ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АНАКРЕОНТ

(2-я пол. VI ст.)

АНАКРЕОНТ - творчество писателя

АНАКРЕОНТ (2-я пол. VI ст.) - древнегреческий поэт-лирик.

Уроженец малоазийского города Теоса. После захвата города персами переселился в Абдеру (Фракия), потом Анакреонт длительное время проживал на о. Самос при дворе тирана Поликрата (537-520) до его трагической гибели. Впоследствии поэта пригласил в Афины тиран Hipparchus, после смерти которого Анакреонт переселился в Фессалию до двора Алевадів. Таким образом, поэту пришлось немало увидеть и пережить за свою долгую жизнь. Он тоскует по утраченным годам молодости, боится невмолимої смерти:

Седина покрывает виски, голова моя серебрится,

Молодые лета отрадном миновали; зубы слабеют.

Відліта жизни сладкое - немного уже

осталось.

Остановит рыданий не могу, потому что меня пугает Тартар,

Потому страшит Аща темное подземелье; трудно в него

Войти...

(Пер. Г. Кочура)

Однако доминирующее настроение поэзии Анакреонта жизнерадостный. Несмотря на преклонный возраст, Анакреонт сохранил тягу к наслаждению. Любовь, вино, женщины - основные темы его поэзии. Поэт вошел в историю лирики как «символ игрового, изысканного, веселого эротизма» (О. Лосев):

Злотоволосий Эрот меня

Опять попал пурпурным мячом -

Девушку в красящих сандалиях теперь

Говорит мне забавлять...

(Пер. А. Содомори)

Поэзии Анакреонта, что сохранились до нашего времени, - в основном любовные и застольные песни, хотя известно, что поэт создавал также эпиграммы, гимны, элегии. В одном из самых известных любовных стихов Анакреонт изображает девушку в образе неискушенной кобылки, которой суждено быть обузданной ним, опытным верхом:

Кобылица-фракиянка, почему от меня ты убегаешь,

Косо глядя на меня, будто действительно неуч я?

Подожди, тебе гнуздечку я накину и направлю,

Взяв повод, бег твой быстрый

на назначенную цель.

Сейчас ты лишь по лугам свободно скачешь и пасешся,

До сих пор, видимо, не попадался

всадник смелый тебе. (Пер. Г. Кочура)

Большую популярность имели также застольные песни Анакреонта, в которых он прославлял радости пира, наслаждения любви в окружении красоты и музыки:

Принеси воды, юноша, и вина подай быстренько,

И венки душистые из цветов, чтобы с Еротом побороться.

Ну же, пьем не как скифы, что без песни сидят тихо.

Не люблю я скучать: на пиру с вином вместе

Давай песню, сердцу милую.

О Эрота, повязки из пахучих носит цветов,

Песню я буду петь: он, властелин над богами,

И людей также подчиняет.

(Пер. В. Масленка)

Легкость и игривость содержания, изящество и мелодичность формы способствовали большой популярности Анакреонта еще в античные времена. В эпоху эллинизма и Римской империи возникло целое направление в поэзии - «анакреонтичний». Анакреонтика получила значительное

распространение и у поэтов нового времени. Она повлияла на творческие поиски вагантов-гойардів, П. Ронсара, B. Шекспира, Р. Бернса, Вольтера, А. Шенье, А. Пушкина и др. Достаточно заметна и в украинской лирике, начиная от Г. Сковороды; прослеживается в творчестве поэтов XX века. (Александр Олесь, П. Тычина, В. Пачевский, А. Около, М. Иогансен, Б.-И. Антоныч и др.). Особого колорита приобрели анакреонтические мотивы в творчестве «неоклассиков», в частности М. Рыльского:

Уже краснеют помидоры,

И ходит осень по траве.

Какое там к черту горе,

Когда сердца у нас живые?

(«Уже краснеют помидоры...»)



Тв.: Укр. пер. - [Стихи]//Т Франко. С чужой левады. - Львов, 1913; [Стихи)//»Вопросы классической филологии». - 1963. - В. 3; [Стихи) //Античная литература. Хрестоматия. - К., 1968; [Стихи]//Золотое руно. - К., 1985; Рус. пер. - Стихотворения // Парнас: Антология античной лирика. - Москва, 1980.

Лит.: Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная литература. - Москва, 1967; Подлесная Г. Н. Мир античной литературы. - К., 1981; Тройский И. М. История античной литературы. - Москва, 1983.

М. Никола