|
АНДРЕЕВ, Леонид Николаевич
(1871 - 1919)
АНДРЕЕВ, Леонид Николаевич - творчество писателя
АНДРЕЕВ, Леонид Николаевич (Андреев, Леонид Николаевич - 09.08.1871, Орел - 12.09.1919, с. Нейвала, Финляндия) - русский прозаик и драматург.
Андреев родился 9 августа 1871 г. в семье частного землемера Николая Ивановича Андреева и дочери обедневшего польского помещика Анастасии Николаевны (девичья фамилия Пацковська). Детские и юношеские годы Андреева прошли в родительском доме, а в 1882 г. его отдали в орловскую классическую гимназию, где он был (по собственному признанию, учился «плохо») девять лет. В 1889 г. умер отец будущего писателя, и семья стала бедствовать. «Отрочество и юность - очень грустные. С 15 лет я начал доискиваться истинной цели жизни, настоящей дружбы, настоящей любви. Я искал, а жизнь в ответ давало мне жизнь. Долго, очень долго я путался в добрые и злые... Умер отец - бедность, потом грязные, невыносимые страдания. Время был плохой - начало девяностых годов. Начал я сильно запивать. Иногда впадал в отчаяние; как-то попытался застрелиться - не удалось... « - писал в 1903 году в одном из писем Андреев.
Однако, несмотря на все жизненные неурядицы, будущий писатель, окончив гимназию, в 1891 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета, но смог проучиться там лишь два года, поскольку его исключили «за невнесение платы». Перевівшись в Московский университет, Андреев неожиданно получил «подарок» - Общество помощи нуждающимся оплатило его обучение. Учиться было тяжело, потому что постоянно не хватало денег. Андреев давал частные уроки, рисовал на заказ портреты. В 1892 г. под псевдонимом Л. П. (вероятно, Леонид Пацковський) Андреев ради заработка в журнале «Звезда» опубликовал первое произведение - рассказ о бедном студенте «В холоде и золоте».
Однако начало литературной карьеры Андреева приходится на 5 апреля 1898 года, когда в газете «Курьер» был опубликован его рассказ «Баргамот и Гарасько», который тепло встретил Максим Горький, поскольку тематически было близко ему - тема обездоленной, брошенной на дно жизни человека, пьяницы и бродяги. На то время Андреев, став после окончания университета кандидатом права, работал помощником присяжного поверенного, выступая одновременно автором фельєтонів (псевдоним Джеме Линч) и судебных репортажей.
Тему «поруганных и обиженных» Андреев продолжил и в следующих своих рассказах - «Петька на даче» («Петька на даче», 1899) и «Ангелочек» («Ангелочек», 1899), героями которых выступают дети. Глубоким гуманизмом проникнуты рассказы «Гостинец» («Гостинец») и «В подвале» («В подвале», 1901). В 1901 г. издательство «Знание» на средства Максима Горького выпустило первую книгу Андреева - «Рассказы» («Рассказы»), а уже через год стало выходить собрание сочинений писателя, подружился он в это время и с Горьким.
В 1902 г. Андреев писал К. Чуковского: «Мне не важно, кто «он» - герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Для меня важно только одно - что он человек и как такое терпит одни и те же тяготы жизни. Более того, в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну душу, все живое страдает общими страданиями и в большом безликости и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
Творчество Андреева, с ее трагическим мировосприятием, новиВНОй проблематики и поэтики, оригинальностью мировоззрение, создала ему репутацию одного из лучших писателей России.
О нем писали не только в Москве и Петербурге, но и в Киеве и Харькове, Одессе и Житомире. В Украине вышли и первые книги о писателе (Н. Геккер. Л. Андреев и его произведения. - Одесса, 1903; Ы. Баранов. Л. Андреев как художник, психолог и мыслитель. - К., 1907). В 1908 и в последующие годы в Черновцах, Каменец-Подольске и Коломне увидели свет сборники рассказов, отдельные произведения Андреева в переводе на украинском языке.
