ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АНДРИЧ, Иво

(1892 - 1975)

АНДРИЧ, Иво - творчество писателя

АНДРИЧ, Иво (Andric, Ivo-10.10.1892, Травник, Босния - 13.03.1975, Белград) - сербский писатель, лауреат Нобелевской премии 1961 г.

Родился в семье небогатого ремесленника, мастера кофейных мельниц. Рано умер отец. В семью пришли нищета. Детство и юность Андрича связанные с древними городами Боснии - Травником, Вишеградом, Сараево. Суровая земля родных мест, ее каменистые и пустынные тропы навсегда остались в памяти Андрича, он необычайно остро ощущал свою привязанность к родному краю в течение всей своей жизни.

В 1912 г. Андрич окончил гимназию и поступил на философский факультет университета в Загребе, затем учился в Вене, Кракове, Граце (Австрия).

Юность Андрича совпала с подъемом национально-патриотического движения на Балканах. Андрич принимал участие в деятельности молодежной организации, которая боролась за освобождение Балканії от австро-венгерской зависимости. После покушения на австрийского наследника престола Франца Фердинанда, совершенного Гаврилой Принципом, одним из его товарищей из организации «Молодая Босния», Андрич был арестован австрийскими властями и три года (1914-1917) провел в тюрьме и в ссылке.

В 1917 г. Андрич стал одним из основателей литературного журнала «Литературный юг» («Книжевни юг»), где опубликовал свои первые стихи, статьи и рецензии.

Первые две книги Андрича - сборника стихов в прозе «Ex Ponto» и «Беспокойство» («Nemiri») - вышли в 1918 и 1920 гг., в них отражены размышления молодого Андрича о назначении человека, о любви и смерти, о страданиях и жизненную несправедливость. В это же время Андрич подготовил и впоследствии защитил докторскую диссертацию на тему; «Развитие духовной жизни в Боснии под влиянием турецкого господства».

20-30-е годы - новый этап в творчестве Андрича. Он пошел на дипломатическую службу, занимал различные посты в Бухаресте, Триесте, Риме, Мадриде, Женеве и Берлине. Длительное время находясь далеко от родины, Андрич не забывал про родную Боснию. Не оставлял он и литературной деятельности. Основным жанром в творчестве писателя межвоенного двадцатилетия стало повествование. В 1924 г. вышел первый том рассказов Андрича, а в 1936 г. - второй.

Действие рассказов Андрича происходит в Боснии в годы турецкого владычества и австрийской оккупации, что пришедшая ему на смену в 1878 г. Андрич показал себя большим знатоком глубин человеческой души, летописцем народной судьбы. В рассказах тех лет мастерски воссоздана атмосфера настороженности и страха, которая царит в порабощенной и завмерлій в своем трагизме Боснии. Искалеченные человеческие судьбы, подневольный труд, голод, страдания становятся темой рассказов Андрича («Наложница Мара», «Свадьба», «Тревожный год» и др.). Многоликая вереница искусно вылепленных характеров известных горожан, австрийских чиновников, визиров, богачей и бедняков, представителей городского «дна», христиан и мусульман проходит перед читателем в рассказах этих лет. Турецкое иго тяжким бременем легло на души и судьбы людей. Религиозный фанатизм, предрассудки, глубокая вражда разъединили населения этого края; «Кто в Сараево томится в постели без сна, тот может услышать голоса сараевской ночи... Тяжело и уверенно бьют часы на кафедральном соборе: второй час после полуночи; проходит больше минуты (я считал - ровно семьдесят пять секунд), и тогда откликается голос - тише, но проницательнее - часов на православной церкви и бьет свои два часа после полуночи. Чуть позже раздается далекий, глухой бой часов на башне мусульманской мечети; они бьют одиннадцать часов, призрачных турецких часов за загадочным отсчетом далеких чужих краев! У евреев нет своих часов, и один Бог знает, который сейчас за сефардським отсчетом времени, а которая - за ешкеназьким. Так даже ночью, глухой поры, когда все спят, в бои часов имеется различие, которое делит этих погруженных в сон людей, которые, проснувшись, радуются и грустят, постятся и празднуют с четырьмя различными враждующими между собой календарями, воВНОсячи свои желания и молитвы одному небу четырьмя разными языками. Это отличие, то открытая, то явная, то скрытая и глухая, похожая на ненависть, а часто тождественна ей», - так передает Андрич атмосферу разобщенности людей, наполняя тревожным ощущением катастрофичности картины жизни родного края. Андрич широко использует легенды и предания, рассматривая их как жизненно достоверные свидетельства прошлого. Симпатии Андрича на стороне тех, кто страдает, кто остается человеком при любых обстоятельствах, какими бы бесконечно тяжелыми они не были.

В 30-х pp. Андрича избрали действительным членом Сербской академии наук, Югославской академии наук и искусств в Загребе и Словенской академии наук и искусств.

Вторая мировая война застала Андрича за пределами Югославии. Он оставил службу и вернулся на родину, всю войну пробыв еще в оккупированном Белграде, жил одиноко, отказался сотрудничать с оккупантами, не публиковался, много работал. В 1945 г. после длительного перерыва появились его романы «Травницька хроника» («Travnicкa сhrоnіка», 1942), «Мост на Дрине» («Na Drini cuprija»), «Барышня» («Gospodjica»). Удивляет постоянство Андрича: от первого рассказа, опубликованного в 1919 p., и до романов, созданных в самые трагические годы фашистской оккупации, сквоВНОй темой его творчества остается история Боснии. Романы Андрича является яркой страницей в развитии югославской прозы.

