ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АЛАРКОН-И-МЕНДОСА, Хуан Руис де

(1581 - 1639)

АЛАРКОН-И-МЕНДОСА, Хуан Руис де - творчество писателя

АЛАРКОН-И-МЕНДОСА, Хуан Руис де (Alarcon в Мендоса, Juan Ruiz de - 1581, Таско, Мексика - 04.08.1639, Мадрид) - испанский драматург.

С его 26 пьес у нас самыми популярными являются драма «Ткач из Сеговии» и комедия «Сомнительная правда» - одна из лучших испанских комедий. Писали о нем немного (самая серьезная работа - диссертация О. Меніна о Аларкон-и-Мендоса, с которой мы использовали ряд выводов). Этот странный, необычный драматург и при жизни не получил особого признания, став предметом критических выпадов даже со стороны Л. де Веги, к школе которого его обычно и относят. Но Аларкон-и-Мендоса занимает в испанской и европейской драматургии одно из ключевых мест.

В своих произведениях Аларкон-и-Мендоса выходил со своеобраВНОй и во многом новой концепции мира и человека. Он считал, что человек по своей природе добра. Ее жизнеутверждающее начало прослеживается в жизненной энергии, активности (эта ренессансная мысль роднит Аларкон-и-Мендосу из Л. де Вегой). Но особенностью аларконівського подхода является то, что в его пьесах никогда не встречается «естественный человек», свободный от общества.

Первым в испанской литературе проанализировал проблему столкновения человека с обществом большой М. де Сервантес, показав, что лишь «безумие» героя - Дон Кихота - может вызволить его духовный мир от общественного гнета. У Л. де Веги мы также находим мотив «безумия», но от безрассудного любви, палачи человек не в состоянии возобладать над своими чувствами. В это же время Аларкон-и-Мендоса в своих произведениях выводит «нормальных» людей, сломанных обществом. Писатель утверждает: общество может исказить в человеке здоровое начало, любой талант. Фантазерство превращается в лживость, влюбленность приводит к воровству, высокое общественное положение - к черствости и деспотизма.

В комедии «Сомнительная правда» («La verdad sospechosa», до 1619) драматург рассказал такую историю. Из Саламанки в Мадрид возвращается дон Гарсия, сын дона Бельтрана. Учитель дона Гарсия сообщает отцу о том, что дон Гарсия имеет лишь один недостаток - постоянно придумывает небылицы. Учитель уверяет, что дон Гарсия, увидев в Мадриде образцы искренности, «правдивым сделается и сам». Дон Бельтран горько поднимает на смех из наивной веры учителя: в Мадриде настолько много лицемеров и лжи, что даже самая правдивая человек, «лжи заклятый враг», станет здесь лжецом. Так и случилось с доном Ґарсією. Познакомившись с хорошенькой донной Хасінтою и донной Лукресією, он ухаживает за первой, вдохновенно обманывая ее, рассказывая ей о своей давней страсти, о том, что он прибыл из Перу, и т. д. Слуга Тристан узнал имена девушек, но перепутал их, и теперь дон Гарсия считает Хасінту Лукресією; его же отец, дон Бельтран, уже все приготовил для свадьбы сына с донной Хасінтою. Узнав об этом (но путая имена), дон Гарсия снова обманывает. Он сообщает отцу о том, что уже женат. Впоследствии, поняв свою ошибку и окончательно запутавшись во лжи, он рассказывает о себе донные Хасінті искреннюю правду, но она, не поверив, покидает его. «Как правда мало значит!» - восклицает убит горем дон Гарсия, на что Тристан в ответ замечает: «Добавьте, сеньор: в устах лжеца».

Неудача весельчака и шутника дона Гарсия вызывает у зрителя не удовольствие, а сочувствие, поскольку артистическая склонность дона Гарсия к выдумкам и фантазирование переросла в лживость именно под влиянием пошлости, присущей тем «слугам морали», которые в конце пьесы становятся его судьями.

