ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АХУНДОВ, Мирза Фатали

(1812 - 1878)

АХУНДОВ, Мирза Фатали - творчество писателя

АХУНДОВ, Мирза Фатали (30.06.1812, м. Шеки (Нухе), Азербайджан - 10.03.1878, Тифлис) - азербайджанский писатель и мыслитель.

Ахундов сыграл основополагающую роль в создании азербайджанской культуры нового времени, и эта его роль велика не только для Азербайджана, но и для всего Ближнего и Среднего Востока. С его приходом в истории духовной культуры страны изменились социальная направленность, эстетические ценности и художественные акценты национальной литературы. Ахундов создал первые образцы реалистической драматургии и прозы, социально-философской публицистики, эстетики и критики, дал свой вариант и обоснование нового алфавита.

Ахундов родился 30 июня 1812 г. в городе Шеки (Нухе). Юного Фатали воспитывал дядя его матери - Хаджи ахунд-Алескер, которого Мирза Фатали считал своим духовным отцом и от сана которого образовал свою фамилию. Однако при всей любви и уважения юношу приемного отца-ахунда он не пошел его путем. Окончив духовную школу, где изучал арабский и персидский языки, а затем государственное училище в Нухе, в 1834 г. Ахундов переехал в Тифлис, устроившись работать переводчиком с восточных языков в Кавказском наместничестве. На этой должности он находился долгие годы, дослужившись до полковничьего чина. В 1837 г. Ахундов откликнулся на смерть Пушкина «Восточной поэме». Следует отметить, что духовная широта была свойственна Ахундову протяжении всего его творчества. Он слышал отголоски революций в Европе, неудачных беспорядков и восстаний в Закавказье. В нем зрело намерение посвятить себя делу духовного раскрепощения народов Востока. «Человек рассвета» - Сабурі (таким был псевдоним Ахундова-поэта), с этой целью и начал писать. «Я хочу проложить народу путь к воспитания, науки, процветания и цивилизации» - в этих программных словах заключается суть деятельности Ахундова.

В поисках форм, которые бы наиболее способствовали общественно-политическому прозрению нации, Ахундов обратился к излюбленному жанру просветительской драматургии - комедии. Свои знаменитые шесть комедий и одну повесть Ахундов создал в 1850-1857 гг.

Это «Молла Ибрагим-Халил, алхимик, обладатель философского камня» (1850), «Повесть о мусьє Жордана - ученого-ботаника и дервиша Масталішахе, знаменитого колдуна» (1850), «Приключения визиря Ленкорансъкого ханства» (1850), «Повесть о медведе, что победил разбойника» (1851), «Приключения скряги или Гаджи Кара»(1852), «Правозащитники в городе Тавризе, или Восточные адвокаты» (1855), «Обманутые звезды».

Основное содержание этих произведений - быт и нравы феодально-патриархального общества с его деспотизмом, инерцией, догматизмом. Комедиограф саркастически изображает отсталость правящей элиты, его возмущает равнодушие власть имущих к человеческим судьбам. Но в художественном мире драматурга отражено и зарождения светлых сил в обществе. Это и поэт Гаджи Нуру (комедия «Молла Ибрагим-Халил...»), и крестьяне из комедии «Приключения скряги...», и Теймурага и Нісаханум из пьесы «Приключения визиря Ленкоранского царства», и целый ряд других персонажей, которые иногда ошибаются, но всегда по-человечески привлекательны.

Азербайджанская действительность воссоздана Ахундовим по-новаторски - живо, колоритно, со вкусом к яркой и выразительной детали. Он любуется раВНОобразием характеров, ему как художнику доставляет удовольствие изображать живых людей - гордых, мудрых или, наоборот, наивных, которые привлекают своей непосредственностью и органическим неприятием порока и лжи.

В комедиях с просветительской наглядностью и в то же время пластически воплощенный и закономерность победы здравого смысла, честности, верности и доброты над невежеством и моральным уродством, продажностью и душевной пустотой. Автор рекомендует зрителю и читателю «целебный эликсир» - путь к просвещения, в которой он усматривает возможность преодолеть социально-политические и моральные противоречия эпохи. Просветительская идейная последовательность, четкая «позитивная направленность» определяют и эстетическую структуру драматургии Ахундова с ее открытой тенденциоВНОстью, финальным «моралите» и, как правило, счастливым разрешением конфликта. Это отнюдь не желание искусственно сгладить жизненные противоречия, но типичная просветительская убежденность в конечной победе умного и доброго над бесчеловечным и дисгармоничным.

