|
АБОВЯН, Хачатур
(1809 - 1848)
АБОВЯН, Хачатур
АБОВЯН, Хачатур (15.10.1809, с. Канакер, теперь в составе Еревана - 14.04.1848, невод.) - армянский писатель.
Абовян родился в с. Канакер близ Еривані (ныне - Ереван) в крестьянской семье. В 1822 г. окончил Ечміадзинську церковную школу, а в 1826 г. - Нерсесянську школу в Тифлисе.
Некоторое время был переводчиком и секретарем католикоса, а с 1828 г. работал в библиотеке Эчмиадзинского собора, где активно занимался самообразованием: изучал историю своего народа, изучал труды средневековых армянских ученых, трактаты по литературоведению, языкознанию, историографии, географии, метеорологии, философии. Когда в 1829 г. в Эчмиадзин прибыла научная экспедиция Фридриха Паррота, профессора Дерптского (ныне Тартуского) университета с целью восхождения на гору Арарат, Абовян присоединился к ней как переводчик.
Любознательность и научный талант юноши привлекли внимание Ф.Паррота, и он убедил его стать студентом Дерптского университета, в котором Абовян учился с 1830 по 1835 гг. Одновременно в качестве вольнослушателя он посещал учительскую семинарию, женскую школу, где среди прочих предметов изучал географию (математическую, физическую, политическую), окончил курсы русского языка в Петербурге. В период между 1832-1834 гг. Абовян совершил четыре путешествия по Прибалтике, зафиксировав в своих дневниках особенности природы этих местностей. В 1836 г. Абовян стал действительным членом Московского общества естественных наук, написал труд «О путях улучшения экономического и культурного состояния Армении и армянского народа». После возвращения на родину, с 1837 до 1843 гг., Абовян исполнял обязанности воспитателя в Тифлисском уездном училище и одновременно преподавал русский язык, географию и историю, в 1843 - 1848 гг. работал в Ереванском уездном училище.
На протяжении всех этих лет он проводил большую научно-исследовательскую и культурно-образовательную работу. В 1843-1844 гг. Абовян сопровождал прусского ученого А. Гакстґаузена во время его исследовательской путешествия Арменией, участвовал в физико-географических исследованиях Восточной Армении, организованных немецкими учеными; в составе экспедиции российского ученого Г. Абиха исследовал геологическую структуру Армянского нагорья и принимал участие в восхождении на Малый Арарат, первым из армянских ученых начал метеорологические наблюдения с приборами; в 1845 г. совершил путешествие до поселений курдов, о быте и обычаях которых написал позже научную работу; в 1846 г. вместе с английским путешественником Г. Сімуром второй раз поднялся на вершину Большого Арарата. Биографические данные о жизни Абовяна обрываются 14 апреля 1848 г. В этот день он вышел утром из своего дома и пропал без вести. Дальнейшая его судьба и обстоятельства смерти остаются неизвестными и по сегодняшний день.
Мировоззрение и эстетические идеалы Абовяна сформировались под влиянием идей философов европейского Просвещения и национально-патриотической идеологии романтизма.
Заслуга Абовяна заключается в настоящий демократизации армянской литературы. Он значительно расширил ее тематические горизонты, вернул ее от истории к современной жизни, привил армянским писателям интерес к решению злободневных национальных, политических и социальных проблем жизни народа. Героем произведений Абовяна впервые в истории армянской литературы стал человек из народа. Он привлек внимание общественности к фольклору, основал в армянской словесности ашхарабар - новую литературную язык, понятный широкой публике.
Литературно-художественное творчество Абовяна многогранна и раВНОобразна. Он известен как автор многочисленных поэтических произведений (лирические стихотворения «Ностальгия по моим предками «, «Восхождение на Арарат», «Приход Хайка к Армении», поэмы «Песня Агасі», «Всемудрий» и др.), новаторство которых заключалось в сочетании приемов народнопісенної творчества с поэтикой классицизма и романтизма. Абовян принадлежит цикл четверостиший «Баяті» (опубл. 1864), цикл басен «Развлечения на досуге»'(опубл. 1864), в которых дидактика органично слита с бескомпромиссной критикой человеческих пороков, эгоистичной провинциальной ограниченности; им взамен противопоставляются благородство и красота образованного человека. Абовян создал также несколько драматических произведений - первую драму новой литературным языком «Феодора, или Любовь дочери « (1841), комедию «Детские развлечения».
