|
АНУЙ, Жан
(1910 - 1987)
АНУЙ, Жан - творчество писателя
АНУЙ, Жан (Anouilh, Jean - 23.06.1910, Бордо - 03.10.1987, Лозанна, Швейцария) - французский драматург.
Ануй родился в семье с небольшими доходами и без надежд на улучшение положения. Его отец, Франсуа Ануй, был служащим казино, а мать, Мария-Магдален Сулю - скрипачкой в женском оркестре. Работа родителей дала возможность рано познакомиться с миром сцены, каждый вечер наблюдать за тем, что происходит на эстрадах кафе или небольших концертных залов. Самым интересным для Ануя был не сюжет постановок, а игра актеров, поведение человека на сцене.
В двадцать лет Ануй попытался написать свое первое произведение - «драму в стихах», но она не была закончена. «Испорченные» пьесы - так назовет он впоследствии свои первые попытки. Переехав в Париж, Ануй поступил в школу Кольберт Коллежа Шанталь, после окончания которой продолжил обучение на факультете права в университете. Однако через полтора года он покинул Сорбонну и устроился на работу в рекламное агентство. «Уроки точности и изобретательности», полученные здесь, были не менее важными для начинающего журналиста, чем проба пера. Новый этап в жизни Ануя связан с секретарюванням у Луи Жуве, руководителя Комедии Елисейских полей. Несомненно, это время было не из легких. Жуве был сторонником жесткой дисциплины в театре, поскольку представлял театр миром, который существует по своим законам. Отношения режиссера и секретаря не сложились.
Годы в театре Жуве были для Ануя время вымученной остановки, оцепенение, творческой бездеятельности. Именно на эти годы пришлось становление Ануя-драматурга, которое происходило под влиянием драматургии Ж. Жироду, с творчеством которого Ануй впервые познакомился в стенах Комедии Елисейских голов. «Жироду был для меня настоящим шоком, я бы хотел быть похожим на него», - признался Ануй уже после смерти своего учителя в статье 1944 г. Там же он отметил, что метафоричность стиля и обращения к классическому мифу - две тенденции творчества Же. Жироду, которые спасли в начале 30-х годов театр от рутины мелочности. В 1931 г. Ануй оставил театр Л. Жуве, на то время он уже создал несколько пьес, которые, правда, потом вычеркнул из своего творчества. В 1932 г. состоялась премьера пьесы «Горностай» (L'Hermine») на сцене парижского театра «Эвр» («L'Euvre»), постановка была удачной, но прошла почти незамеченной. Этого самого года Ануй женился на актрисе Монель Валентин. Брак этот вряд ли можно назвать счастливым, не был он и длительным. У них родилась дочь Катрин. Эти годы жизни драматурга начинающего часто называют одним словом: нищета.
В 1935 г. Ануй написал «Жил-был каторжанин...» («J'avait un prisonnier»). Голливуд купил права на постановку фильма по пьесе, однако проект не удалось осуществить. Через два года, 17 февраля 1937 г., на сцене театра «Ле Матюрен» («Les Mathurins») Людмила и Жорж Пітоєви осуществили постановку пьесы «Путешественник без багажа» («Le Voyageur sans bagage»). Спектакль шел в течение 190 вечеров, пьеса была переведена на многие языки, а в 1944 г. на экраны вышел одноименный фильм. Существует ли прошлое? Над этим вопросом задумался драматург и пришел к выводу, что попытка сбросить груз прошлых лет, успешная в театральном счастливом финале, возможно, не бессмысленная, однако обречена на неудачу в реальной жизни. Прошлое, хранящееся в человеческой памяти, определяет если не истинную суть личности, способной к изменениям, то ее судьбоносное место в мире.
Премьера пьесы «Путешественник без багажа» стала событием театральной жизни Парижа. В том, что начало творческого пути Ануя был таким удачным, огромная заслуга Же. Питоева, к которому Ануй относился с особым пиететом, посвятил его творчеству ряд статей: «Мой дорогой Пітоєв»(«Моп cher Pitoeff»), «Дань уважения Жоржу Пітоєву» («Hommage a Georges Pitoeff) и др. В одном из писем к Ж. Питоева драматург отметил, что то, как «простовато и красиво» режиссер рассказал Аную его же пьесу, было важнее для автора, чем блестящая премьера, да и сама постановка.
