|
АНДЕРСОН, Шервуд
(1876 - 1941)
АНДЕРСОН, Шервуд - творчество писателя
АНДЕРСОН, Шервуд (Anderson, Sherwood - 13.09.1876, Камден, штат Огайо - 08.03. 1941, Колон, Панама) - американский писатель.
Выходец из обедневшей многодетной семье, учился эпизодически, не смог закончить колледж. С детства скитался страной, вынужден был работать газетчиком, пастухом, посыльным, грузчиком на чикагских бойнях, маляром, агентом рекламного бюро. Служил солдатом во время испано-американской войны 1898 г. Занявшись бизнесом, вырос до владельца посылочной фирмы в Огайо. В начале 1910-х pp., незадолго до 40-летия, пережил острый душевный кризис, разочаровался в бизнесе, покинул семью и переехал в Чикаго, где стал писателем. Там реализовался его давний интерес к людям, их судьбам и переживаниям, их историй, которые он всегда жадно слушал. Эта начальная пора Андерсона, его детство и юность, формирование его как писателя, характеристика окружения, искренние свидетельства внутренних сомнений, надежд, порывов - все это вместе взятое составляет содержание его интересной мемуарной книги, написанной, когда до Андерсона уже пришла слава, и очень точно названной «Рассказом рассказчика» («A Story - Teller's Story», 1924).
В 1914 p. Андерсон дебютировал как новеллист, а через два года издал первый роман «Сын Винде Макферсона» («Windy McPherson's son», 1916). В центре его - история героя, с некоторыми автобиографическими чертами, его возвышения, обогащения, а потом разочарование в деловой деятельности, что привело к сильному внутреннего потрясения. В следующем романе Андерсона «Шагающие люди»(«Marching Men», 1917) героем стал Мак Грегор, сын шахтера, юность которого прошла в горняцком поселке, человек физически сильная и волевая, которая проникается неприязнью к хаотичному и никчемного окружающей жизни.
Обращение Андерсона к новой для него рабочей темы и определенный утопизм сюжета определили непривычный для писателя выбор художественных средств в этом романе, где риторика и публицистика доминируют над живой изобразительностью.
Однако не романна, а «малая» новелістична форма якнайорганічніше отвечала художественной манере Андерсона. Настоящий успех пришел к нему с выходом его знаменитого сборника «Вайнсбурґ. Огайо» («Winesburg, Ohio», 1919), которая вызвала всеамериканский резонанс. Книга стала вехой в истории национальной литературы, своеобраВНОй точкой отсчета, свидетельством дальнейшего обогащения реалистического искусства. 23 новеллы, вошедшие в сборник, образуют своеобразный цикл и даже, как считают некоторые критики, «роман в новеллах». Эта внутренняя единство достигается благодаря совместному месту действия - в маленьком провинциальном городке Вайнсбургу, со своей топографией и географией, а также благодаря наличию «сквозных» персонажей, среди которых центральным является молодой журналист Джордж Уиллард - сотрудник газеты «Вайнсбурзький орел», который мечтал стать писателем. Некоторые из героев новелл исповедуются ему, делятся с ним своими историями. Но самое главное то, что в новеллах разлита особая атмосфера, особое настроение. Своеобразие сборке предоставляют и ее герои.
Перед читателями сборника проходит процессия странных и причудливых людей, одиноких, неприкаянных, которые тщетно пытаются наладить контакты друг с другом, выговориться, которые терзаются смутными эротическими желаниями. Заметную роль сыграла в Андерсоні художественно трансформированное теория С. Фрейда. Необычными были не только герои, но и сами новеллы, которые напоминали психологические эскизы, зарисовки. До Андерсона в США господствующее положение занимала остросюжетная новелла с захватывающими коллизиями, часто «счастливой концовкой». Ее образцы мы находим в Е. По, О. Генри. В Андерсона, наоборот, отсутствует четкий сюжет, а его герои появляются «ниоткуда» и уходят в «никуда».
Своим сборником Андерсон опроверг миф о милом приличное провинциальную жизнь; его герои стращают не от материальной нужды, а от душевной неустроенности, внутреннего дискомфорта, И самое главное, безграничного одиночества.
Так, Вінгл Бідлбом, учитель, который имел привычку дотрагиваться своими нервными руками до любого живого существа, становится жертвой злых обывателей и его выгоняют из города («Руки»). Элис Хайдмен, одинокая женщина, которая напрасно ждет своего первого и единственного возлюбленного, не может справились с неопределенными страстями, решается на экстравагантный поступок - выбегает ночью голой н улицу («Приключение»). Чудаковатый молодой человек Сет Ричмонд не способен признаться в своих чувствах дочери местного банкира («Мыслитель»). Высокопреосвященный Кертис Хартман мучительно борется со своими страстями («сила Божья «). Герои Андерсона живут в мире незбутих надежд и порывов, они глубоко разочарованы в жизни. Элизабет Уиллард всегда поривалась к чему-то необычному, невіданого, чего не могли понять окружающие, но так и не вырвалась из затхлого мира Вайнсбурга («Мать»). Похож на ребенка голубоглазый художник Енох Ролинсон сам себя замуровал в своей комнате и поэтому не может общаться с
окружающими, в том числе и с собственной семьей («Одиночество»). Врач Персиваль, любитель поразмышлять, сын сумасшедшего отца, брат алкоголик, сам лег на рельсы, - испытывает страх перед жизнью и даже подсознательную ненависть к людям («Философ»).
