СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ
Поединок добра и зла в трагедии Иоганна Вольфганга Гете «Фауст»
Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете написал трагедию «Фауст», над которой работал более 60 лет. Образ великого искателя истины волновал его всю жизнь. В трагедии он показал поединок добра и зла как движущую силу развития, изменений, динамики бытия.
В прологе автор ставит вопрос: что есть Человек в этом прекрасном, гармоничном и совершенном Вселенной? Человек несчастный, вечно страдает, ей жилось бы лучше, если бы не ее ум-искра Божья. Герой его трагедии, скептик и насмешник Мефистофель говорит, что мир человека построен плохо: «Там беспросветная тьма, и Человеку бедному так плохо». Человек мыслит, но от этого страдает еще больше, потому что понимает бессмысленность многих социальных институтов, законов, обычаев, предрассудков, понимает, что в социальных бедах виновата не природа, не Вселенная, а она сама Человек.
В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей - истина. Поэт нам постоянно напоминает об этом. Два героя трагедии - Фауст и Мефистофель - наглядно нам демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного.
Образ Мефистофеля олицетворяет в себе дух отрицания и разрушения. Но он не может уничтожить основное - жизнь. Он тоже творит через отрицание. Фауст и Мефистофель постоянно спорят, но этим они лишь взаимно пополняют единую идею. Гете не всегда стоит за Фауста и против Мефистофеля. Часто он мудро признает правильность мыслей и поступков.
Фауста и Мефистофеля автор наделил определенными человеческими чертами. Фауст - недоволен, «деятельный гений», страстный, готов страстно любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Натура горячая и энергичная, он очень чувствительный, его сердце легко ранить, иногда он эгоистичен и всегда бескорыстный, отзывчивый, человечный. Фауст ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Страдания Фауста причепливе, страстное стремление к истине. Фауст - это жажда постижения, вулканическая энергия познания. Фауст и Мефистофель - два антипода. Первый голодный, второй насыщенный, первый пожадливий, второй сыт досыта, первый рвется за пределы, второй знает, что там нет ничего, там пустота, и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, несмотря на все его порывы как на баловство, капризы, и весело им потакає - ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом.
Мефистофель уравновешенный, страсти и сомнения не волнуют его. Он смотрит на мир без ненависти и любви, он презирает его. В его колючих репликах много печальной правды. Это не тип вора. Он издевается над гуманным Фаустом, который губит Маргариту, и в его насмешках звучит правда, горькая даже для него - духа тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленной длительным наблюдением за взлом и отчаявшегося в хорошем начале мира. Мефистофель не верит ни в добро, ни в зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что она - вечная, что никак ее не переделать. Он смеется над человеком, который со всей своей ничтожностью пытается что-то исправить в мире. Для него это утешение, и он смеется. Смех этот снисходительный. Мефистофель даже жалеет человека, думая, что источник всех его страданий - это самая искра Божья, которая ведет человека к идеалу, к совершенству, недостижимая, как понятно это ему, Мефістофелю. , Мефистофель умный. Сколько иронии, издевательства над мнимой ученостью, тщеславием человеческим в его разговоре со студентом, который спутал его с Фаустом!
Теория, мой друг, суха. И зеленеет жизни древо.
Прочитав трагедию «Фауст», можно сделать вывод, что мир держится на противостоянии творческого духа (Фауст) и духа отрицания и разрушения, сомнения и неверия (Мефистофель).
|
|