В этом же 1937 г. Ануй предложил для постановки пьесу «Бал воров» («Le bal des voleurs»), которая также имела сценический успех. В это время появилось большое количество публикаций, о Ануя начали говорить. С тех пор начался путь длиной в десятилетия, название для которого можно позаимствовать из заголовка статьи французского исследователя Ф. Бастіда «Ануй становится большим» («Anouilh devient une grand personne»).
Зимой 1940/41 гг. были осуществлены постановки двух пьес: «Леокадия» («Leocadia», 1939) и «Свидание в Санлісі» («Le rendez-vous de Senlis», 1937). Вместе с ранее написанной пьесе «Бал воров» эти произведения составили сборник «Розовые пьесы» («Pieces roses»). Автор объединил пьесы в сборник, взяв во внимание их жанровую специфику. «Розовые пьесы» - произведения с ощутимым комедийным, фарсовым звучанием внешнего плана действия. Внутренний конфликт имеет трагедийную тональность - это конфликт «чистой» человеческой души из обыденного мира фальши, мира гряВНОй игры, стремится поглотить и растворить в себе живую душу. Счастливый финал «розовых» пьес не приводит к разрешению этого внутреннего конфликта. «Розовые полосы На черном небе» - так охарактеризовали журналисты творчество Ануя.
Во второй сборник - «Черные пьесы» («Pieces noires», 1942) вошли четыре произведения: «Горностай», «Дикарка» («La sauvage», створ. 1934), «Путешественник без багажа», «Эвридика» («Eyrydice», 1941). Последняя пьеса была поставлена в театре «Ателье» («l'atelier») близким другом драматурга режиссером А. Варсаком, а жена A.M. Валентин исполнила роль Евридіки. Об тональность этого сборника говорит само название. Усиление звучания трагедийного пафоса, выход на передний план идейно-философского пласта, обращение к мифу, использование приемов музыкального искусства - характерные черты произведений этого сборника.
После постановки «Евридіки» около полтора года драматург «молчал». Францию оккупировали фашистские войска. Париж будет освобожден в августе 1944 г., а в феврале не только в театральном, но и в политической жизни французской столицы произошло значительное событие: 4 февраля 1944 г. на сцене театра «Ателье» состоялась премьера пьесы «Антигона». Постановка сопровождалась чрезвычайным успехом и выдержала рекордное количество спектаклей - пьеса шла 500 вечеров. Ануй снова обратился к античному мифу, но в его интерпретации ощутимое влияние идей современной экзистенциальной философии. Маленькой Антигоне данное право выбора и, сохранив свое «я», выбрав смерть, она обретает свободу. Зритель увидел в образе Креонта воплощение идей фашизма, слепой силы, которая ощутимо проигрывает правде хрупкой Антигоны. «Антигона», «Ромео и Жаннетт» («Romeo et Jeannette», 1946), «Медея» («Medee», 1946) составили сборник «Новых черных пьес» («Nouvelles pieces noires», 1946).
В 1947 г. появилась первая пьеса иВНОвого сборника «Блестящие пьесы» («Piecesbrillantes»). Это - «Приглашение в замок». В сборник также вошли пьесы «Коломбо» («Colombe», 1951), «Репетиция, или Любовь наказывает» («La Repetition ou Г Amour puni», 1950), «Сесиль, или Школа родителей»(«Сесіїе ou Гесоїе des Peres», 1954).
Самой известной из этих пьес является драма «Коломбо», поставленная в «Ателье» в феврале 1951 г. Она ознаменовала начало перелома в мировоззрении Ануя, который постепенно начинал верить в «чистоте» своих героев-идеалистов, становясь на путь их дискредитации. Со временем в образах его персонажей появились комические детали, а впоследствии они приобрели гротескного характера. Пьеса «Жаворонок» («L'alouette», 1953), поставленная в театре Гастона Бати «Монпарнас» («Montpamasse») в 1953 p., - обращение Ануя к историческому прошлому Франции. История Жанны д'арк - традиционная для драматурга трагедия «чистой» души, которая взяла на себя «ответственность за все человечество».
