|
АНАКРЕОНТ
(2-я пол. VI ст.)
АНАКРЕОНТ - творчество писателя
АНАКРЕОНТ (2-я пол. VI ст.) - древнегреческий поэт-лирик.
Уроженец малоазийского города Теоса. После захвата города персами переселился в Абдеру (Фракия), потом Анакреонт длительное время проживал на о. Самос при дворе тирана Поликрата (537-520) до его трагической гибели. Впоследствии поэта пригласил в Афины тиран Hipparchus, после смерти которого Анакреонт переселился в Фессалию до двора Алевадів. Таким образом, поэту пришлось немало увидеть и пережить за свою долгую жизнь. Он тоскует по утраченным годам молодости, боится невмолимої смерти:
Седина покрывает виски, голова моя серебрится,
Молодые лета отрадном миновали; зубы слабеют.
Відліта жизни сладкое - немного уже
осталось.
Остановит рыданий не могу, потому что меня пугает Тартар,
Потому страшит Аща темное подземелье; трудно в него
Войти...
(Пер. Г. Кочура)
Однако доминирующее настроение поэзии Анакреонта жизнерадостный. Несмотря на преклонный возраст, Анакреонт сохранил тягу к наслаждению. Любовь, вино, женщины - основные темы его поэзии. Поэт вошел в историю лирики как «символ игрового, изысканного, веселого эротизма» (О. Лосев):
Злотоволосий Эрот меня
Опять попал пурпурным мячом -
Девушку в красящих сандалиях теперь
Говорит мне забавлять...
(Пер. А. Содомори)
Поэзии Анакреонта, что сохранились до нашего времени, - в основном любовные и застольные песни, хотя известно, что поэт создавал также эпиграммы, гимны, элегии. В одном из самых известных любовных стихов Анакреонт изображает девушку в образе неискушенной кобылки, которой суждено быть обузданной ним, опытным верхом:
Кобылица-фракиянка, почему от меня ты убегаешь,
Косо глядя на меня, будто действительно неуч я?
Подожди, тебе гнуздечку я накину и направлю,
Взяв повод, бег твой быстрый
на назначенную цель.
Сейчас ты лишь по лугам свободно скачешь и пасешся,
До сих пор, видимо, не попадался
всадник смелый тебе. (Пер. Г. Кочура)
Большую популярность имели также застольные песни Анакреонта, в которых он прославлял радости пира, наслаждения любви в окружении красоты и музыки:
Принеси воды, юноша, и вина подай быстренько,
И венки душистые из цветов, чтобы с Еротом побороться.
Ну же, пьем не как скифы, что без песни сидят тихо.
Не люблю я скучать: на пиру с вином вместе
Давай песню, сердцу милую.
О Эрота, повязки из пахучих носит цветов,
Песню я буду петь: он, властелин над богами,
И людей также подчиняет.
(Пер. В. Масленка)
Легкость и игривость содержания, изящество и мелодичность формы способствовали большой популярности Анакреонта еще в античные времена. В эпоху эллинизма и Римской империи возникло целое направление в поэзии - «анакреонтичний». Анакреонтика получила значительное
распространение и у поэтов нового времени. Она повлияла на творческие поиски вагантов-гойардів, П. Ронсара, B. Шекспира, Р. Бернса, Вольтера, А. Шенье, А. Пушкина и др. Достаточно заметна и в украинской лирике, начиная от Г. Сковороды; прослеживается в творчестве поэтов XX века. (Александр Олесь, П. Тычина, В. Пачевский, А. Около, М. Иогансен, Б.-И. Антоныч и др.). Особого колорита приобрели анакреонтические мотивы в творчестве «неоклассиков», в частности М. Рыльского:
Уже краснеют помидоры,
И ходит осень по траве.
Какое там к черту горе,
Когда сердца у нас живые?
(«Уже краснеют помидоры...»)
Тв.: Укр. пер. - [Стихи]//Т Франко. С чужой левады. - Львов, 1913; [Стихи)//»Вопросы классической филологии». - 1963. - В. 3; [Стихи) //Античная литература. Хрестоматия. - К., 1968; [Стихи]//Золотое руно. - К., 1985; Рус. пер. - Стихотворения // Парнас: Антология античной лирика. - Москва, 1980.
Лит.: Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная литература. - Москва, 1967; Подлесная Г. Н. Мир античной литературы. - К., 1981; Тройский И. М. История античной литературы. - Москва, 1983.
М. Никола
|
|
|