|
АДДИСОН, Джозеф
(1672 - 1719)
АДДИСОН, Джозеф - творчество писателя
АДДИСОН, Джозеф (Addison, Joseph - 01.15.1672, Эймсбери - 17.06.1719, Лондон) - английский писатель-просветитель.
Родился в семье известного священника, декана собора в Лічфілді Ланселота Аддисона. После двухлетнего обучения в Чатерхаузі - привилегированной частной школе (вместе с ним учился Г. Стол) - в 1687 г. поступил в Оксфордский университет, где в 1693 г. получил степень магистра. После окончания университета отказался от сана в пользу политики. Он отдал свои симпатии и свое перо партии вигов и остался верен ей до последних дней. Талантливый выпускник Оксфорда в это время уже серьеВНО занимался литературой, решив, что она поможет ему и в политической карьере. Так и случилось: после опубликования поэмы «Поход» («Campaign», 1705), написанной по заказу правительства, Аддисон получил государственную должность и стал продвигаться вверх: член парламентской комиссии, товарищ министра, секретарь лорда - наместника Ирландии, а с 1717 г. - один из самых влиятельных министров правительства вигов. Популярность и значение его были настолько большими, что Дж. Свифт заметил в «Дневнике для Стеллы» о парламентских выборах 1710 г.: «Выборы мистера Аддисона прошли, так сказать, без сучка и задоринки, и я думаю, что если бы он вздумал пройти в короли, то ему не решились бы отказать и в этом».
Литературную деятельность начал в 90-х pp. XVII ст., сразу заявив о себе как о стороннике классицистического вкуса. На конец XVII века Аддисон - один из крупнейших авторитетов в области классицистического стихосложения: его стихи высоко ценил Н. Буало. Самым значительным из ранних произведений Аддисона стал «Обзор крупнейших английских поэтов» («An Account of the Greatest English Poets», 1694). Характерная особенность этого произведения - способность автора описывать того или иного «героя» стихотворения, используя его поэтические приемы и средства: торжественно и возвышенно - Дж. Мильтона, непосредственно и доступно - Дж. Чосера и т. д.
В 1699 г. в книге «Английские музы» («Musae Anglicanae») - своде произведений преподавателей Оксфорда - опубликованы латиномовні произведения Аддисона. Обращение к латыни не случайное - оно вызвано стремлением стать знаменитым в академическом мире. Среди латинских стихов особенно интересны «Описание барометра» («Barometri Descriptio»), созданная в манере популярной в то время традиции обращения музы к новым открытиям в науке, и «Битва между пігмеями и журавлями» («Praelium inter Pygmaeos et Grues commissum») - небольшая іроїкомічна поэма, которая продолжала традицию гомеровской «Батрахоміомахії» («Войны мышей и лягушек»).
С 1699 до 1703 г. Аддисон находился в Европе. В результате этой поездки появились «Заметки об Италии» («Remarks on the Several Parts of Italy», 1705). По меткому выражению одного из исследователей А.Б. Хорошо, «Аддисон не путешествовал по Италии, а в латинских поэмах», поскольку «Заметки «переполнены цитатами из античных авторов.
Поэма «Поход «посвящена победе английской армии под руководством герцога Мальборо над французами у Бленхейма (1704) в войне за Испанскую корону. Центральная тема произведения - прославление Англии, которая несет освобождение народам Европы, которые теперь наслаждаются «на английском свободой». Поэма была чрезвычайно популярной, ее неоднократно переиздавали, переводили другими европейскими языками.
Слава «Похода»в значительной степени была обусловлена уходом автора от традиционного жанра эпической поэмы. Главным художественным принципом в произведении стала правдивость изображаемых событий.
Наследие Аддисона как драматурга небольшая - три пьесы, каждая из которых воплощает ведущий на то время жанр: опера, комедия, трагедия. Драматургия и эссеистика тесно связаны: в журналах Аддисон изложил теоретические взгляды на театр, а в пьесах пытался воплотить их практически, обращая наибольшее внимание на нравственные проблемы.
Опираясь на опыт своих великих предшественников - Д. Драйдена и В. Конгрива, Аддисон обратился к оперному жанру, написав либретто оперы «Розамонда» («Rosamond», 1707; музыка Т. Клейтона). Первые премьеры «Розамонди» не имели успеха, поскольку автор не учел вкусам тогдашней публики - аристократов, привыкших видеть на сцене веселые похождения героев комедии Реставрации и «чушь» (выражение Аддисона) итальянских опер. Аддисон, использовав сюжет древней баллады о прекрасной и безгрешной Розамонду, решил создать «оперу со смыслом», которая бы прославляла «радость целомудренной любви». И только после выхода в свет опера имела успех, поскольку значительно изменился социально-культурный состав людей, которые знакомились с ней.
Моральная проблема - центральная и в комедии «Барабанщик» («The Drummer of the Haunted House», 1716). Этой пьесой Аддисон попытался сделать свой вклад и в сферу комедіографії - между крайностями комедии Реставрации и «слезливой» комедией Г. Стила и Сиббера. «Ударник «стал чрезвычайно популярным после смерти автора: Ф. Детуш (1680-1757) перевел пьесу на французском языке.
