ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АХМАТОВА, Анна Андреевна

(1889 - 1966)

АХМАТОВА, Анна Андреевна - творчество писателя

АХМАТОВА, Анна Андреевна (Ахматова, Анна Андреєвна; автонім: Горенко, Анна Андреевна - 11.06.1889, Большой Фонтан, близ Одессы - 05. 03. 1966, Домодедово, под москвой) - русская поэтесса.

Ахматова в своей изящной, полной сдержанной искренности лирике с только ей присущей интонацией отразило чрезвычайно широкий диапазон человеческих чувств и переживаний. Анна Ахматова родилась в дачном пригороде Одессы в семье морского инженера-механика, капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Еразмівни, до замужества - Стоговой. Детские годы будущая поэтесса провела в Царском Селе, куда переехала семья Горенкив в 1891 г. В 1900 г. она вступила в Царськосельську Марийську гимназию («Мои первые воспоминания - царськосельські: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где плясали маленькие пестрые жеребята, старый вокзал...»). После развода с мужем мать забрала детей и переехала сначала в Крым, а с 1906 г. жила у родственников в Киеве. В 1907 г. Ахматова поступила в последний класс киевской Фундуклеевской гимназии, а затем училась на юридическом отделении киевских Высших женских курсов. После бракосочетания с выдающимся российским поэтом-акмеїстом М. Гумилевым (венчание состоялось 15 апреля 1910 г. в Нікольській церкви села Никольская Слободка, вблизи Киева) Ахматова стала студенткой Высших историко-литературных женских курсов в Петербурге. Именно в этом городе прошло почти все ее жизнь. В 1910 и 1911 годах Ахматова вместе с мужем дважды побывала в Париже, а в 1912 г. - в Италии. В этом же году у них родился сын Лев Гумилев - будущий известный историк и географ.

Публиковаться Ахматова начала с 1907 г. (стихотворение «На руке твоей... «в парижском русском еженедельнике «Сириус»), связав свою раннюю творчество с акмеїзмом. «Одни шли в футуризм, другие - в акмеизм. Вместе с моими товарищами - Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом - я стала акмеїсткою», - вспоминала позже Ахматова. В своей ранней лирике поэтесса, творчески восприняв на-бутки символизма, отказалась от символистской мистики и абстрактности, пытаясь передавать земной характер чувств.

Первый сборник Ахматовой «Вечер» («Вечер») вышла в свет в начале марта 1912 г. в издательстве «Цех поэтов» тиражом 300 экз. По своему смысловому наполнению «Вечер» - это своеобразный поэтический дневник, в котором имеется, как заметил в предисловии к сборнику М. Кузмин, острая восприимчивость и принятие мира в его солнечной плоти, а также внутренняя трагедийность сознания. В книгу вошло 46 стихов, написанных, в основном, в 1910-1911 гг.

Второй поэтический сборник Ахматовой - «Четки» («Четки»), которая появилась через два года после «Вечера», принесла ей всероссийскую славу и выдвинула в первые ряды современной русской поэзии. Среди многочисленных критических отзывов на сборку самой глубокой и найпроникливішою Ахматова считала статью М. Недоброво, который подметил в поэзии «Четках» «лирическую душу скорее жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж откровенно господствующую, а не угнетенных».

Ранний период творчества Ахматовой завершила поэтическая книга «Белая стая»(«Белая стая», 1917), обозначена глубокими размышлениями лирической героини о тревожной хрупкость и неуверенность современного мира. Пытаясь подняться за счет над проминущим и обыденным, приблизиться к глубоких психологических и этических обобщений, Ахматова самопроизвольно или сознательно выходит за пределы декларируемых акмеїстами конкретности и осязаемости, речевості образов и языковой простоты. Это, в первую очередь, объясняется особенностями его мировосприятия сквозь призму человеческой души. Зато темы неразделенной и утраченной любви, которая доминировала в первых двух сборниках, пришла другая тема - тема всепобеждающего и зцілюючого любви («Твой белый дом и тихий сад лишая...», «Ответ», «Нет, царевич, я не та...», «Любому»). В то же время поэтесса по-новому осмысливает тему родины и войны, памяти и совести («Уединение», «Все отнято: и сила, и любовь...», «Июль 1914», «Молитва», «Памяти 19 июля 1914»). Определяющих характерологических признаков поэтической манеры Ахматовой следует отнести филигранное нюансировки чувств, епіграматичність и рефлексійність, а также сюжетность ее лирических миниатюр.

В апреле 1918 г. Ахматова рассталась с М. Гумилевым. Получив официальные документы о разводе, осенью этого же года вышла замуж за друга М. Гумилева В, Шилейко, ученого-ассирієзнавця и специалиста по клинописных языков. Покинуть революционную Россию Ахматова отказалась, восприняв революцию как неизбежную расплату за греховность своей жизни, и жизни своего поколения.