В аларконівській концепции мира и человека значительное место занимает проблема судьбы. Судьба у него не фатум, а отражение взаимосвязей героя с обществом, с окружающей действительностью. Судьба осознается как процесс формирования человеческих характеров в борьбе с общественными обстоятельствами. Поражение в этой борьбе - общая судьба человеческая, и в этом - обреченность. Подобная трактовка судьбы не приводит к снижению критического пафоса творчества Аларкон-и-Мендосы. Акцент в этой критике переносится из осуждения определенной личности на осуждение законов общественной жизни. Но при этом и человек не освобождается от ответственности. В пределах судьбы есть свобода выбора образа жизни - идти по назначению, ли бросить вызов судьбе. Борются с судьбой только сильные.

Однако Аларкон-и-Мендоса не стремился к утверждению титанической личности (в отличие от писателей эпохи Возрождения), опять же в связи с осмыслением конфликта человека и общества: либо герой погибает, или он побеждает благодаря нечеловеческим усилиям.

В драме «Ткач из Сеговии» («El tejedor de Segovia», 1634) дон Фернандо, переодевшись в ткача и назвавшись Педро Алонсо, мстит дону Хуану за своего отца, при этом попадая в драматические, казалось бы, безвыходные ситуации. В духе эстетики безобраВНОго, культивируемой представителями искусства барокко, Аларкон-и-Мендоса изображает почти невероятные сцены. Оказавшись в наручниках, Педро Алонсо, чтобы снять их и сбежать из тюрьмы, откусывает себе пальцы. Он организует банду, а когда попадает в плен, то пережигает веревку, что связывала ему руки, на огне ночника. Но очевидно, что подобные человеческие поступки практически невозможны в реальном мире. Это понимал и Аларкон-и-Мендоса, отсюда его пессимизм, который начинается с отрицания благотворительности любых связей между людьми, в том числе и любовь, так и из осознания бессилия индивидуального протеста.

Изображение писателем почти реальной зависимости личности от обстоятельств (такие исключения, как Ликург или Педро Алонсо, лишь подтверждают правило) было шагом вперед на пути развития реалистических тенденций от эпохи Возрождения к XVII и XVIII вв. Но здесь крылась большая опасность стать безпросвітнім пессимистом, оплакивая бессилие человека. Аларкон-и-Мендоса счастливо избежал этой опасности. Он нашел универсальный способ преодоления власти «фатума» - иронию, став первооткрывателем иронии в испанской драматургии XVII в., поэтому не правы те исследователи, кто видит в Аларкон-и-Мендосе только морализатора.

Концепция мира и человека (прежде всего - зависимость личности от общества, что дало возможность обнажить некоторые механизмы формирования характера, и определенная свобода личности в рамках судьбы, что позволило раскрыть особенности поведения человека в каждый данный момент) приводит Аларкон-и-Мендосу к обострению внимания на характере героя. Здесь наиболее ощутимо новаторство Аларкон-и-Мендосы, поскольку именно концентрация идейно-художественной нагрузки на характере приводит к значительным сдвигам в творческой манере, в художественном методе Аларкон-и-Мендосы, во всей структуре испанской национальной драмы. Можно таким образом сформулировать суть этого новаторства: характер определяется обстоятельствами, судьбой, но сам он определяет ситуацию.

Аларкон-и-Мендоса переносит центр тяжести с действия, интриги на характер. Характер определяет события пьесы, которые служат для его раскрытия. С героем происходят не случайные, не любые события, а лишь те, которые соответствуют его характеру. Отсюда такая особенность произведений Аларкон-и-Мендосы, как предсказуемость сюжета. Это противоречит требованиям школы Л. де Веги. Аларкон-и-Мендоса отходит от традиций той школы и сближается с классицизмом.

Перенос драматического нагрузки с действия на характер кардинально меняет эстетическое основание драматического действия, которое происходило параллельно с открытием нового типа характера. Анализ формирования характера еще только зарождался, поэтому Аларкон-и-Мендосу пришлось отказаться от ренессансной многогранности характера, герой у него наделен, обычно, одной характерной чертой, что тоже сближает метод Аларкон-и-Мендоса с классицизмом. В основном, это какой-то недостаток, гандж.

