ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АРАГОН, Луи

(1897 - 1982)

АРАГОН, Луи - творчество писателя

АРАГОН, Луи (Aragon, Louis - 03.10.1897, Париж - 24.12.1982, там же) - французский писатель.

Арагон родился в Париже. После окончания парижского лицея в 1916 г. поступил на медицинский факультет Сорбонны. В конце Первой мировой войны Арагон - в армии. В 1917 г. началась его литературная деятельность. Вернувшись с фронта, юный поэт примкнул к дадаистов (сб. «Фейерверк» - «Feu dejoie», 1920). В поэтическом сборнике «Фейерверк», как и в первых его прозаических произведениях («Анісе, или Панорама», 1921; «Приключения Телемаку», 1922), царит стихия ничем не ограниченного, дадаистского произвола, писатель откровенно играет, создает каламбуры. Даже упражнения в «автоматическом письме» не отвлекли Арагона от аполлінерівської, дадаистской традиции. Герой первого романа - Анісе стал поэтом-дадаїстом, поскольку обнаружил склонность к «неприличных крайностей». Анісе в угоду красоте, которую олицетворяет красавица Мирабелла, готов убить человека, вступает в разбойничью банду. Сближение с А. Бретоном привело Арагона в ряды сюрреалистов. В течение более чем десятилетнего пребывания в этой группе писатель опубликовал несколько поэтических сборников («Вечное движение», 1924; «Судьбы поэзии», 1926; «Большие веселье», 1929) и прозаических книг («Столичные потехи», 1923; «Либер-тінаж», 1924; «Волна грез», 1924; «Парижский крестьянин», 1926; «Трактат о стиле»(1928). Арагон видел в сюрреализме форму протеста против общества как такового; он был неизменным участником скандальных «спектаклей», которыми восхищались сюрреалісти в начале 20-х годов, в момент зарождения группы, тесно связанной тогда с дадаїзмом. «Долой светлый французский гений!», - повторял Арагон. «Я никогда не искал ничего другого, кроме скандала, и я искал его ради него самого», - писал он об этом времени.

В 1924 г. появилось эссе Арагона «Волна грез». «Мечты» - или «сны» - одно из ключевых понятий сюрреализма. Человек становится сюрреалистом в тот момент, когда неожиданно накапливается «волна грез», «которые приобретают характер видимых, слышимых и ощущаемых галлюцинаций». Возможно, это и «волна снов»; Арагон рассказывает о том, как на сюрреалистов буквально хлынула «эпидемия сна» («они засыпают везде»).

В «Предисловии к " современной мифологии» (предисловие к «Парижского крестьянина» - «Le paysan de Paris», 1926), как и в других своих тогдашних манифестах, писатель сформулировал принцип сюрреалистической эстетики, согласно которому в искусстве следует воплощать новые мифы». Эти мифы - «на каждом шагу», они в ощущении «чудесного повседневности», в столкновении и игре контрастов. Арагон отмечал, что каждый человек может быть сюрреалистом, если найдет образ, который «уничтожит Вселенная». «В песчаных дворцах насколько вы замечательные, колонны из дыма!» - восклицал Арагон, созерцая «удивительные сады абсурдных верований и предчувствий» «современной мифологии» сюрреализма. В «Трактате о стиле» Арагон писал, что наиболее характерными чертами своего стиля, в соответствии с принципами сюрреализма, он считает создание намеренно несвязанных произведений, несогласованность, забвение предыдущего и другие неправильности. В частности, он стремился к уничтожению грамматических языковых норм («я хожу по земле синтаксис»), умышленно путал употребление глагольных времен и т. д. Однако в «Парижском селянині» есть много полных лиризма страниц, где речь идет о любви, о влюбленных, о улицы и сады, которыми прогуливаются влюбленные. «Парижский крестьянин» похож на жанр «стихов-прогулок» Г. Аполлинера, хотя эта «прогулка» написана не стихами, а лирической прозой, каприВНОй и прихотливой, без цели и плана, волей случая, с не меньшим желанием и умением предоставить поэтического значения всему тому, что попадается на пути - улочкам Парижа, парикмахерским, чистильникам обуви и др. Природу писатель называет отражением своих представлений, не столь усердно и поэтично ее изображает, что не оставляет сомнений в реальности созданной им картины. В «коллажах», которые часто встречаются в тексте, вмонтированные вырезки из газет, объявления, афиши, воспринимаются уже не как глупость, а как детали модернизированного морского пейзажа. «Парижский крестьянин «заканчивается уславленням поэзии: «К поэзии стремится человек». «Поэтическое познание» приобретает для Арагона такого фундаментального значения, как и любви; образ - основа «современной мифологии». Потребность в любви и потребность в поэзии - первопричина отступления от декларируемого сюрреализма «Парижского крестьянина», и разрыва между А. Бретоном и Арагоном, что произошло вскоре.