Внутренний конфликт поэтессы с действительностью, неприятие и отрицание большевистского произвола отразились в сборниках «Подорожник» («Подорожник», 1921) и «Anno Domini»(1921), после чего до середины 30-х гг. наступило вынужденное молчание. Именно в 1920-х pp. жизненная судьба Ахматовой приобрела трагический окрас. В августе 1921 г. большевики арестовали и без суда расстреляли М. Гумилева, лживо обвинив в контрреволюционном заговоре. В 1925 г. Ахматову исключили из ленинградского отделения Всероссийского Союза писателей как «непролетарского поэта», обвинив в «декадентских настроениях» и «отрыве от социалистического производства». В 1934 г. на глазах Ахматовой арестовали О. Мандельштама, а в следующем году попали в тюрьму ее сын Лев Гумилев и третий муж - М. Пунин, искусствовед и музейный работник. Лев Гумилев переживет еще 2 аресты и проведет в лагерях 14 лет.

Осенью 1935 г. Ахматова начала работу над знаменитой поэмой-циклом «Реквием» («Реквием»), в которой трагические события личной жизни неразрывно переплелись с большой народной трагедией, в значительной степени благодаря оригинальной поэтической форме, «близкой к народным причитаниям» (О. Павловский):

В таком горе поникают горы.

Каменеет тікищем река.

Невозмутимые лишь тюрем затворы,

Вне их «каторжанські норы»

И печаль, как смерть, горькая.

(Пер. В. Затулывитра)

Эта страстная полифоническая рассказ о мученической судьбе своего народа («... и в смерти спасенній боюсь // Забыть о грохот зловещих «марусь», // О двери, распахнутые нагло во двор, // О женщине, что выла, как раненый зверь») была впервые опубликована отдельным изданием в Мюнхене в 1963 г. В России поэма «Реквием» вышел лишь в 1987 г., хотя основная часть текста поэмы-цикла (пролог, десять отдельных фрагментов и эпилог) создавались с осени 1935 до весны 1940 г.

С началом Второй мировой войны Ахматову эвакуировали сначала в Москву, а затем - в Ташкент, где она жила до 1944 года. В годы войны она создала яркий цикл патриотических стихов («Клятва», «Мужество», «Nоx. Статуя», «Ночь в Летнем саду «и др.). После возвращения в Ленинград поэтесса опубликовала ряд стихов в журналах «Ленинград» и «Звезда», а вскоре началась очередная кампания против «антисоветских» произведений Ахматовой. 14 августа 1946 г. в прессе появилось пресловутое постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в которой «идеологически чуждо» творчество поэтессы была подвергнута анафеме. «Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая, - провозглашал в своем докладе тогдашний партийный идеолог В. Жданов. - К вбозтва ограничен диапазон ее поэзии, - поэзии взбесившейся панійки, которая мечется между будуаром и молельней. Основное у нее - это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами сумму, тоски, смерти, мистики, обреченности... то Ли монахиня, то ли блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой». Президиум правления Союза писателей СССР 7 сентября 1946 г. приняла решение об исключении Анны Ахматовой из рядов писательской организации. После этого постановления Ахматова замолчала, хотя и продолжала писать «в стол». В это время она заключала сборника собственных стихов, не надеясь на то, что они выйдут в свет. До безусловных шедевров его лирики этого периода относятся «У воспоминаний есть три эпохи...», «Сон», «Снова осень сует Тамерланом...», «Четки четверостиший «и т.д.

Выдающимся литературно-художественным достоянием тогдашней русской поэзии стала «Поэма без героя», в которой отражена не только целебная атмосфера прошлой «серебряной эпохи», но и неотвратимый движение времени, пропущенные через совесть лирической героини; «планы прошлого, настоящего и будущего постоянно пересекаются, эпоха отражается в зеркале души («Я пишу зеркальным письмом... «), а душа видит свое отражение в эпосе» (В. Коровин). Своеобразным итогом послевоенной лирики Ахматовой стал сборник «Бег времени» («Бег времени», 1965).

В конце жизни к Ахматовой пришло мировое признание. В 1964 г. в Риме ей была присуждена Международная литературная премия «Этна-Таормина» по случаю 50-летия литературной деятельности и за книгу избранных произведений, изданную в Италии. В этом же году, 15 декабря, Оксфордский университет (Англия) присудил Ахматовой степень почетного доктора литературы.

Пережив четыре инфаркта, Ахматова умерла 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово, в кардиологическом санатории. Похоронили поэтессу на Комаровском кладбище, что близ Ленинграда.

Украинский язык отдельные произведения Ахматовой переводили В. Затуливетер (поэма «Реквием» и др.), П. Перебийнис, И. Рымарук, С. Желоб и др.



Тв.: Рус. языке - Сочинения: В 2 т. - Москва, 1990; Собр. соч.: В 6 т. - Москва, 1998-1999.

Лит.: Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. - Ленинград, 1973; Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. - Москва, 1997; Кормилов С. Ы. Поэт, творчество Анны Ахматовой. - Москва, 1998; Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой. - Москва, 1999; Носик Б. Анна и Амедео: Документ, повесть. - Москва, 1997; Об Анне Ахматовой: Стихи. Эссе. Воспоминания. Письма. - Ленинград, 1990; Черных А.В. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой: В 3 ч. - Москва, 1996-2001; Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. - Москва, 1997.

Б. Щавурський