией, двойником повседневной реальности. Арто признает за театром самостоятельную и креативную роль («смысл жизни возобновляется театром»); он сам образует самодостаточную реальность, в которой должен быть свой двойник (тень). На этого двойника, по Арто, и «влияет театр, эту призрачную личину он и копирует». Арто противопоставляет «западный», рациональный, психологический театр «восточном», религиоВНОм, мистическом, метафизическом театра. Спектакль он считает ритуалом, сцену - местом священнодействия. Будущий театр - это «театр жестокости». Только жестокость, насилие, кровь и эротика способны вывести из эмоционального равновесия, пробудить первобытные инстинкты и вернуть западному зрителю потерянный им «вкус к жизни». Арто предлагает ставить кровавые трагедии Елизаветинского театра, инсценировать «взятие Иерусалима» или «завоевание Мексики», историю Синей Бороды «с новой идеей эротизма и жестокости» и «рассказ о маркиза де Сада, где эротизм будет транспонированный, алегоризований и объективированный в жестокости». Такие постановки, как Арто считал, должны вызывать чувство эстетического шока, воздействовать на зрителя, как чума. Театр, как и чума, служит раскрытию глубин первобытной жестокости, в которую выливаются все необычные возможности сознания». Арто считал, что изображены сцены насилия и жестокости выполняют терапевтическую функцию. Ведь они пробуждают темные инстинкты и страсти, тем самым способствуя очищению (катарсису) человека. «Театр сможет выполнить свою задачу только путем доведения зрителя до такого сомнамбулического состояния, при котором в нем высвобождаются все его преступные инстинкты - похоть, дикость, химеры, чувство утопии, даже его каннибализм».

Театр будущего является «алхимическим» театром: как алхимики пытались добывать золото, он должен «процеживать и добывать материю духа, поднимая ее до наивысшего градуса свободы.

Арто высказывался о необходимости ритуала, магии, мистерии в современном театре. Мечтая о «магический», религиозный театр, он отмечал, что темы такого театра «будут космическими, общими, истолкованными в соответствии с древнейшими текстами, заимствованными из старых мексиканских, индуистских, иудейских, иранских космогоній и тому подобных источников». Но он неоднократно декларировал и необходимость синтеза ритуального, материального с комическим, буфонним; отстаивал возможность сплава «магических трансов» с приемами и средствами цирка, мюзик-холла, комедийного кино.

Арто пытался художественно воплотить свою теоретическую театральную систему. В феврале 1935 г. он написал пьесу «Семья Ченчі»(«LesСепсі») - «трагедию на четыре действия за Шелли и Стендалем». Премьера, которая состоялась 6 мая и продолжалась 17 дней подряд (Арто играл роль графа Ченчі), разочаровала публику и критиков. Арто воспринял ее как провал и невозможность реализовать свои замыслы в традиционном театре. Он решил отправиться за океан для встречи с доколумбівськими цивилизациями. В январе 1936 г. Арто прибыл в Гавану, оттуда отправился в Мексику, где читал лекции в университете, писал для местных газет статьи на общественно-куль-турну тематику. В августе Арто отправился к удаленной местности Сьерра Тараумара, где принял участие в ритуале, устроенном жрецами индейского поселения. Ритуал основывался на применении сока пейотлю (местного кактуса, из которого добывают галлюциноген). Описывая свое путешествие в Мексику в книге «Тараумара» («Аи pays des Tarahumaras»), Арто признался, что понял тогда смысл жизни, достиг свободы духа.

В ноябре 1936 г. Арто вернулся в Париж. Он был больным, усилилась его наркотическая зависимость, обострилось неприятие европейской жизни. Арто прошел несколько курсов лечения от наркомании, возобновил дружеские отношения с Сесиль Шрамм. Поскольку речь шла до брака, в мае 1937 г. Антонен и Сесиль поехали в Брюссель для знакомства с ее родителями. Здесь Арто прочитал лекцию о Тараумару, которая завершилась скандалом, в результате которого родители невесты отказали Арто. После этого Арто навсегда отказался как от интимных связей, так и от мира и себя. В сентябре 1937 г. Арто совершил свое последнее паломничество в Ирландию. Он писал оттуда, что он - Христос, способен спасти человечество от будущей войны, что его миссия заключается в разрушении устоев порочной европейской цивилизации; утверждал, что отыскал в Ирландии Святой Грааль, привезенный туда королем Артуром. У Арто развилась мания преследования. В сентябре он учинил скандал в Дублинском монастыре, просидел несколько дней в тюрьме, а 29 сентября отбыл в Гавр. Во время плавания Арто кинулся на механика, заподозрив его в злых намерениях. Прибыв в Гавр, Арто попал в больницу как опасный душевнобольной.

Арто находился в различных французских клиниках. Он переписывался с друзьями, регулярно вел дневник, включающий воспоминания о богемное прошлое, кабалістичні и ритуальные символы, магические заметки, «творил» стихи на неизвестном языке, похожей на индейские диалекты. В период гитлеровской оккупации Франции друзья Арто (А. Адамов, Ж.-Л. Барро, П. Элюар, Р. Деснос) добились его перевода в психиатрическую больницу городка Родез, что на юге страны. Сюда Арто прибыл в феврале 1943 г. Основной формой творчества Арто этого периода стали письма, часть из которых вышла в свет в апреле 1946 г. под названием «Письма из Родеза»(«Lettres de Rodez»). Весной 1946 г. благодаря вмешательству друзей Арто уволили из больницы, и он вернулся в Париж. На деньги, собранные от аукциона картин и книг (в нем приняли участие художники П. Пикассо, Ж. Нехватка, Г. Арп, Ф. Леже, писатели А. Жид, Т. Тцара, П. Элюар, Ж.-П. Сартр, Ф. Мориак), друзья Арто наняли ему флигель во дворе психиатрической больнице в пригороде Парижа - Ивр-сюр-Сен. Там он и умер в 1948 г. от рака прямой кишки.

Театральная теория и практика Арто оказала заметное влияние на послевоенную драматургию, в частности, на театр абсурда (Э. Ионеско, Ж. Гонит, Ф. Аррабаль, Е. Олби), мировую авангардную режиссуру (Р.Блен, Ж.-Л.Барро, М.Бежар, П.Брук, Есть. Гротовский, В. Фокин), западную философию (Ж. Батай, М. Фуко, Же. Деррида, Ж. Делез).



Тв.: Рус. пер. - Театр и его двойник. Театр Серафима. - Москва, 1993; Струя крови // Антология франц. сюрреализма. 20-е годы. - Москва, 1994; Два письма// Пр. лит. - 1997. - № 4; Театр и его двойник. Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. - С.-Петербург-Москва, 2000.

Лит.: Антонен Арто: Портрет в зеркалах // Пр. лит. - 1997. - № 4; Максимов В. Антитеатр Антонене Арто // Театр,- 1991. - № 5; Максимов В. Введение в театр, систему Антонене Арто. - С.-Петербург, 1998; Малявин В.В. Театр Востока Антонене Арто// Восток-Запад. - Москва, 1985. - Вып. 2.

Есть. Васильев