ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АЛЬБЕРТИ, Рафаэль

(1902 - 1999)

АЛЬБЕРТИ, Рафаэль - творчество писателя

АЛЬБЕРТИ, Рафаэль (Alberti, Rafael - 16.12.1902, с. Пуэрто-де-Санта-Мария - 27.10.1999, там же) - испанский поэт и драматург.

Родился 16 декабря 1902 г. в Пуэрто-де-Санта-Мария, что в провинции Кадис, в семье коммивояжера, образование получил в иезуитской коллегии. В 1917 г. вместе с семьей переехал в Мадрид, где учился живописи. В 1922 p., после своей первой выставки, Альберти заболел, оставил столицу и посвятил свою дальнейшую деятельность литературном творчестве. В последующие годы Альберте совершил путешествие по Европе, две поездки в СССР, участвовал в Первом съезде советских писателей, вместе с женой осуществлял руководство журналом «Октубре».

В годы гражданской войны Альберти был бойцом республиканской армии, писал стихи для журналов и скетчи для фронтовых театров, занимался культурно-организаторской работой в составе пятого полка республиканской армии, был участником Второго конгресса писателей в защиту культуры в Мадриде и Валенсии. После поражения республиканцев с 1939 по 1977 гг. жил в эмиграции в Аргентине. В послевоенные годы Альберти стал одним из руководителей Всемирного движения в защиту мира, а в 1965 г. он был удостоен Международной Ленинской премии. С 1964 по май 1977 г. Альберти находился в Италии, а в мае 1977 г. вернулся на родину.

За время литературной деятельности поэт создал более 20 поэтических сборников, несколько пьес, книгу воспоминаний и др. С детства, проведенного на кадіському берегу, Альберти сохранил в памяти вабливу очарование андалузской песни. Источником для его первых книг служили и старинные песенники, где были собраны средневековые народные песни. Альберти привнес в испанскую поэзию не только редкий, поистине виртуозный версифікаційний талант, но и свое видение мира, что отличало его от предшественников, так и от других поэтов современности.

Уже первым поэтическим сборником «Моряк на суше» («Mavinero en tierra», 1924), за которую он получил Национальную премию, Альберти заявил о себе как о зрелом поэте, основным источником вдохновения для которого является фольклор, средневековые андалузькі песенные жанры. Юный лирический герой этого сборника не принимает «города», «суши», которые представляются ему каким-то страшным лабиринтом, из которого нет выхода. Земной, неопределенном и обыденной мировые Альберте противопоставляет свой, романтический мир. Здесь и детские мечты о море, шхуны, дальние плаванья, приключения, и романтический образ моря как символа свободы, и тоска по несбыточным, и метафора поэта судьбы: моряк на суше - поэт в прозаїчній, чуждой ему действительности. «Мне баглося, чтобы все было ярким, словно праздник, словно пестрая и сверкающая летучая регата»,- признавался Альберте.

В то же время в «Моряку на суше» имеющийся один из сквозных приемов лирики Альберте, который заключается в сочетании фантастического и реального, очерченного в образах современной городской цивилизации. Этот прием он использовал и в следующих сборниках «Любимая»(«La amante», 1926), в которой речь идет о мысленном путешествии через Кастилию до Бискайского залива, и «Заря левкою» («El Alba del albanil», 1927). В последней сборке поэт вроде «обьективизуеться», поскольку уже не только он со своими чувствами, но и другие герои появляются на страницах книги. Но эти герои - нищая венгерка, для которой превыше всего воля; тореро, смельчак, которого победил бык; фонарщик, который зажигает Месяц, чтобы он светил любимой,- все они также произведения романтической мечты поэта, как и моряк, и любимая из предыдущих сборников.

Начиная со 2-ой пол. 20-х pp. Альберти пережил увлечение метафорической барочной поэзией Л. де Ґонгори и создал сборники «Прочная кладка» («Саи в canto», 1927-1929), «Проповеди и помещения» («Sermones в moradas», 1929-1930), характеризуются усложненными аналогиями и образными ассоциациями. Центральным произведением этого периода стала поэма «Про ангелов» («Sobre losangeles», 1929). Тяжелое стечение личных обстоятельств (бедность, болезнь, неразделенная любовь) усугубила горечь сделанного поэтом открытие: мир не является праздничным, он несправедливый и уродливый. Так появилась эта книга - страстный крик о безвременья и одиночество, одна развернутая метафора «мертвого мира». Действие поэмы «Про ангелов» происходит в сюрреалистической атмосфере, на небесах и в аду, а ее главным героем является человек, который потерял «рай», то есть детскую чистоту, и теперь тщетно пытается найти ангела, который смог бы стать для нее поводырем.