В стихах Арагона ощутимее, чем в прозе, прослеживается, что ему лично сюрреализм мог показаться мистификацией и игрушкой - это очевидно и в стихотворении «Ставни», который состоит только из 20 раз повторенного слова «підвіконниці», и в ироничной эпитафии дадаїстові - «ветерану сражений», и в літаніях, монотонных причитаниях по поводу «замечательных ноженят», и т. п. Ранние стихи Арагона - стихи утонченной обраВНОсти, построенные на трудно вловлюваних ассоциациях, на подчеркнуто субъективном восприятии, на игре в «неожиданности», на поисках максимально эффективного варианта.

Разрыв Арагона с сюрреализмом стал очевидным фактом после посещения им в 1930 г. CCCP: «Я вернулся другим человеком». Этот «другой» писатель, увлеченный идеей революционного преобразования, строительства социализма воинственно противопоставил сюрреалізмові «возвращение к реальности», которое осуществляет искусство «социалистического реализма или - что одно и то же - революционного романтизма».

Огромное значение для Арагона мало того, что т. н. «социалистический реализм» знаменовал возвращение к национальной реальности, к «национальной истины», висміяної авангардизмом, к национальной художественной традиции. На этом пути, по убеждению Арагона, и осуществляется возврат к гуманизму. Чтобы доказать это и преодолеть здрібнілість многотомного романа и закостенелость жанра семейной хроники, Арагон обратился к этому жанру, создав серию романов, объединенных общим названием «Реальный мир» (1934-1951). Сюда вошли «Базельские колокола» (Les Cloches de Bale», 1934), «Богатые кварталы» («Les Beaux Quartiers», 1936), «Пассажиры імперіалу» («Les Voyageurs de l'imperiale», 1940), «Орельен» («Aurelien», 1944), «Коммунисты»(«Les Communistes», 1949-1951).

Название арагонівської серии - «Реальный мир» - заявляет о некий эстетический принцип, но не содержит в себе жанровой дефиниции. Романы объединяются прежде всего исходной идеей, интерпретацией современного общества в ракурсе революционной идеи с точки зрения «перехода», то есть качественной перестройки сознания человека, которая делает выбор между противодействующими политическими позициями. Про раннюю прозу напоминает непринужденно-произвольная композиция романов, которые состоят из большого количества эпизодов, сцен, деталей, нанизываются один за одним. О прозе 20-х годов напоминает и манера повествования, в которой переплетаются монологи персонажей и авторский монолог. Но лирический герой араґонівської прозы - теперь уже не «парижский крестьянин», который делает сюрреалистическую «ревизию вселенной».

В «Базельских колоколах» изображена Франция накануне Первой мировой войны. Выстраивая свой излишне политизированный роман на противопоставлении антагонистических социальных сил, Арагон сделал характерным их воплощением образы женщин - Диану и Клару. Мир борьбы и больших чувств приоткрывается Кларе, которая бунтует против буржуаВНОго брака, в отличие от Дианы, для которой он является смыслом жизни. Роман заканчивается патетической рассказом о новых отношениях, о настоящей любви, о новую женщину.

Судьба центрального героя романа «Богатые кварталы», сына мэра города Серіан - Армана Барбентана, также определяется борьбой. В результате длительной эволюции, после тяжелой жизни в Серіані, а затем в Париже, где он появился, разорвав отношения с отцом, карьеристом и демагогом, Арман покидает «богатые кварталы». Детальное воспроизведение эволюции Армана, его исканий объединяет материал книги вокруг проблемы освобождения личности, что делает второй роман цикла свободным от той схематичности, которая особенно заметна в композиции «Базельских колоколов».

У героя романа «Пассажиры імперіалу» Пьера Меркадьє также вызревает мысль, что его жизнь - жизнь мещанина - абсурдное и ужасное, но он не в состоянии порвать со своим обществом. Арагон чрезвычайно скрупулеВНО и тщательно описывает «изнутри» семьи с «богатых кварталов», рассказывая истории жизни Дианы, Эдмона Барбентана, Полетти Меркадьє, которые не выдерживают проверки на простейшие и самые обычные человеческие чувства.

