|
АЛЬФЬЕРИ, Витторио
(1749 - 1803)
АЛЬФЬЕРИ, Витторио - творчество писателя
АЛЬФЬЕРИ, Витторио (Alfieri, Vittorio - 17.02.1749, м. Асти - 08.10.1803, Флоренция) - итальянский писатель.
Родился в знатной дворянской семье, унаследовав титул графа. С 1766 гг. учился в Туринской военной академии, в которой, по его собственному признанию, ничему не научился, хотя и получил после ее окончания диплом магистра искусств. В шестнадцать лет Альфьери стал офицером королевской армии. Начиная с 1767 г., он много путешествовал по странам Европы (Франция, Англия, Германия, Россия и др.), из которых наибольшее впечатление на него произвела Англия, которая благодаря парламента ассоциировалась для Альфьери со страной свободы. Во время странствий он активно знакомился с современной литературой, читал труды К. А. Гельвеция, Ш. Л. Монтескье, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, а после возвращения в Италию решил посвятить себя литературе.
С 1776 г. писатель жил преимущественно в Тоскане, с 1785 года местом жительства выбрал Францию. Альфьери сначала с восторгом приветствовал революцию 1789 года, но после падения монархии и установления якобинской диктатуры вынужден был бежать из Парижа. Дальнейшие годы своей жизни писатель провел во Флоренции.
Мировоззрение Альфьери сформировался под влиянием, с одной стороны, идеологии французского Просвещения, а, с другой, - концепции героической личности, разработанной в «Жизнеописаниях» Плутарха, страстным поклонником которого он был в течение всей жизни. Свои политические взгляды писатель изложил в философских трактатах «Набросок Страшного Суда» (1773), «О тирании» («Delia tirannide», Mil), «О государстве и литературу» («Delprincipe e delle lettere», 1778-1789). Основной политический лозунг Альфьери - освобождение человека от пут любой зависимости и несвободы - политической, национальной, социальной, духовной. Идеалом человеческого поведения для писателя является героическая личность, которая руководствуется в жизни стремлением подвига и славы, которая наделена высоким гражданским духом, герой-тираноборець, который отдает свою жизнь борьбе с деспотизмом монархии. Отталкиваясь от просветительской идеологии Альфьери, таким образом, идет дальше своих предшественников, противопоставляя концепции просвещенного монархизма требование демократической, республиканской формы правления. Примечательно, что свобода отдельной человеческой личности в Альфьери неразрывно связана с борьбой за свободу своей родины. В свою очередь, полноценное развитие искусства, по Альфьери, невозможен в условиях деспотического гнета монархии, отсюда художник должен быть не просто гражданином, но и поэтом-пророком, который призывает соотечественников к борьбе с тиранией. Одновременно антитиранічна программа Альфьери была достаточно абстрактной и непоследовательной, без четкой цели и программы конкретных действий.
В историю итальянской литературы Альфьери вошел прежде всего как создатель классицистической политической трагедии. Поэтика произведений Альфьери близка к трагедиям представителей французского классицизма. Одновременно Альфьери полемизирует с эстетикой «высокого» классицизма XVII в., в драматургии которого его не устраивать галантность изображаемых страстей, большое количество персонажей, недостаточная концентрированность действия, слишком пространные и отвлеченные от непосредственного общения героев монологи.
В противовес французской классицистической драме, Альфьери минимизирует количество действующих лиц, придает действию большего динамизма и напряжения, концентрируя ее вокруг одного центра, заменяет метод сообщения о событиях их прямым изображением, показывает на сцене поединки, убийства, смерть, чего старалась избегать классицистическая трагедия; насыщает свои трагедии страстями, под которыми понимает не только любовь, но и вообще любую волевую инициативу личности, активизирует процесс живого общения героев за счет оживления диалога, введение большего количества реплик, что их проиВНОсят герои. Создана по канонам классицизма, трагедия Альфьери во многих своих чертах выходила за его пределы, что позволило более поздней критике говорить о своеобразный синтез в его творчестве двух художественных систем - классицизма и передромантизму, с которым драматурга сближала концепция героя-тираноборця, поэта-гражданина, мотивы национально-освободительной борьбы, сочетание идеологической тенденциоВНОсти с несвойственным для классицизма лирическим пафосом.
В аспекте проблематики все драматические произведения Альфьери могут быть охарактеризованы как трагедии свободи. их герои - аристократы, люди с сильной волей, что выступают против любой формы тирании. Сам Альфьери делил свои трагедии на пять тематических групп.