Для первого периода творчества писателя, который завершается повестью «Жизнь Василия Фивейского» («Жизнь Василия Фивейского», 1903), характерны несколько магистральных тем - тема всеобщей неустроенности и предчувствие будущей катастрофы («Втемную даль», «Колокол тревоги»), разобщенности и одиночества современного человека («Город», «Большой шлем», «Наріці», «Чужеземец», «Жили-были»), безумии и смерти («Мысль», «Жизнь Василия Фивейского», «Призраки «).
Одним из самых значительных произведений Андреева раннего периода творчества является, безусловно, повесть «Жизнь Василия Фивейского», где в образе сельского священника изображен библейского Иова наших дней. Вся тогдашняя критика отмечала, что произведение написано с выдающейся силой, а основная мысль проведена с необычайной художественной энергией. И отдельные места, как, к примеру, описание зимней метели, и неопределенная тревога, охватывающая конце повести село, и общее впечатление подавляют и «передают» читателю авторский ужас. «Ужасным» было все, жизнь Василия Фивейского, на «некрасивую, кудрявую голову» которого со «зловещей и таинственной навмисністю стекались беды»: утонул сын, запила с тоски, а потом сгорела во время пожара жена; осталась лишь дочь-дегенератка и младший сын - злобный идиот. Однако для главного героя каждое новое бедствие - еще один повод повторить «яркие, словно небесный огонь» слова: «Я - верю!» Со временем Василию Фівейському начинает казаться, что он богоизбранный и призван облегчить человеческие страдания. Неудачная попытка воскресить умершего бедняка завершается безтямною бегством героя и его смертью.
В «Василию Фівейському», как и в предыдущих рассказах писателя «Ложь», «Стена», Андреев использует экспрессионистские художественные средства с тем, чтобы наиболее полно раскрыть свою «концепцию человека: она ничтожна по сравнению с Вселенной. Не существует данного небом смысла ее жизни. Мрачной есть и действительность, что окружает ее, но, постигая это, человек не становится покорной» (К. Муратова). По поводу этой повести и своего видения жизни вообще сохранилась мнение самого Андреева: «Если не в этой жизни, то в другом, обещанном, Бог должен ответить на коренные запросы о справедливость и смысл. Если наиболее «покорному», якнайпокірнішому, который принял жизнь, как она есть, и благословил Бога, доказать, что в другом мире будет, как здесь: чиновники, война, несправедливость, невинные слезы - он откажется от Бога».
Новый период творчества Андреева начался рассказом «Красный смех» (1904), навеянным кровавыми событиями русско-японской войны. Главный герой произведения - Красный смех, воцарившийся на земле, и этот абстрактно-символический образ проходит через все произведение, в котором, по меткому замечанию С. Венгерова, «нет ни одного имени собственного, нет никакого конкретного содержания, а лишь ряд бесформенных ощущений, ярких пятен, неясных звуков, бессознательных душевных движений и, самое главное, галлюцинаций».
В целом равнодушен к политике, Андреев в феврале 1905 г. был заключен в камеру-одиночку Таганской тюрьмы за предоставление своей квартиры для заседаний ЦК запрещенной тогда РСДРП. Писатель провел там 17 суток, пока не был освобожден под залог, внесенный Саввой Морозовым. В творчестве аполитичность Андреева проявилась прежде всего в полной объективности изображаемого. Это касается таких его произведений, как рассказ «Губернатор» (1905), стилизованной аллегории «Так было» (1905), пьесы «К звездам» (1905), «богоборческой» драмы «Совя»(1906), в которой писатель создал схематизовану обобщенную картину жизни человека от рождения до смерти, и др.
Значительное место в творчестве Андреева начала XX в. занимает драматургия. Начиная с 1906 p., он написал три социально-бытовые «Дни нашей жизни»(«Дни нашей жизни», 1908), «Анфиса» (1909) и «Gaudeamus» (1910), а также четыре символические пьесы - «Жизнь человека» («Жизнь человека», 1906), «Черные маски» («Черные маски», 1907), «Анафема»(1909) и «Океан»(1910). Символическим пьесам писателя присущи предельная обобщенность, т. н. «примитивная» символичность, схематичность в изображении персонажей. Примечательной в этом плане является пьеса «Жизнь человека», написанная осенью 1906 г. и удостоена премии им. О. Грибоедова. Все «Жизни человека» где соединились гротеск, гипербола и антитеза, намеренно написано «абстрагировано и стилизован именно на вроде старых лубков: человек рождается, сначала успех, потом ее преследуют бедствия, смерть родных и т. д. В стиле тех же примитивов во всех действующих лиц нет имен, а только Друзья человека-Враги человека и другие наивные персонификации старых лубков» (С. Венгеров).