В сборниках 30-х pp. («Лозунги», 1933; «Наше насущное слово», 1936; «Столица славы», 1936 и др.) доминируют героико-патриотические мотивы, которыми Альберте откликнулся на события гражданской войны. Политическая, гражданская тематика, соединенная с чувствами ностальгии, воспоминаниям о родине, а также с темой искусства, характеризует и послевоенную лирику Альберте: поэтические сборники и циклы «Между гвоздикой и шпагой» («Entre el clavel в 1а espada «, 1939-1941), «Строфы Хуана Панадеро» («Coplasde Juan Panadero», 1949), «Поэмы Пунта дель Эсте» («Poemas de Punta del Este», 1945 - 1956), «Баллады и песни реки Парана» («Baladas в canciones del Parana», 1953-1954), «Весна народов» (1955-1957), «Стихи о любви» (1967) и др.

Первое драматическое произведение Альберти, ауто «Безлюдная человек» (1930), в духе аллегорического барокко описывал горькую судьбу Человека, которого оскорбляют чувства и красавица Соблазн. Они разжигают в Человеке его низменные инстинкты и провоцируют на убийство Жены, после чего Человек превращается в бесчеловечную, опустошенную существо. В следующей драме «Фермин Галан» («Fermin Галан», 1931) с помощью экспрессионистской стилистики описывается вооруженное выступление военных в 1930 г. против монархии, возглавленный Ферміном Ґаланом и Гарсиа Эрнандесом. С началом гражданской войны Альберти писал короткие драматические скетчи агитационного содержания: «Сценический романс», «Спаситель Испании», «Радио Севильи», а также создал сборник фарсов « Торговля» (1934). В первые годы после падения республики Альберте избегает злободневной тематики и создает ряд пьес, в которых в притчевому духе изображает власть природы над человеком. «Цветущий клевер» (1940), «Чудовище» (1944), «Гальярда» (1944). Одна из лучших послевоенных пьес Альберте «Ночь войны в музее Прадо» («Noche de guerra en el Museo del Prado», 1956), в которой драматург вернулся к гражданской тематике и обрисовал сплетенный из элементов реальности и фантастики эпизод спасения бойцами-республиканцами шедевров живописи мадридского музея, Кроме собственно бойцов, в спасательной операции принимают участие и персонажи знаменитых живописцев - Ф. Гойи, Тициана, Д. Веласкеса, которые сходят с полотен. В 1959 г. Альберти написал книгу воспоминаний «Затерянный роща». В 1983 г. за литературные заслуги писателя почтили премией Сервантеса. Умер Альберте 27 октября 1999 г. в Пуэрто-де-Санта-Мария.

Альберти в 1964 г. побывал в Украине, где принял участие в работе Международного форума деятелей культуры, посвященного 150-летию со дня рождения Т. Шевченко, а в Каневе произнес «Слово на Тарасовой горе». В 1965 г. упорядочил сборник своих произведений для издания в Украине. Отдельные стихи Альберте перевели М. Рыльский, Л. Дмитерко, И. Вирган, В. Харитонов, А. Буценко, С. Боршевський.



Тв.: Укр. пер. - Поэзии. - К., 1969; [Стихи] // Вселенная. - 1984. - №4; 1986. - №8; Рус. пер. - Стихи. - Москва-Ленинград, 1963; Стихи. - Москва. 1966; «Я верую в поэзию, живущую в памяти...» // Пр. лит.- 1977.-- №2; Избранное. - Москва, 1977; Неотложный театр // Называть веши своими именами. Программные выступления мастеров зап.-евр. лит. XX в. - Москва, 1986.

Лит.: Слуцкий Б. Высокая естрада Рафаэля Альберти // Пр. лит. - 1967. - № 8; Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки исп. лит. XX века. - Москва, 1973.

В. Назарец