Те же персонажи с «химерами» действуют и во второй знаменитом сборнике «Триумф яйца» («The Triumph the Egg», 1921). Андерсон - новеллист обогатил повествование, привнеся в нее новые стилевые приемы, тонкие психологические нюансы и подтекст. Он стал своеобразным художественным ориентиром для целого поколения писателей первого послевоенного поколения, «людей двадцатых годов», как их иногда называли; среди них были Е. Хемингуэй и В. Фолкнер, которые видели в нем своего учителя, а также Ф.С. Фіццжеральд. Сам Андерсон считает, что он идет по пути реализма, проложенному в литературе Т. Драйзером.
Значительно меньше повезло Андерсону с его романами 20-х годов, такими, как «Бедный белый» «Poor White», 1920), «Много браков»(«Many Marriages», 1921) и «Темный смех» («Dark Laughter», .925). Изображение надуманных психологических коллизий своих героев в последнем романе Андерсона стало объектом пародирования в повести Е. Хемингуэя «Весенние воды» (1926).
После определенного спада во второй половине 20-х годов Андерсон в начале «красных тридцатых» как будто получил второе дыхание. Резко возросла его общественная активность. Вместе с Т. Драйзером, Дос Пассосом он принимал участие в создании коллективной книги «Говорят горняки Харлану»(1932), стала результатом поездки в бастующих горняков штата Кентукки. Итогом этой поездки был и роман Андерсона «По ту сторону желания» («Beyond Desire», 1932). Документальную основу романа составляет забастовка текстильщиков в Гастонії в 1929 году, который закончился неудачей; при этом охранники убили нескольких рабочих, а ряд забастовщиков были арестованы.
Роман, как и некоторые другие произведения Андерсона крупной формы, был фрагментарным по своей структуре и состоял как бы из четырех больших новелл. Они были связаны образом главного героя Рэда Оливера, который приехал работать на текстильную фабрику в южный городок Ленгдон. Это - одинокая, охваченная смятением человек, которого мучают нереализованные страсти. Некоторая порывистость, імпресіоністичність манеры Андерсон по-своему гармонирует с образом внутренне раздвоенного героя. В романе выделяется вторая часть - «Фабричные девушки», в которой точно и конкретно воссоздан быт работниц-текстильниць, очерчены их психологически сложные образы. Одна из них - Молли Сибрайт станет активной участницей забастовки. Как всегда, заметное место занимает в романе любовная тема. В центре третьей части «Этель» - Этель Лонг, 29-летняя уроженка Юга, красивая, самолюбивая женщина, у которой напускная холодность борется с естественной страстностью. После сближения с Редом Оливером она уходит от него к процветающего адвоката Тома Ріддлу - человека циничного и опытного. В финале романа Ред Оливер погибает в столкновении с национальными гвардейцами, которых возглавлял такой же, как и он, выходец из интеллигентской среды Нед Сейер. Это - человек, которому внушили страх перед «красной опасностью». Роман, который привел к полемике в критике, был не совсем удачной попыткой писателя художественно освоить новую для него тему, откликнуться на радикальные настроения тех лет.
В 1935 г. вышла книга публицистики Андерсона «Удивлена Америка» («Puzzled America»). Она состоит из очерков, репортажей, этюдов, написанных во время поездок писателя по стране, в частности южными штатами, где он наблюдал процесс индустриализации, рождения новых фабрик, заводов, крушение старых форм жизни. Начиная с середины 30-х pp. Андерсон, как и некоторые его коллеги, отошел от левого движения. Существенную роль сыграли здесь известия о «большой террор», развязанный сталинистами в СССР.
Андерсон - один из классиков американской прозы XX в. Своими лучшими произведениями, прежде всего новелістичними, он помогал развитию и обогащению психологической линии в реалистической литературе.
Украинский язык отдельные произведения Андерсона перевели Бы. Антоненко-Давидович, М. Лисиченко и П. Шарандак.
Тв.: Укр. пер. - Яйцо. - Харьков, 1926; Все враз. - Харьков, 1930; Я хочу знать почему. Шедевр Блекфута// Амер. новелла. - К., 1978; Рус. пер. - Рассказы. - Москва-Ленинград, 1959; Избранное. - Москва, 19S3; Уайнсбург, Огайо. - Москва, 2002.
Лит.: Иваник А.И. К специфике новеллистического мастерства Ш. Андерсона в «Уайнсбурге. Огайо» // Вопросы реализма и романтизма в зар. лит. - Днепропетровск, 1969; Кауль М. Ш. Андерсон и его книга мгновений // Кауль М. Дом со многими окнами. - Москва, 1973.
Б. Пленсон
|
|
|