ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АПДАЙК, Джон

(рожд. 1932)

АПДАЙК, Джон - творчество писателя

АПДАЙК, Джон (Updike, John - нар. 18.03.1932, Шиллінґтон, Пенсильвания) - американский писатель.

Родился в семье учителя, нидерландского эмигранта, его мать по происхождению была немкой. После окончания школы в родном городке Апдайк изучал английскую литературу в Гарвардском университете, который окончил в 1954 году.

За год до этого он женился на Мэри Энтвистл Пеннігтон, с которой проживет 14 лет и иметь четверо детей (второй брак - в 1977 г. с Мартой Раглз Бернард). В 1954 году Апдайк с успехом сдал выпускные экзамены на годичных курсах живописи в Оксфордской школе искусств (Англия), однако свою давнюю мечту стать художником в компании Уолта Диснея так и не осуществил.

Апдайк принадлежит к тому послевоенному поколению писателей США, которое пришло в литературу с университетскими дипломами и основательной гуманитарно-филологической подготовкой, чем отличалось от знаменитых старших коллег (Е. Хемингуэя, В. Фолкнера, Д. Стейнбека, Г. Колдуэлла, Р. Райта и др.), возможно, не столь эрудированных, но с богатым жизненным опытом. Для Апдайка характерны высокая литературная техника, стилевое богатство, пристальное внимание к психологии своих героев; объект его изображения - жизнь интеллигенции, хорошо знакомого ему «среднего класса». Дебютировал очерками, стихами, фельетонами в журнале «Нью-Йоркер» (1955-1957) и поэтическим сборником «Деревянная курица». Как прозаик обратил на себя внимание романом «Ярмарка в приюте» («The Poor house Fain», 1959), действие в котором забывается в приюте для людей пожилого возраста. Его жители бунтуют против своего директора, озабоченного социальными исследованиями. Но по-настоящему Апдайк заявил о себе как оригинального мастера романом «Беги, кролику» («Rabbit, Run», 1960). Его герой - «американец», 26-летний Гарри Энгстром по прозвищу Кролик, - несколько инфантильный, лишенный внутреннего стержня, когда талантливый баскетболист, а ныне занят малопочесною деятельностью - рекламой кухонных вещей, был значительным художественным открытием писателя, характерным социальным типом, рожденным «напуганными п'ятдесятими». Енґстром - отец семьи, у него трехлетний сын, а жена Дженис снова надеется ребенка; однако герой подсознательно недоволен своим бытом, поэтому и иногда убегает, оставляя семью; его любовница Рут тоже должна родить. Во время очередного «побега» Кролика его новорожденная девочка погибает, захлебнувшись в ванне по вине Дженис, которая заохотилася к спиртному. В финале «бунт» героя заканчивается его возвращением в семейное лоно.

История Кролика была продолжена Апдайком в последующих романах. Таким образом, из-под его пера вышла тетралогия. В романе «Возвращение Кролика» («Rabbit Redux», 1971) мы встречаемся с героем уже через десять лет; он «остепенился», возглавил фирму по продаже автомобилей, усвоил конформистские взгляды. Правда, его семейная жизнь не наладилась: коммивояжер Чарли Ставрос завел роман с Дженис, которая порывает, правда, не окончательно, с Кроликом. В романе прослеживается бурная атмосфера 60-х годов, отмечена взлетом радикального движения и протестом против вьетнамской войны. Енґстром даже сдает кровь двум «неконформістам» - хиппи Джіллу и негритянском экстремисту Скітеру, что приносит ему только неприятности.

В третьем томе трилогии «Кролик разбогател»(«Rabbit is Rich», 1981) действие происходит уже в 70-х pp. Вместе с Дженис Кролик получил часть наследства своего покойного тестя, занял прочное положение в обществе, превратился в самовлюбленного Беббіта, прочно вписанный в деловой «истеблишмент». Значительное место уделено отношениям героя с Рут; при этом выясняется, что ее дочь - не от Кролика. Возникают нелегкие проблемы и с сыном Нельсоном, студентом, поскольку его девушка ожидает от него ребенка. Роман показал рост мастерства Апдайка и был отмечен Пулитцеровской премией как лучший роман года.

В четвертом романе «Кролик на покое» («Rabbit at Rest», 1990) действие происходит уже в рейганівській Америке. Для Кролика богатство становится единственной настоящей целью его жизни. Когда во время игры в баскетбол с ним случается инфаркт и он умирает, главным героем романа становится его сын.