Трагедия «Катон» («Cato», 1713) -первый образец просветительской классицистической трагедии. В ней главный герой - гражданин, для которого гражданские идеалы выше личных чувств и обязанностей. Сюжет трагедии заимствован из античной истории i в. до н. есть. Катон - последний римский республиканец - ведет непримиримую борьбу с диктатурой Цезаря. Мужество и отвага не покидают его и в трудные минуты, когда союзники предают, погибают близкие, а Катон бросается на меч, не желая быть «рабом Цезаря».
Сценическая история трагедии ярко отразила общественно-политическую атмосферу Англии тех лет. Беспрецедентный успех «Катона» в значительной степени был вызван стремлением вигов и тори сделать из трагедии политический памфлет. Аддисон выступил против этого, и лондонская публика оценила пьесу не только за политические намеки, что стремились увидеть лидеры враждующих партий, и в результате «выиграл лишь автор» (выражение Т. Маколея). Трагедия была чрезвычайно популярной, ее переводили на многие языки, появилось несколько подражаний и переделок - во Франции Ф. Деман в 1715 г. написал «Катана Утічного», И. Готшед в Германии - «Катана, что умирает» (1731).
В историю мировой литературы Аддисон вошел как эссеист - автор и издатель журналов «Болтун» («Tattler») и «Зритель» («Spectator»). Эти журналы лучше всего знакомят с Аддісоном - литератором, общественным деятелем, просветителем, моралістом. «Болтуна» начал выдавать Г. Стол в 1709 г., а Аддисон впоследствии к нему присоединился. «Зритель» вышел через два месяца после прекращения «Болтуны»: первая серия печаталась ежедневно, кроме воскресенья, с 1 марта 1711 г. до 6 декабря 1712 г. (всего 555 номеров), вторая - с 18 июня до 15 декабря 1714 г. трижды в неделю (всего 80 номеров). Журнал выходил большим тиражом (более 3 тыс. экз.) и стал, по выражению Маколея, «непременным атрибутом утреннего чая в каждом английском доме». В отличие от большинства тогдашних периодических изданий, «Зритель» избегал политики: его сфера - обычаи, образование, искусство; его цель - просвещение. Журнал пытался высмеять пороки и прославить добродетели, воспитать вкус и во всем проповедовать веротерпимость: «Зрителю» сотрудничали католики, пуритане, священники англиканской церкви. В первом номере была произнесена позиция журнала: «Я живу в мире скорее как зритель, который наблюдает за людьми, чем как участник их жизни...» Но «Зритель» не был одинок: во втором номере фигурировали члены знаменитого клуба «Зрителя» - сэр Роджер де Каверлі, помещик, близкий к торе; Эндрю Торгмен, коммерсант из Сити, виг по убеждениям; судья, офицер и др. Такой прием не был новым - уже в конце XVII в. немало издателей строили свои журналы в форме диалога с читателем, ответов на их письма. Главная заслуга Аддисона и Р. Стила в том, что в изображении членов клуба «Зрителя» они в значительной степени стали предшественниками открытий английских романистов XVIII в. Недаром «Зритель» вполне справедливо считается фундаментом, на котором предстал английский просветительский роман.
Большое количество номеров журнала посвящена литературе. В эссе - жанре, не канонізованому класицистичною поэтикой, - Аддисон выступил, прежде всего, как класицист. Но своеобразие английского классицизма сформировала и позицию автора «Зрителя»: национальная литература для него приравнена в правах к античной. За то Аддисон посвятил ряд номеров (70, 74, 85) анализа народных баллад, поскольку чувства, выраженные в них, «чрезвычайно естественные и поэтические, и полны той величественной простоты, которой мы восхищаемся в крупнейших поэтов древности». 18 номеров журнала посвящены анализу «Потерянного рая» Дж. Мильтона - «величайшего эпического поэта». В теоретических вопросах Аддисон остался верным классицистическим принципам и законам (к примеру, категорически отрицал смешение жанров в драматургии), но эволюция взглядов писателя привела к тому, что законы классицизма (единство места, времени, действия) уже не кажутся обязательными.
Журнал «Опекун» («Guardian», 1713) в основном продолжил традицию «Зрителя», а в «Вігському исследователю» («Whiq Examiner», 1710) и «Фрігольдері» («Freeholder», 1715-1716) Аддисон выступил на защиту партии вигов.
Тв.: Рус. пер. - Из истории англ. эстет, мысли XVIII века. - Москва, 1982; Англия в памфлете: Англ. публицист, проза начала XVIII в. - Москва, 1987; Прекрасное пленяет навсегда: Из англ. поэзии XVIII-XIX вв. - Москва, 1988.
Лит.: Елистратова А.А. Англ. роман эпохи Просвещения. - Москва, 1966; Лазурский В.Ф, Сатирико-нравоучит. журналы Стиля и Аддисона. - Одесса, 1909-1916. - Т. 1-2; Addison and Steele. The Critical Heritage. - London, 1980; Smithers P. The Life of Joseph Addison. - London, Oxford, 1968.
M. Кожевников
|
|
|