ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

«Театр абсурда» Эжена Ионеско

Французский драматург румынского происхождения Эжен Ионеско (1909-1994) вошел в историю мировой литературы как самый яркий и самый последовательный теоретик и практик «театра абсурда».

Сам Ионеско всегда говорил, что «театр абсурда» начался именно с его первых пьес, с «Голомозої певицы», «Стулья», «Жертвы долга». Хотя более значительным шагом в развитии этого направления Ионеско считал приход в театр в 1963 году Самюэля Беккета с его знаменитой пьесе «В ожидании Годо». «Театр абсурда» был от своего начала для Ионеско «театром борьбы»: против буржуаВНОго театра, который он иногда пародировал, и против реалистического театра. Реализм Ионеско считал просто «театральной школой», утверждал, что сама реальность «нереалистична». В буржуаВНОм театре Ионеско не принимал его чрезмерной ангажированности: слишком много внимания в таком театре уделяется вопросам экономики и политики. Что же нового принес «театр абсурда»? Ионеско хотел вывести на сцену именно «экзистенциальное существование человека», показать полноту и целостность этого существования и в то же время его глубокий трагизм, трагизм, который возникает из осознания абсурдности мира. Ионеско вспоминает слова шекспировского героя: «Мир - это история, рассказанная идиотом, полна шума, лишена всякого смысла и значения». Именно такую историю хотел передать Эжен Ионеско.

В 1948 году он начинает работу над пьесой «Лысая певица». Не принимая ни реалистической, ни буржуаВНОго театра, Ионеско пытается создать некую пародию на театр вообще. В пьесе Ионеско есть откровенно пародийные элементы, которые воспроизводят распространенные театральные штампы. Например, знаменитый монолог пожарного под названием «Насморк». В композиционном плане такой монолог должен играть роль ключевого для всего произведения в целом, но у Ионеско этот монолог - яркий пример абсурда. Но, возможно, самым важным является то, что «пародия на театр» оказывается и пародией на повседневную жизнь, очень похоже на реальность, что вызывает ненависть у обывателя.

Когда же появилась самая известная пьеса Ионеско «Носороги», она была воспринята как пьеса антифашистская. Сам Ионеско соглашался с такой трактовкой своего произведения, но и подчеркивал, что «Носороги» - еще и пьеса, направленная против всех видов коллективной истории, за чем бы они не были скрыты. Он исследует саму психологию насилия и подчинения, которому служит современная массовое сознание.

На примере Эжена Ионеско мы наблюдаем очень распространенную расхождение между декларацией творчества и самим творчеством. Пьесы Ионеско, написанные, казалось бы, по законам «театра абсурда», переросли сам авторский замысел и стали чем-то большим, чем пародия на театр.