Живой интерес читателей и критиков вызвал и самый известный роман Апдайка «Кентавр» («The Centaur», 1963), удостоенный Национальной книжной премии. Действие в нем охватывает лишь несколько дней января 1947 p., события происходят в городке Олінджер, что в штате Пенсильвания; рассказ ведется от имени Питера Колдуэлла, художника, который вспоминает своего отца Джорджа Колдуэлла, учителя биологии, человека доброго, впечатлительного, неудачника в жизни. Сложная, оригинальная композиция романа дает возможность делать экскурсы как в прошлое, так и в будущее. Своеобразие книги в том, что реально-бытовой план причудливо «сосуществует» с мифологическим. Продолжая традиции Дж. Джойса, автора «Улисса», а также тенденции к «мифологизации» в современной литературе (Г. Гарсия Маркес, Г. Фриш и др.), Апдайк положил в основу произведения античный миф о благородном кентавра (получеловека-полулошадь), Хирона, который, будучи ранен отравленной стрелой, страдая от неизлечимой раны, пожертвовал подаренным ему бессмертия в пользу Прометея. При этом герои и ситуации мифа прозрачно соотносятся с персонажами, которые действуют в умышленно заземленных, реальных обстоятельствах послевоенной Америки. Учителя, ученики, жители Олінджера предстают как и в обыденной, и в легендарно-мифологическом измерениях. Так, сам учитель Колдуэлл уподобляется Хірону; Вера, учительница физкультуры, его симпатия, - Афродите; «док» Еплтон - Аполлону, директор школы Зиммерман - Зевсу; городок Олінджер вызывает ассоциации с Олимпом. Такая двоплановість романа, его неожиданная форма вызвали оживленные дискуссии; высказывалась мысль, что структура романа недостаточно органическая, несколько искусственная. Апдайк так объяснял свой замысел: «Я хотел, чтобы реалистичное отображение и мифы, взаємопроникаючи, дополняли друг друга и действительность создавала бы какую-то оболочку мифа». Очевидно, что таким приемом Апдайк хотел подчеркнуть «исконность» морально-этических проблем, поднятых в романе, неизменность свойств человеческой природы, противоборство в ней разумного и чувственного начал, добра и зла, «неба» и «ада». Одновременно Апдайк обнаружил художественную гибкость, он изменил манеру, форму повествования. Например, очередной после «Кентавра» произведение - повесть «Ферма» («Оїthe Farm», 1965) - написан в традиционной манере. Здесь тонко фиксируются сложные психологические нюансы отношений между героем, его второй женой и матерью героя. Ироничное отношение к эмансипации сквозит со страниц романа «Иствикские ведьмы» («The Witches of Eastwick», 1984), где говорится о трех современных «ведьм» - разведенных женщин из провинциального городка, которые попадают в историю с «чертом», столичным холостяком ван Горном; в эпистолярном романе «S» (1988), стилизованном под женские письма, состоятельная женщина убегает от мужчины и вступает в религиозную секту. Зато главный герой другого романа «Когда расцветают лилии» («In the Beauty of the Lilies», 1998) - пастор Кларенс Вилмот - увлекшись дарвинизмом и фрейдизмом, теряет веру в Бога и отрекается от сана.

Своеобразным анти-«Гамлетом» стал роман Апдайка «Гертруда и Клавдий»(«Gertrude and Claudius», 2000) - «предыстория шекспировского Гамлета, в которой рассказ ведется от третьего лица, то есть якобы от традиционного автора-демиурга, но на самом деле это история женщины, будущей матери Гамлета и жены Клавдия-братоубийцы, написана именно с ее, женской, точки зрения» (Т. Денисова).

Апдайк - художник плодовитый и неровный. Иногда он отдает дань шаблонам «массовой» беллетристики, муссируя мотивы секса (роман «Месяц отпуска» - «A Month of Sundays», 1975). Значительно цнотливіше раскрывается интимная тема в романе «Давай поженимся» (1976). Перу Апдайка относятся также дилогии («Бэч: книга» - «Bech: A book», 1970; «Возвращение Беча» - «Bech is Back», 1982; «Бэч в бухте» - «Bech et Bay», 1999), герой которой - писатель, путешествующий по США и Восточной Европе. В этом собирательном образе содержатся сатирические намеки на некоторых литераторов, современников Апдайка - Н. Мейлера, Ф. Рома, С. Беллоу и др. Апдайк плодотворно работает и как новеллист (сб.: «Те самые двери» - «The Same Door», 1959; «Голубиное перо» - «Pigeon Feathers», 1962; «Музеи и женщины» - «Museums and Women», 1972; «Проблемы» - «Problems», 1979; «В поисках своего лица» - «Seek My Face», 2002 и др.); его стихам присуще шутливо-ироническое звучание. Ему принадлежат также многочисленные эссе, рецензии, литературно-критические статьи. Уже при жизни Апдайк воспринимается как фигура классическая, а его произведения становятся предметом внимания не только журнальных рецензентов, но и университетской «академической» критики. В своих лучших книгах Апдайк выступает как своеобразный бытописец обычаев и психологии среднего класса, «потребительского общества», замечательный стилист, который обладает всеми красками языковой палитры, где можно наткнуться и на легкую иронию, и юмор, а иногда - на сатирическое сгущение красок.

Украинский язык отдельные произведения Апдайка перевели В. Сенюк, Ю. Райский, Ф. Соломатин, Ю. Попсуенко.



Тв.: Укр. пер. - Кизиловое дерево // Вселенная. - 1969. - № 12; Голубиное перо//Амер. новелла. - К., 1978; Кентавр. Ферма. - К., 1988; Рус. пер. - Кролик, беги. Давай поженимся. - Москва, 1979; Кентавр. Ферма. - Москва, 1984; Иствикские ведьмы. - Москва, 1998; Гертруда и Клавдий. - Москва, 2001; Кролик, беги. Кентавр. Ферма. Ярмарка в богадельне. - С.-Петербург, 2003.

Лит.: Денисова Т.Н. Проза Джона Апдайка // Вселенная. - 1967. - № 7; Денисова Т.Н. Путаные тропы Джона Апдайка // Вселенная. - 1973. - № 10; Денисова Т. Роман и романисты США XX в. - К., 1990; Денисова Т.Н. История амер. лит. XX века. - К., 2002; Мендельсон М.О. Роман США сегодня. - Москва, 1977; Морозова Т.Л. Образ молодого человека в лит. США. - Москва, 1969; Мулярчик А.С. Спор идет о человеке; В лит. США второй половины XX в. - Москва, 1986.

Б. Пленсон