Наряду с пьесами в эти годы Андреев пишет и рассказы, наиболее значительными среди которых являются «Иуда Искариот», где выведен сложный психологический образ предателя, который и любит, и ненавидит своего учителя, и «Тьма» главный герой которой - террорист Алексей скрывается от полиции в публичном доме. Основная идейная направленность «Тьмы» сконцентрирована в тосте Алексея: «За нашу братию! За подлецов, за мерзавцев, за трусов, за раздавленных жизнью... За всех слепых с рождения... Если нашими фонариками не можем осветить всю тьму, то загасимо же огни и все полезем в тьму... Пьем, темното!» К числу лучших произведений о смерти в мировой литературе критика относит рассказ Андреева «Єлезар», написанное им в 1906 году.
В 1911 г. Андреев создал роман «Саша Жигульов», в котором главный герой - сын генерала, гимназист Саша Погодин собирает разбойничью ватагу и под убранным именем Сашка Жигульова громит помещиков. Роман отрицательно оценил Максим Горький («несколько чрезмерный пафос и перегруженность психологией», толкование фактов «искусственное, не живое», стиль «сладковатый и холодно сентиментальный»), что повлекло за собой окончательный разрыв к тому дружеских отношений между ними.
Первую мировую войну Андреев воспринял как «борьбу демократии всего мира с цезаризмом и деспотией, представителем которой является Германия», а позже восторженно приветствовал Февральскую революцию в России и свержение самодержавия, но до победы большевиков в Октябрьской отнесся резко отрицательно («по лужам крови идет завоеватель Ленин»). Ярко и остро он выразил свое отношение к большевистской диктатуры в публицистической статье «S. О. S.» (1919).
После провозглашения независимости Финляндии, где Андреев жил на своей даче, он оказался в эмиграции. Одинокий (жена Александра Михайловна Велінгорська умерла после родов со вторым сыном), больной, Андреев ушел из жизни 9 декабря 1919 года от паралича сердца. Его похоронили в местной церкви, но в 1956 г. перезахоронили на Литераторских мостках Волкового кладбища в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург).
Поэтика Андреева оказала заметное влияние не только на российскую, но и на западноевропейскую литературу. Произведения Андреева украинском языке переводили М. Виноградова, Г. Коваленко, О. Гаморак, В. Симович, М. Лозинский, О. Копыленко и др. Пьесы Андреева «Жизнь человека», «Савва», «Дни нашей жизни» и др. шли на сценах театров многих городов Украины.
Тв.: Укр. пер. - Любовь к ближнему. - К., 1909; Черные маски, - Львов, 1912; Жизни человека. - Львов-К., 1922; Красный смех и другие рассказы. - Харьков, 1929; Петька на даче. - К., 1957; Рус. языке - ПСС: В 8 т. - С.-Петербург, 1913: Повести и рассказы: В 2 т. - Москва, 1971; S. Е. S. Дневник. Письма. Статьи и интервью. Восп. современников,- Москва-С.-Петербург. 1994; Собр. соч.: В 6 т. - Москва, 1990-1996.
Лит.: Андреевский сборник. Исследования и материалы. - Курск, 1975; Беззубое В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма.- Таллин, 1984; Вересаев В. Л. Андреев// Вересаев В.В. Собр. соч.: В 5 т.- Москва, 1961,- Т. 5; Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). - Ленинград, 1976; Леонид Николаевич Андреев. Библиография. - В. 1: Соч. и письма. - В. 2: Литература (1900-1919). Москва, 1995-1998; идентификация моделей и оценка состояний Н.Н. Молодые годы Андреева. - Москва, 1924.
Б. Щавурський
|
|
|