Это является следствием выдвижение на первый план моральной проблематики. Отношения между людьми драматург объясняет этическими мотивами, утверждая, что нравственная природа человека определяет его судьбу. Упадок нравов, пренебрежение элементарных норм общечеловеческой морали, искривления законов чести, благородства, бездуховность, безкрилість жизни испанской аристократии - вот круг проблем, которые исследовал в драматургии Аларкон-и-Мендоса. Ложь, лицемерности, корыстолюбие, злоречие, неблагодарность, жестокость, эгоизм присущи целой галереи персонажей таких комедий, как «Сомнительная правда», «Істіни имеют уши», «Проверка обещаний», «Нет зла без добра», «Конкурс женихов».

Комедии Аларкон-и-Мендоса является своеобраВНОй лабораторией морали. В каждой из них драматург ставил эксперимент и наблюдал за поведением героя в различных жизненных ситуациях, которые возникают не спонтанно, не случайно, а вследствие наперед заданной герою доминирующей черты характера.

Однако в произведениях Аларкон-и-Мендоса имеющиеся примеры нарушения единства действия, когда возникают ситуации, которые воплощают победу для «судьбы», хотя такие ситуации не имеют такого самостоятельного значения, которое они имели в пьесах, построенных на запутанной интриге. Разрушая упомянутую единство действия произведения, они появляются в финалах некоторых пьес Аларкон-и-Мендосы, полемизируя тем самым с традиционным «решением» судьбы в форме награды или наказания. Это четко прослеживается в иронии, скрытой в действиях отрицательных персонажей таких драм, как «Ткач из Сеговии», «Обретение друзей», «Привилегированные», «Жестокость любви». Единство характера и действия этих персонажей, что оказывается на протяжении всего произведения, обычно, резко нарушается в финале, в момент разрешения конфликта. Развенчивая злодеяния этих персонажей, автор все же позволяет им в конце концов искупить вину признанием своих недостатков и отданием должного положительным героям. их раскаяние, сомнительное, неубедительно, драматургически неподготовленное, является, по сути, бегством от заслуженной расплаты. Финальный состояние противоречит заложенным в их характерах свойствам. В таких сюжетных ходах лишний раз проявляется нежелание драматурга сводить судьбу героя до внешнего «решения», стремление показать, что наказание, заложенное в греховной натуре, не ограничивается моментом возмездия, а заключается в тех потерях, которыми так богат всю жизнь персонажей.

Объективной предпосылкой переакцентировании драматургического нагрузки с действия на характер была сама действительность Испании начала XVII в., которая требовала протрезвение от успехов эпохи колониальных завоеваний, разложили экономику страны и привели стихию всеобщей продажности, никчемности и эгоизма. Переакцентировании, совершенное Аларкон-и-Мендосою, было отражением изменений общественного самосознания, ростом чувства индивидуальной ответственности каждого за судьбы всех и одновременно более глубокому осознанию своей зависимости от внешних обстоятельств и превратностей судьбы. Метод Аларкон-и-Мендоса противоречивый писатель оказался на перекрестке реалистичных, барочных и классицистических тенденций. Он заложил основы классицистической комедии нравов, оказал влияние на драматургию барокко, одним из первых открыл закон зависимости личности от общества - этим объясняется доминирующая роль Аларкон-и-Мендоса в литературе XVII ст.



Тв.: Рус. пер. - Сомнительная правда. - Ленинград - Москва, 1941; Ткач из Сеговии. - Москва - Ленинград, 1946; Сомнительная правда //Три испанские комедии. - Москва - Ленинград, 1951; Сомнительная правда//Испанский театр.- Москва, 1969.

Лит.: Плавскин З.И. В «комедиях характеров» Алар-кона // Романо-германская филология.- Ленинград, 1957; Плавскин З.И. Исп. лит. XVII - середины XIX века.- Москва, 1978; Brenes С. О. El sentimiento democratico en el teatro de Juan Ruiz de Alarcon. - Valencia, 1960.

В. Луков