ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АРИСТОТЕЛЬ со Стагіри

(384-322 гг. до н. э.)

АРИСТОТЕЛЬ со Стагіри - творчество писателя

АРИСТОТЕЛЬ со Стагіри (384-322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ.

Аристотель - исключительная фигура по степени своего влияния на развитие философской и научной мысли древнего мира, Средневековья и Нового времени. Аристотелю присуща универсальность знаний и интересов: от метафизики к зоологии и метеорологии.

Тем временем его жизнь была полна испытаний. Аристотель родился в македонском г. Стагіра. В 367 г. до н. э. он приехал в Афины для получения образования в Академии Платона. Уже здесь выделялся своими знаниями и талантами. В 343 или 342 г. до н. есть. Аристотеля пригласили стать воспитателем Адександра - сына македонского царя Филиппа (будущего Александра Македонского). Он исполнял эти обязанности в течение трех лет. Вернувшись после в Афины, Аристотель открыл собственную школу - Ликей. Лекции он читал здесь в аллеях сада во время прогулок, за что его учеников называли «періпатетиками» («прогуливающимися»). Ликей был не только школой, но и сообществом друзей, единомышленников.

Несмотря на славу, Аристотель не был гражданином Афин. Более того, после смерти Александра (323 г. до н.э.), в условиях травли людей промакедонської ориентации, он был вынужден бежать из Афин и поселиться на о. Эвбея у восточных берегов Аттики. Здесь Аристотель и умер, завещав руководство Лікеєм, а также управление библиотекой своему ученику Теофрасту.

Творческое наследие Аристотеля чрезвычайно велика. Список, составленный одним из библиотекарей Александрии, включал 146 названий. Среди них естественно-научные, политические, философские, этические произведения. Аристотель разрабатывал также вопросы теории искусства. Так, для примера, арістотелівська теория поэзии отразилась в трактате «Поэтика», а теория художественной прозы - в трактате «Риторика». Мнения Аристотеля, высказанные в этих работах, начали европейскую литературную теорию. Он рассматривает важные проблемы поэтического творчества, вопрос о предмете и сущность поэзии (учение о подражании, «мимезис»), ее функции и учение о катарсисе), специфику характеров (учение о правдоподобность и соответствие), правила построения драмы и т.д.

В рассуждениях Аристотеля угадывается полемика с некоторыми предшественниками, прежде всего с Платоном.

Последний трактовал поэзию как позараціональне явление, связанное с интуицией. В отличие от Платона, Аристотель рассматривает творчество как «технэ», творения, обосновано способностью и потребностью в подражании. Причем важно, что эту потребность Аристотель понимал не как подсознательно-инстинктивную, а как интеллектуальную, связанную с работой мысли. Как пример, Аристотель обращает в «Поэтике» внимание на то удовольствие, которое получает человек, рассматривая изображения животных, даже уродливых. Это удовольствие он объясняет радостью узнавания, схватывания сходства (операция чисто логическая).

Аристотель рассмотрел также основные жанры (трагедию, комедию, эпос). Текст «Поэтики», сохранившийся до наших времен, трактует, в основном, трагедию и эпос. Особенно большое внимание Аристотель уделял трагедии, наиболее почитаемом греками литературному жанру. Аристотель рассказывает о происхождении трагедии от запевал дифирамбов (диалогические песни, исполняемые как перекличка півхорій). Трагедии Аристотель обозначил как «подражание важной и законченного действия, которая имеет определенный объем (подражание)при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной через действия, а не рассказ, что благодаря состраданию и страху очищает такие эффекты». Особенно много раВНОчтений в этом определении повлекла его заключительная часть. Так, например, лишь в XVI в. толкование «катарсиса» (очищения) мало 12 различных вариантов, а позже этих толкований появилось еще больше. Однако с течением времени этот термин приобрел более свободного и расширенного значение: под ним стали понимать идею морального воздействия произведения искусства в процессе последовавших за ним сопереживание.

Степень воздействия произведения Аристотель связывал с уровнем его художественной организации. Так, Аристотель подчеркивал, что фабула должна быть органически целостной, законченной, такой, что имеет достаточный для достижения названной цели объем. Аристотель указывал, что для достижения художественного эффекта в фабуле целесообразны сцены перипетий и впізнавань, как и логика событий, что следует из них. Особенно высоко ценил Аристотель перипетии в трагедии Софокла «Царь Эдип». Аналогичное требование логичности, правдоподобности требовал Аристотель также от характеров. Кроме того, характеры в трагедии, по его мнению, должны быть благородными по своей сути. А герой должен страдать не из-за своей порочности, а за невольный просчет или ошибку, иначе он не вызывал бы сострадание. Образцом трагического характера Аристотель считал царя Эдипа.

Видное место в «Поэтике» уделено словесной форме трагедии. Аристотель рекомендовал поэтам-трагікам пользоваться ямбічним ритмом, поскольку он ближе к разговорной речи. Среди образных средств Аристотель особенно ценит метафору, считая, однако, что для того, чтобы быть умелым в метафоре, нужно иметь талант улавливания сходства. Высоко ценил Аристотель музыкальную часть трагедии - партии хора.

«Поэтика» также знаменателен тем, что мы находим в ней в зачаточной форме учение о типичное. Так, сопоставляя поэзию и историю, Аристотель отмечает, что историк рассказывает о том, что на самом деле произошло, описывает факты, а поэт зато отражает то, что может случиться, что является сущностной перспективой, «вероятной или необходимой».

Некоторые мысли Аристотеля в последующие века потерпели уточнений, просмотра, однако в своей основе большинство из них была принята и оказала заметное влияние на развитие теории литературы и искусства.

В Украине влияние Аристотеля особенно ощутимо прослеживается с конца XVI ст., когда в учебных курсах братских школ, Острожской школы, Киево-Могилянской академии и других учебных заведений учение Аристотеля мало доминирующий характер. В последующие два века украинские ученые не только опирались на «Поэтику» Аристотеля, но и полемизировали с ней. Сюда следует отнести И. Кононовича-Горбацкий, И. Гизеля, С. Яворского, Ф. Прокоповича. Нормативность Аристотелевой поэтики и риторики потерпела четкой критики в известных теоретических работах И. Франко «Поэзия и ее становисько в наших временах» (1876) и «Из секретов поэтического творчества» (1898). На украинском языке «Поэтику» Аристотеля перевели Ю. Мушак и Борис Тен.



Тв.: Укр. пер. - Поэтика // Ин. филология. - 1965. - В. 4; Поэтика. - К., 1967, 2000, 2003; Политика. -К., 1992; Об искусстве // Вселенная. - 1978. - №12; Рус. пер. - Поэтика. - Москва, 1957; Сочинения: В 4 т. - Москва, 1976-1983.

Лит. Аристотель и ант. литература. - Москва, 1978; Баглай И. «Поэтика» Аристотеля укр. языке // Вселенная. - 1967. - № 6; Баглай И. «Поэтика» Аристотеля в оценке И. Я. Франка//Материалы наук, конференции Ужгородского гос. ун.-ту. - К. - Ужгород, 1967; Миллер Т.А. Аристотель и ант. лит. теория. - Москва, 1978; Петровский Ф.А. Сочинения Аристотеля о поэт, искусстве // Аристотель. Об искусстве поэзии. - Москва, 1957; Чанышев АН. Аристотель. - Москва, 1987.

М. Никола