Зато любовь Орельєна и Береники («Орельен») возвышается над опустошенным и циничным миром, где любовь выродилось в семейную сделку или избитую «постельну» историю. В эпилоге романа, где описывается встреча Орельєна и Береники после восемнадцати лет разлуки, трагического лета 1940 г. смертельно ранен немецкой пулей героиня успевает сказать Орельєну: «Нужно бороться». Так возникает главный критерий оценки и личного и общественного поведения каждого человека, каждого француза - Франция.

«Коммунисты» не оставляют сомнений в том, что именно для Франции в конечном итоге организует писатель весь материал «Реального мира».

После оккупации фашистской Германией Франции Арагон включился в движение Сопротивления. Его произведения, написанные в годы войны, как и послевоенные поэмы, принадлежат к наивысшим достижениям французской поэзии XX в. «Продолжать Францию» призвал он, чувствуя себя в центре непрерывного живого потока, воспроизводя его и в своих статьях (о Г. Курбе, Стендаля, В. Гюго, Г. Роллана и др.), и в своей поэзии с большим количеством аллюзий из национальной истории, с магистральным образом отечества. Арагон размышлял о «национальный характер рифмы», о «рима в 1940 p.»; виртуоВНО использованы и творчески продолжены Арагоном формы национальной поэзии воспринимаются в боевой смысловой функции - функции Сопротивления. «Любовь жива, и Франция живет» - драма разлученных влюбленных иллюстрирует драму отечества в годы военного лихолетья.

Послевоенные арагонівські поэмы - гигантское полотно современного мира («Глаза и память» - «Les yeuxetlamemoire», 1954; «Незаконченный роман» - «Le roman inacheve», 1956) и далекого прошлого («Одержимый Эльзой», 1963), исторических рубежей, которые ставят лирического героя перед неизбежностью выбора, необходимостью осознать свое предназначение, свою ответственность за Любовь и за Историю.

В названных поэмах, как и в поэтических сборниках «Снова нож в сердце» (1948), «Мои караваны» (1954), лирические строки перемежались с философскими размышлениями, отзывы минувшей войны-с рассуждениями о современности, размышления о путях развития человечества в XX веке - с воспоминаниями поэта и эпизодами его биографии.

Несмотря на значительное прозаическое наследство Арагоном (в 1980 г. вышла в свет еще один сборник рассказов писателя «Соврать - правду сказать»), он вошел в историю французской литературы как поэт. Неслучайно последней книге Арагона, которая увидела свет в год его смерти, была поэма «Прощание».

Арагон интересовался и Украиной. В очерке «Украинское интермеццо» (1955) дал обзор украинской литературы, в частности творчества Т. Шевченко, проанализировал роман «Всадники» Ю. Яновского. «Всадники» Ю. Яновского вышедшие в Париже под редакцией и с предисловием Арагона. На украинском языке произведения Арагон переводили М. Терещенко, Борис Тен, В. Коптилов, В. Ткаченко, М. Овруцкая и др.



Тв.: Укр. пер. - Красный фронт. - X., 1932; Поэзии. - К., 1950; [Стихи] // Отечество. - 1950. - № 6; Украинское интермеццо // Отечество. - 1958. - № 1; 3 «Незаконченного романа» // Вселенная. - 1967. - №4; [Стихи] // С зар. поэзии. - К., 1972; [Стихи] // Вселенная. -1958. - № 4; 1978. - № 12; 1980. - №5; 1983. - № 7; Оружием слова. - К., 1987; Рус. пер. - Собр. соч.: В 11 т. - Москва, 1957-61; Поэзия. - Москва, 1980; Анри Матисс: В 2 т. - Москва, 1981; Римские свидания. - Москва, 1984; Огонь Прометея. - Москва, 1987; Гибель всерьез. - Москва, 1998.

Лит.: Балашова Т. В. Творчество Арагона. К проблеме реализма XX в. - Москва, 1964; Вербицкий П.П. Поэт родины // Вербицкий П.П. Знаменосцы мира. - К., 1955; Затонский Д.В. Постижение будущего // Затонский Д.В. В поисках смысла бытия. - К., 1967; Паевская Л.В. Луи Арагон. Био-библ. указ. - Москва, 1956; Пащенко В.И. Луи Арагон и лет. Движения Сопротивления во Франции. - Львов, 1960.

По Л. Андреевым