Первую группу составляли «трагедии любви»: «Клеопатра» («Cleopatra», 1775) - драматургический дебют Альфьери, «Филипп» («Filippo», 1775-1783), «Розамунда» («Rosmunda», 1779-1780), созданная на материале средневековой истории «Софонизба» («Sofonisba», 1784-1786), «Октавия» («Octavia», 1779), написанные на материале древнеримской истории. Наиболее яркой из этих пьес считается трагедия «Филипп», в основу которой положен сюжет из испанской истории, переработанный позже Ф. Шиллером в «Дон Карлосе». Произведение посвящен трагической судьбе принца, обвиняемого в государственной измене и осужденного собственным отцом, королем Филиппом, к смерти. Главная проблема трагедии - политическая. Филипп показан как жестокий деспот, тиран, который маскирует собственные интересы заботой о государственных делах, правление которого происходит в атмосфере страха и недоверия.
Ко второй тематической группе относятся «трагедии свободы»: «Вирджиния» («Virginia» ,1777), посвящена древнеримской истории, «Заговор Пасти» («La Congiura dei Pazzi», 1777-1781) - флорентийской истории, «Тімолеон» («Timoleone», 1777 - 1781), «Аґіс»(«Agide», 1784-1786), «Брут I» с посвящением Дж. Вашингтону («Bruto Primo», 1786) - о римлянина, который приговорил к смерти своих сыновей, «Брут II»(«Bruto Secondo», 1786) с посвящением «будущем итальянском народа» - политический заговор против римского императора Цезаря. Лучшей из них сам Альфьери считал «Тімеліона», в котором на фоне политических споров, вспыхнувших в древнем Коринфе, показал трагедию республиканца Тімеліона, вынужденного принести в жертву своим республиканским идеалам родного брата-монархиста.
Третья группа - «трагедии о королевской честолюбие, изображающие борьбу за трон»: «Полиник»(«Polinice», 1775-1776), «Агамемнон» («Agamemnone», 1775-1777) - обе написаны на древнегреческом материале, «Дон Гарсия» («Don Garzia», 1774-1778) - посвящена эпизодам флорентийской истории, «Мария Стюарт» («Maria Stuarda», 1777-1786), в которой выведена фигура Марии, королевы Шотландии.
Четвертая группа - это «трагедии семейных чувств»: «Орест»(«Oreste», 1775-1776), «Антигона» («Antigone», 1775-1776), «Мерона» («Мегоре», 1782), сюжеты которых заимствованы из древнегреческой мифологии и которые интерпретируют политическую проблематику - осуждение тирании и тирана.
Кроме трагедий Альфьери написал между 1800-1802 годы также 6 комедий в стихах, преимущественно политических аллегорий, где высмеял различные формы государственного устройства; около 200 сонетов, поэму в 4-х песнях «Відімщена Этрурия» («L'Etruria vendicata»), сборник памфлетов «Мізогалл» («Misogallo», 1799), пять од и большое количество эпиграмм. Известный Альфьери и как переводчик произведений античных авторов. С начала 1780-х годов и до конца жизни Альфьери работал над автобиографической книгой «Жизнь Витторио Альфьери из Асти, пересказано им самим» («Vita di Vittorio Atfieri, scritta da esso», опубл. 1806).
Тв.: Рус. пер. - Орест. Саул. Мирра. Брут второй// Гольдони К. Комедии. Гоцци К. Сказки для театра. Альфьери В. Трагедии. - Москва, 1971.
Лит.: Гливенко И.И. Витторио Альфьери. Жизнь и произведения. - С.-Петербург, 1912; ДживелеговА.К., Мокульский С.С. История зап.-евр. театра. - Москва, 1957. - Т. 2.; Де Санктис Ф. История итал. лит. - Москва, 1964. - Т. 2; Мокульский С.С. Итал. литература. - Москва, 1966; Реизов Б.Г. Итал. лит. XVIII в. - Ленинград, 1966; История зар. лит. XVIII века. - Москва, 1999; Binni W. Saggi alferiani. - Roma, 1981; Branca V. Alfieri e la ricerca dello stile. Con 5 nuovi studi. - Bologna, 1981; Debenedetti G. Vocazione di Vittorio Alfieri. - Roma, 1977; Fubini M. Vittorio Alfieri. II pensiero, la tragedia. - Firenze. 1966; Masiello V. L'ideologia tragica di Vittorio Alfieri. - Roma, 1964; Mensi P. Gli affetti nella tragedia di Vittorio Alfieri. - Padova, 1974; Тровато M. II messaggio noetico deH'Alfieri: la natura del limite tragico. - Roma, 1978.
В. Назарец
|
|
|