Есть все основания считать Ахундова и основоположником азербайджанской художественной прозы Нового времени, поскольку его проза уже слабо связана с традиционными каноническими формами «восточной» словесности; она вполне автономная, независимая от поэтического языка. Именно такой является знаменитая повесть «Обдуренізорі»(1857), сюжет которой автор заимствовал из произведения иранского историка XVI в. Искендер-бека Мунші» Аббасова украшающая мир история» («Таріхі-алем араи Аббаси»). Это «философская повесть» как особый жанр просветительской литературы, известный в первую очередь затворами Вольтера, бесспорно, внимательно прочитанного Ахундовим. Отсюда подчеркнутая рационалистическая сконструйованість повести, ее острая стилистическая графика, парадоксальность мысли. «Обманутые звезды» развенчивают шахский деспотизм, глупость, мракобесие, но также и отсталость невежественного толпы, который так легко обмануть. В то же время история, которую рассказывает Ахундов, предстает под его пером и как универсальная притча о несправедливую власть, с одной стороны, и неспособность утопического реформаторства - с другой. «Обманутые звезды» - печальная повесть, но авторская ирония в какой-то степени смягчает сумм.

РаВНОобразные социальные проблемы, которые разрабатывает Ахундов в комедиях и повести, подвергаются всестороннему и глубокому анализу и в его литератур-но-теоретических и критико-публицистических трудах, наиболее значительными среди которых являются «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелал-уд-Довле и ответ на них»(1864-1865).

Это первый во всем мусульманском Востоке публицистический и художественно-философское произведение, свободное от канонов и стереотипов догматического мышления средневековья, написанный в манере, которая выходит за рамки традиционных жанров и форм. Ахундов поставил перед собой цель - раскрыть социальные и духовно-нравственные причины экономической и политической отсталости мусульманского Востока, и от имени индийского принца» он последовательно излагает свои материалистические, атеистические, демократические взгляды. «Письма» Ахундова были чрезвычайно популярны не у одного поколения как в самом Азербайджане, так и в перськомовних странах Среднего и Ближнего Востока. Пластическая зримость создаваемых, живость и четкость сатирического обобщения, яркие детали, взятые «из жизни», «западно-восточные» параллели и их драматическая полярность, антитеза, ритмические повторы - все это демонстрирует не только мастерство Ахундова - философа, полемиста, публициста, но и Ахундова - художника. Правильнее всего, наверное, было бы определить жанр «Письма Кемал-уд-Довле «как синкретическую философско-художественную прозу Просвещения - достаточно вспомнить, скажем, «Персидские письма» Ш. Л. Монтескье, традицию «государственно-политической» прозы, которая берет свое начало еще от «Приключений Телемаха» Фр. Фенелона (Ахундов был великолепным знатоком этой литературы).

Главный герой произведения - «индийский принц» Кемал-уд-Довле - образ, возможно, менее условный, чем кажется на первый взгляд. В нем сконцентрированы черты восточного интеллигента-демократа, «нового человека» мусульманского Востока. Французская философия и арабские источники, исламское Средневековье и Европейское Новое время - вот круг интересов героя «Писем». Ум и мироздание, вечность и небытие, деспотическая власть и свобода, культурный регресс и просвещение - таковы основные темы размышлений Кемші-уд-Довле.

Влияние главной книги Ахундова, несмотря на то, что через цензуру он так и не дождался ее издание, был чрезвычайно большим. «Письма Кемал-уд-Довле «распространялись в списках и переходили из рук в руки, особенно в Южном Азербайджане. Более того, из Южного Азербайджана они перешли в Северный. В Иране они вызвали поток подражаний, ощутимо повлияли на развитие общественно-политической мысли Ирана, Турции, Индии, Афганистана, арабских стран.

Как критик и публицист, Ахундов считал литературу отражением жизни, отстаивал принципы реализма и народности, выступал как против бесплодного формалистического украшения, так и натурализма в искусстве.

Украинский язык отдельные произведения Ахундова перевели М. Упеник, Есть. Димінська и др.



Тв.: Рус. пер.- На смерть Пушкина // Отечество. - 1962. - №7; Приключение скряги. - К., 1980; Рус. пер. - Избранное. - Москва, 1982; Избр. философ, произв. - Баку, 1982; Комедии. - Баку, 1973.

Лит.: Алиева А. М.Ф. Ахундов и театр. - Баку, 1966; Джафаров Д. М.Ф. Ахундов: Критикобиогр. очерк. - Москва, 1962; Джафаров Д. Драматургия М.Ф. Ахундова. - Баку, 1956; Ибрагимов А. Описание архива М.Ф. Ахундова. - Баку, 1962; Лерман А.Н. М.Ф. Ахундов в русской печати: Библиография 1837-1862. - Баку, 1962; Мамедов Н.Д. Худ. творчество М.Ф. Ахундова. - Баку, 1962; Мамедов Ш.Ф. МирзаФатали Ахундов. - Москва, 1978: Мамедов Ш.Ф. Мировоззрение М.Ф. Ахундова. - Москва, 1962; Рзаев А.К. М.Ф. Ахундов. - Москва, 1980.

За Я. Караєвим