|
ГАНС АНДЕРСЕН XPICTIAH
(1805-1875)
ГАНС АНДЕРСЕН XPICTIAH
Ганс Христиан Андерсен - датский сказочник, романист, поэт и драматург - родился 2 апреля 1805 года в небольшом провинциальном городке Оденсе в семье сапожника. Отец, несмотря на свою профессию, был человеком начитанным и свою любовь к книге сумел передать Гансу Хрістіану. Тяга к творчеству привела его в 1819 году в столице, где он, живя впроголодь, смог закончить школу и университет.
Первые три года в Копенгагене Андерсен связывает свою жизнь с театром: делает попытку стать актером, пишет трагедии и драмы. В 1822 году выходит пьеса «Солнце эльфов», написанная по давньоскандинавським сюжетом. Драма оказалась незрелым, слабым произведением, но привлекла внимание дирекции театра, с которым в то время сотрудничал начинающий автор. Совет директоров добился для Андерсена стипендии и права бесплатного обучения в гимназии. Семнадцатилетний юноша попадает во второй класс латинской школы и, несмотря на насмешки товарищей, заканчивает ее.
В 1826-1827 годах выходят первые печатные стихи Андерсена, а в 1829 году он довольно удачно пробует себя в жанре путевых заметок - книга «Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер» поразила современников свежестью мировосприятия, богатой фантазией и жизнерадостным юмором. Путешествовать Андерсен любил на протяжении всей своей жизни: он побывал в Германии, Италии, Франции, Англии, Швеции, Португалии, Греции, Северной Африке, собирался в Америку. Его путевые заметки отличались точностью зарисовок с натуры в сочетании с романтической фантазией, имели познавательный и увлекательный характер, были написаны живым языком. Воспоминания о путешествии в Италию стали основой для написания первого романа Андерсена «Імровізатор» (1834). Всего в 30-е годы XIX века выдающимся датчанином было написано шесть романов («Импровизатор», «А.Т.», «Только скрипач» и др.), которые имели неизменный успех. Автора сравнивали даже с В. Скоттом и В. Гюго. Но мировое признание ему принесли сказки.
С 1835 года Андерсен начинает периодически выдавать сказки, которые в 1841 году войдут в книгу «Сказки, что были рассказаны детям». Ранние сказки Андерсена - это, как правило, литературные переработки народных сказок, которые он сам слышал в детстве («Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди», «Свинопас» и др.). Сюжет «Нового наряда короля» было заимствовано из испанского источника. А вот «Дюймовочка», «Русалочка», «Калоши счастья», «Ромашка», «Стойкий оловянный солдатик», «Олє Лукойе», хотя и несколько связанные С фольклором, все же являются авторскими произведениями. На фоне многочисленных сказочников, которых породила эпоха романтизма в разных странах, сказки Андерсена отличаются отсутствием дидактических основ и, как казалось критикам XIX века, отсутствием должного уважения к королевских особ, которые в сказках Андерсена ходят дворцом в пантофлях (ведь дворец является их домом), стелют постели и варят гречневую кашу. Сказки Андерсена, с одной стороны, есть вполне антисоциальными, а с другой - мегасоціальними. Они вышли за пределы своего века, стали постоянными спутниками человечества через видение датским сказочником вечного содержания любого человека, будь то король, королева, принцесса или крестьянин.
Символом творчества Андерсена считается Русалочка, героиня одноименной сказки (ей даже установлен памятник в Дании). Народные сюжеты, связанные с любовью между человеком и антропоморфной естественным существом, существуют у разных народов (вспомним поэтическую драму Леси Украинки «Лесная песня», которую тоже было создано по фольклорным мотивам). Знал подобные легенды и датский фольклор. Но сказка, которую было создано Андерсеном, приобрела особого поэтического содержания. Русалочка олицетворяет стихийные силы, от которых уже давно трагически отделилось человечество. Русалочка, Дюймовочка, Гадкий Утенок отражают противоречия между трагически-утилитарным миром людей и таинственными силами природы и творчества.
Все романтические герои Андерсена не отказываются от своей подлинной поэтической природы, как бы тяжело им велось. Слово «настоящий», вообще, является ключевым в Андерсена. «Настоящий» означает природный, истинный, правдивый. В «Калошах счастья» писатель обыгрывает вечную проблему недовольства людей тем, что они имеют, извечные стремления лучшей доли. Глупый чиновник, который живет в XIX веке, мечтает о средневековье. Зашив большого страха от осуществления собственной мечты, чиновник возвращается к своему возрасту и благодарит Бога за то, что он не живет в средневековье. Другим обладателем Калош счастья становится простой солдат, который мечтает занять командный пост, но, получив его, очень хочет снова стать простым солдатом.