Особое место в творчестве Ануя занимали произведения - пьесы и статьи, посвященные Ж.-Б. Мольеру. Мольер в жизни и творчестве Ануя, без сомнения, самая значительная фигура. Ануй не только понимал, но и тонко чувствовал природу комедии Мольера, трагедии его жизни. Драматург часто обращался к мольєрівських сюжетов: «Орніфль, или СквоВНОй ветерок» («Ornifle ou le Courant d'air», 1955). «Мнимый больной», - писал статьи и эссе, посвященные Мольеру: «Присутствие Мольера» («Presence de Моїіеге»), «Сегодня, 17 февраля, умер Мольер»(«aujourd'hui, 17 fevrier mort de Моїіеге»), «Тартюф». Совместно с Лораном Лоденба создал сценарий «Кроха Мольер» («Le petit Моїіеге», 1959) для фестиваля Компании Мадлен Рено - Жан-Луи Барро, который состоялся в июне 1959 г. в Бордо; в 1960 г. написал одноактную пьесу «Сон критика» («Le Songe du critique») для постановки в качестве «пьесы перед занавесом» в спектакле «Тартюф», который режисерував лично.
После премьеры одноактной пьесы «Оркестр» («L'orchestre») в феврале 1962 г. Ануй отказался от новых замыслов. Почти шестилетнее молчание было вызвано ситуацией на французской сцене - там царил театр С. Беккета и Э. Ионеско, А. Адамова та Же. Гонит. Хотя они считали Ануя своим учителем, но сам Ануй не соглашался с этим, театра абсурда он не признавал.
В 1968 г. драматург создал пьесу, которая стала одной из вершин его творчества, - «Мой дорогой Антуан» («Cher Antoine») и лично осуществил ее постановку. Это рассказ о последних днях жизни популярного драматурга и его завещание, это своеобразный итог творческой жизни Ануя, который підбивався честно и безжалостно. В 70-х годах Ануй писал пьесы для салонного театра, для узкого круга интеллектуалов, поклонников его творчества. Такими является комедия «Дорогие птицы» («Chers oiseaux», 1977), «Красивая жизнь» («La belle vie», 1980), «Эпизод из жизни одного автора» («Episode de la vie d'un auteur», 1980). Одним из самых известных произведений этого периода является пьеса «Штанишки» («La Culotte», 1978), в которой поднимается проблема женской эмансипации.
В 80-х годах Ануй довольно активно занимался режиссерской деятельностью, осуществляя постановки как собственных произведений, так и пьес других авторов.
Разведен с Монель Валентин, драматург до самой смерти жил со второй женой - Николь Лансон и четырьмя детьми. Умер Ануй 3 октября 1987 года в Лозанне (Швейцария).
Пьесы Ануя «Медея», «Жаворонок», «Антигона», «Жанна д'арк» и др. входят в репертуар театров Украины (Львов, Одесса, Сумы, Черновцы, Николаев, Донецк и др.).
Тв.: Укр. пер. - Жаворонок//Современность. - 1991. - №7-8. Рус. пер. - Пьесы: В 2 т. - Москва, 1969; Оркестр//Франц. драматургия. - Москва, 1984; Потасовка // Театр.- 1984.- № 12.
Лит.: Барская Б. Я. Античные источники и проблематика пьесы Ануйя «Медея» // Проблемы развития»,'.я реализма в зар. лит. XIX-XX веков. - Одесса. 9»8; Бачелис Т.И. Драматургия. //История франц. -ЦТ.: В 4 т. - Москва - Ленинград, 1963. - Т. 4; Гаевский В. Голоса Жанны // Гаевский В. Флейта Гамлета. Образы совр. театра,- Москва, 1990; Зин-герман Б.И. Очерки истории драмы XX века. - Москва, 1979; Зонина Л.А. Жан Ануйль//Совр. зар. коляски. - Москва. 1962; Якимович Т. К. Драматургия ,: театр современной Франции. - К.. 1968; Borgal CI. Anouilh, la peine de vivre. - Paris. 1966; Ginister ?. Jean Anouilh. Theatre. Tous les temps. - Paris, .969; Vandromme P. Jean Anouilh. Un auteur et ses-rsonnages. - Paris, 1965.
А. Ардаб'єва
|
|
|