В «Травницькій хронике» события происходят в 1806-1814 гг., в «городе визиров» Травнике. Это период наполеоновских войн, когда глухая турецкая провинция впервые стала ареной столкновения политических интересов европейских государств. Могильный покой порабощенной Боснии нарушен - сюда приехали иностранные консулы. Привычный порядок вещей сломан. Автор раскрывает характерные особенности травницького среды: взаимоотношения национальных и религиозных групп населения, их отношение к близким изменений. Роман задуман как широкий анализ состояния боснийского общества на переломе истории. Пролог и эпилог обрамляют хронику о консульские времена. Сначала говорится о том, как в кафе, где собираются травницькі бечі и уважаемые люди, с тревогой обсуждается прибытия консулов; затем, через семь лет, те же люди, на тех же потертых, покривлених от старости каменных скамейках радуются закрытию консульств. Но неспокойные времена не прошли бесследно, назревают новые события, травницьке жизнь только извне возвращается в старую колею.

Второй роман Андрича - «Мост на Дрине» охватывает жизни Боснии на протяжении нескольких веков - с 1566 по 1914 гг. Вышеградский мост через Дрына является безусловным и неизменным свидетелем трагических событий боснийской истории. Мотив моста - один из настойчиво повторяющихся мотивов, он прозвучал в рассказе «История моста» (1926), в лирическом эссе «Мосты» (1913). В разные годы «городов» представал перед писателем в разных аспектах, но самый общий смысл этого символа - человеческое единение, сближение между людьми и странами, связь между прошлым народа и его настоящим.

Романы Андрича «Травницька хроника» и «Мост на Дрине» засвидетельствовали появление новой жанровой структуры в истории литературы Югославии XX вв. Используя традиционную историческую тему, Андрич создал новый тип исторического романа с высоким философским потенциалом.

Третий роман Андрича - «Барышня» посвящен теме обогащения. Главная героиня - лихварка Райка Радакович, по кличке Барышня, посвятила свою жизнь одной-единственной цели - собрать «золотой миллион». Страсть к деньгам поглотила все другие чувства и стремления героини.

Блестяще воссоздана в романе психология человека-владельца. Жизнь Барышни изображенное на фоне исторических событий в Югославии первой трети XX вв.

Послевоенное десятилетие - плодотворный период общественной и писательской биографии Андрича. Он - один из основателей Союза писателей бывшей Югославии и первый его председатель. Продолжалась его творческая деятельность. Лучшим из созданного в последние годы является историко-философская повесть «Проклятый двор» («Proideta avlija», 1954) и новеллы «Дом на окраине», опубликованные посмертно, в 1976 г.

«Проклятым двором» названа стамбульская тюрьма, где находятся заключенные из разных краев великой Оттоманской империи. Среди заключенных оказывается мечтатель, ученый, непревзойденный знаток истории Чамил. Его судьба трагична.

Перу Андрича принадлежат также значительные литературно-критические работы (о П. Негоша, В. Караджича, художника Ф. Гойю и др.).

В 1961 г. Андричу была присуждена Нобелевская премия. В речи, произнесенной писателем на торжественной церемонии по случаю вручения ему высокой награды, прозвучали такие слова: «едва родившись, человек оказывается брошенным в океан бытия. Нужно плыть. Существовать. Быть верным себе. Выдержать атмосферное давление окружающего, все столкновения, свои и чужие непредвиденные и непредсказуемые поступки, которые часто превышают меру наших сил. И более того - выдержать и свои мысли про все это. Одним словом - быть человеком!»

Эти слова звучат сегодня как формула человеческой этики, как завещание великого мастера, оставленный своим живым современникам.



Тв.: Укр. пер. - Проклятый двор. - К., 1957; Зеко. - К„ 1958; [Стихи) // Вселенная. - 1968. - №7, 1969. -№1; Притча о візирового слона и другие новеллы. - К., 1973; Мост на Дрине. Вышеградская хроника. - К., 1977; Рассказы из детства. - К., 1981; Рус. пер. - Собр. соч.: В 3 т. - Москва, 1984-1985; Мост на Дрине. Вишеградская хроника. - Москва, 1956; Избранное. - Москва, 1957; Травницкая хроника. Консульские времена. - Москва, 1958; Проклятый двор. Повести и рассказы. - Москва, 1967; Избранное. - Москва, 1976.

Лит.: Иво Андрич. Биобибл. указ. - Москва, 1974; Кириллова А. Дом на отшибе как отражение худож. мира И. Андрича // Сов. славяноведение. - 1984. - № 4; Панько С. Нобелевский лауреат // Панько С. Дороги, друзья... Заметки писателя. - Ужгород, 1974; Рудяков П. Между вечностью и временем: Жизнь и творчество Иво Андрича. - К., 2000; Смирнова Н. Связь времен // Пр. лит. - 1981. - № 3; ФоняковИ. Знаки вдоль дороги // Пр. лит. - 1985. - № 4; Ющук И. Певец человечности // Андрич И. Притча о візирового слона и другие новеллы. - К., 1973; Ющук И. Через прошлое к современности// Андрич И. Мост на Дрине. Вишегородська хроника. - К., 1977; Яковлева Н.Б. Совр. роман Югославии. - Москва, 1980; Bandic M. Ivo Andric: Zagonetka verine. - Novi Sad, 1963; Vuckovic R. Velika sinteza: в Ivi Andricu. - Sarajevo, 1974.

О. Рокаш