Самых значительных успехов Абовян достиг в разработке армянской прозы. Он значительно расширил ее жанровый состав, выступив создателем целого ряда новых жанров - рассказы («Первая любовь», «Турчанка»), стихотворения в прозе («Приход весны», «Летнее утро в деревне», «Летняя ночь «), первого романа светского образца «Раны Армении» («Верк Амястані», 1841, опубл. 1858), который стал величайшим из его произведений. В романе отражены события национально-освободительной борьбы армянского народа в период русско-иранской войны 1826-1828 гг. Главный герой романа - юноша Агасі - первый борец за свободу армянского народа, яркий представитель идеологии национального освобождения, который на алтарь этой священной борьбы положил даже собственную жизнь. Главная мысль произведения, который произвел огромное впечатление на соотечественников Абовяна и дал значительный импульс для развития армянской романтической прозы, заключается в утверждении чувства национального достоинства, патриотизма, ненависти к угнетателям. Заметное место в творческом наследии Абовяна занимают также его переводы на армянском произведений Гомера, И.В. Гете, Й.К.Ф. Шиллера, М. Карамзина, И. Крылова, В. Жуковского и др.
Выдающейся была роль Абовяна в развитии научной мысли Армении. Его перу принадлежат многочисленные труды физико-географического и краеведческого характера: «Путешествие господина профессора Паррота и диакона Хачатура Абовяна « (1829), создание одной из первых карт Восточной Армении и глобуса с армянскими надписями (1832). Он является также автором учебника «Нахашавіх»с двумя географическими разделами (1838), трактата «Открытие Америки» (1841-1842), посвященный великим научным открытием, статьи о климат Еревана (1846), «Три западные философы» (1846), «Три западные философы, сопровождаемые христианским муллой « (1847), «Новое восхождение на Арарат» (1847). В научном наследии Абовяна немало трудов историографического и этнографического характера: «Краткий очерк об армянах», «О парижской императора Александра и падение Наполеона» , «Накануне войны между Персией и Россией» , «Ієзиди» , «Курды» , «Очерк о жизни армян, проживающих в Тифлисе», «Очерк возникновения, национальные особенности, язык, быт и обычаи курдов « и др.
Видное место в научных интересами Абовяна занимала также педагогическая деятельность. Он написал несколько учебных пособий, в частности «Переддоріжжя « (1838), учебник по географии, «Теоретическую и практическую грамматику русского языка для армян», «История Тиграна, или Моральные наставления для армянских детей» (опубл. 1941). Выступал за создание широкой сети народных школ, в которых образование велась на родном языке, лелеял проекты создания армянской школы для девочек, а также армянского учительского института.
Украинский язык отдельные произведения Абовяна перевели В. Ильченко, П. Тычина, М. Рыльский, В. Сосюра, А. Малышко, М. Терещенко, И. Нехода, Е. Кундзіч, Л. Дмитерко.
Произведения: Укр. пер. - Выбрать произведения. - К., 1948. Рус. пер. - Избранное. - Москва, 1948; ПСС: В Ют. - Ереван, 1947-1959 (арм. языке); Раны Армении. -Москва, 1978.
Лит.: Илив Г. Хачатур Абовян. Жизнь и творчество. - Ереван, 1948; Ганин Ж.И. Хачатур Абовян. - Москва, 1986; Налбандян В. и др. Армян, литература. - Москва, 1976; Сантросян М. Хачатур Абовян - выдающийся армянский педагог. - Москва, 1957; Тычина П. Полная чаша хрустальная // Тычина П. Произведения. - К., 1962. - Т. 6.
В. Назарец
|
|
|