«Калоши счастья», с одной стороны, решают философскую проблему счастья в духе религиоВНОго фатализма (что является характерной чертой романтизма), с другой - иронизируют по поводу идеализации средневековья, которая была весьма распространенной в кругах романтиков (романтическая ирония).
Андерсен является защитником простого и ясного взгляда на мир, который, по его мнению, и является настоящим. Такой взгляд имеют дети и художники. Поэтому именно малый парень становится открывателем истины «В новом наряде короля», поэтому и осміяно дурочкой принцессу из «Свинопаса», которая погналась за дорогими игрушками и отказалась от настоящих, природных, и поэтому волшебных розы и соловья. И настоящая принцесса всегда будет принцессой, даже в одежде нищенки («Принцесса на горошине»), потому что принцессой она родилась (опять религиозный фатализм).
Сороковые годы XIX века становятся новым и высшим достижением сказочного творчества Андерсена. В сборник «Новые сказки» (1844-1848) вошли самые значительные и самые известные сказки: «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Соловей», «Тень», «Девочка со спичками». Сказки Андерсена становятся более усложненными, глубокими, имеют двойного адресата: через увлекательность фабулы они привлекают детей, а глубиной содержания - взрослых. Его сказки написаны простым языком, приближенной к народной, и этим они близки к детскому пониманию. Но за кажущейся простотой скрывается философский подтекст, который является непонятным детям, но интересует взрослых.
Немало мотивов творчества Андерсена присоединяются к традиционных романтических мотивов. Гадкий утенок становится в один ряд с альбатросом Кольриджа и Бодлера, заставляет вспомнить «Чайку» Чехова. Проблема трагического жизни одаренной личности приобрела особую актуальность в эпоху развития буржуазных настроений. Гадкий утенок одновременно является прекрасным лебедем, но зажиревшие жители птичника этого не понимают. Дальше собственной кормушки они не видят и собственную рабскую психологию считают единственно правильной.
Сказка «Тень», глубочайший философский произведение Андерсена, примыкает к двум традициям, которые существовали в романтизме. С одной стороны, история ученого, который смог путем рационального эксперимента отлучить от себя собственную тень, роднит сказку с произведениями Гофмана («Крошка Цахес», «Эликсиры Сатаны»), повести Шаміссо «Невероятные приключения Петера Шлеміля», а также со знаменитым «Франкенштейном» Мэри Годвин-Шелли. Высокодуховный и талантливый человек, который стал рабом тени, сама навлекла на себя беду. Не понимая истинной сути природы, ученый отнесся к собственному эксперимента слишком легкомысленно, отпустив тень в гости к соседям. Он думал, что только он сам является самим собой, но человеческая психика - вещь таинственная, и об этом неоднократно говорили романтики, раскрывая тему двійництва. Тень оказывается достаточно самостоятельным и зловредною существом, которое разрушает судьбу своего бывшего хозяина. Так через «детский» жанр сказки Андерсен передает глубокие философские мысли.
Сборки последнего этапа творчества писателя вышли под названием «Истории» (1852-1855) и «Новые сказки и истории» (1858-1872). Это действительно были удивительные истории об окружающем мире, черты реальности все больше проникают в сказки писателя, героями которых становятся современники автора: обычные люди со своими повседневными заботами и проблемами, выдающиеся ученые и художники. Андерсен хочет привлечь внимание читателя к почти сказочных возможностей человека.
В 1855 году появляется автобиографическая книга «Приключения моей жизни», которая стала продолжением и дополнением первого варианта автобиографии «Сказка моей жизни» (1847). Со страниц этих книг возникает образ выдающегося человека, великого фантазера, который сумел через всю свою жизнь пронести детскую влюбленность в таинственный мир сказки и щедро поделиться этим со своими читателями.
Умер выдающийся датский писатель, основатель литературной сказки, в возрасте семидесяти лет 4 августа 1875 года в Копенгагене.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «Гадкий утенок», «Соловей», «Девочка со спичками», «Снежная королева», «Калоши счастья».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гренбек Б. Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. - М., 1979.;
2. Брауде Л. Ю. Жизнь и творчество Ханса Кристиана Андерсена. - Л., 1973.
|
|
|