|
АРХИЛОХ
(VII в. до н.э.)
АРХИЛОХ - творчество писателя
АРХИЛОХ (VII в. до н.э.) - древнегреческий поэт. Уроженец о. Парос. Сын аристократа Телесікла и рабыни. Прожил бурную, полную опасностей жизнь. Зарабатывал на жизнь ремеслом наемного воина. Объездил немало краев греческого мира, участвовал во многих военных столкновениях. Да, он воевал на островах Фасос и Эвбея, бился в Фракії. ездил он в Великой Греции (Южная Италия). Известно, что погиб в битве с жителями о. Наксос. Точное время жизни Архилоха неизвестен, но обычно ориентируются на солнечное затмение 5 апреля 648 г. до н. э., о котором поэт упомянул в одном из стихотворений.
Архилох стоит у истоков декламаційної лирики. Ему приписывают значительное количество стихов, написанных ямбами, хореями и елегійними двовіршами. Однако до нашего времени уцелело чуть больше сотни стихотворных текстов, преимущественно в отрывках. Уже современники воспринимали как поэта Архилоха нового типа, который противостоит гомеровской традиции. Действительно, мы чувствуем внутреннюю полемику Архилоха с позицией эпического художника. Во-первых, Архилох как лирический поэт говорит от имени своего «я», опирается на личный опыт, утверждающий право на выражение личных чувств и мыслей. Эти чувства и мнения часто диаметрально противоположные тем, которые развивались в эпосе.
Так, в Архилоха мы не найдем эпического трактовки темы родины, героизма, воинской доблести. Его не привлекают богатство, видное положение, воинские почести:
В мыслях не Гігес, что богат на сокровища,
Меня не мучает зависть, не удивляюсь
Из деяний богов я, власти царской не жду:
Далеко очень все это от глаз моих.
(Пер. А. Белецкого)
Полемизирует Архилох и с традиционно изображаемым типом физической красоты воина:
Не люблю вождя статного,
что, как женщина, мягко идет,
Что гордится волосами -
плеканим, заключенным.
Пусть приземистый будет, коренастый, -
только бы он
По земле ступал несхитно,
только бы мужественное сердце имел.
(Здесь и далее пер. А. Содомори)
Архилох более всего ценит в человеке личную отвагу, умение защитить себя. Однако осознает изменчивость человеческого духа и признается в собственной слабости. Так, в одном из стихотворений он откровенно рассказывает, что бросил щит на поле боя и бежал, однако не жалуется:
Кто-то из саійців щитом моим добрым
гордится сейчас:
В битве его волей-неволей где-то в кустах я оставил.
Душу зато спас!
А щитом, право, не грустил:
Пусть себе! Потерял один - другой,
не хуже, куплю.
Примечателен целый ряд стихотворений Архилоха с философским звучанием. Он призывает мужественно выдерживать удары судьбы, помнить о ритм человеческого литья, где удачи чередуются с бедой и бедностью. Неоспорима для поэта власть богов, однако он видит и опору, данное ими в силе духа. Примечательна в этом смысле элегия Архилоха на смерть его зятя, какого Перикла, который погиб во время бури на море:
Грусть, Перікле, вокруг запал,
не потерпит сегодня
Радости никто из граждан, город - в скорби тяжелой;
Сколько прекрасных людей розколихане
бурей море Покрыло!
От боли и слез наши сердца одновременно
Будто отекли. И все же от невыносимой тоски,
мой друг,
Средство дали нам боги - несокрушимую стойкость души.
Беда по очереди приходит на каждого: вот и над нами
Сейчас простерлось оно, нас к живому дійма,
Завтра будут страдать другие; поэтому нечего!
Вспомните, наконец,
Кто вы, и слізливим женщинам жалость
и тоску оставьте!
Можно утверждать, что самый известный стих поэта также развивает идею душевной стойкости. Этот написан хореями текст содержит обращение Архилоха до собственного сердца, вернее, собственного духа:
Сердце, сердце! Беды ярости отовсюду тебя огорчают пустые -
Ты же отважно защищайся, с врагами
позмагайсь.
Пусть тебя везде подстерегает вражда - всегда будь
Непоколебимое. Победишь - не хвались
открыто этим,
Побеждено - дома в одиночестве сдерживай плач.
Радость есть - не радуйся слишком, есть несчастье - не грусти
Сверх меры. Умей познать
изменения в человеческой жизни.
(Пер. Г. Кочура)
Однако, несмотря на то, что Архилох претерпел немало лишений и научился мужественно встречать их, ничему не удивляясь, мы чувствуем, что он - жизнелюб, умеет находить радости в жизни и ценить их. Для Архилоха - это поэзия, «сладкий подарок муз», это поддержка преданного друга, в конце концов, это утешение банкетов, «пенная чаша».
Упомянутые поэзии подтверждают раВНОобразие ритмов Архилоха. Известно, что поэт пользовался т.н. «паракаталоге» - типу исполнения, средним между пением и чтением, похожим на мелодекламацию или речитатив. А писал также музыкальные произведения для флейты.
Однако больше всего прославился Архилох ямбами, стихами ироничного, полемического и резко сатирического содержания. Известно, что часть этих произведений была связана с его неудачей в любви. Он был влюблен в какую-то Необулу, чью красоту страстно прославлял. Но после отказа отца девушки при сватовстве Архилох написал о Необулу, ее отца и сестер настолько желчные стихи, что, по легенде, те не пережили обиды и наложили на себя руки.
Архилох писал не только элегии и ямбы, но и дифирамбы, гимны, басни. Так, известно, что большой популярностью пользуется его гимн в честь Геракла, который содержал звукоподражательный припев «tenella» и т. д. Через много веков после смерти Архилоха его еще исполняли на Олимпийских играх. Память о Архилоха долго берегли его земляки. Это подтверждает найденный на о. Парос надпись, свидетельствующая об основании на острове культа Архилоха как героя.
В историю европейской поэзии Архилох вошел как первый поэт с ярко выраженной индивидуальностью: искренний, непосредственный, задиркуватий, который не стесняется выражать свои чувства. Он был натурой поривчастою, страстной, изменчивой, как и беспокойная, переходная эпоха, в которой ему пришлось жить.
На украинском языке произведения Архилоха переводили Г. Кочур, А. Содомора и А. Белецкий.
Тв.: Укр. пер. - [Произведения) // Золотое руно. - К., 1985; Рус. пер. - [Произведения] // Античная лирика. - Москва, 1968; [Произведения] // Парнас: Антология античной лирика. - Москва, 1980.
Лит.: [О Архилоха] // Тройский И. М. История античной литературы. - Москва, 1983; Семенов А. Ф. Очерк истории греческой лирика классического периода. - Ростов-на-Дону, 1910; ЯрхоВ.Н., Полонская К.П. Античная лирика. - Москва, 1967.
М. Никола
|
|
|