ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Ведущие мотивы творчества Байрона

Классицистические взгляды Байрона кажутся неожиданными для поэта, чье имя вошло в историю английской и мировой литературы как наиболее влиятельного выразителя романтического мировоззрения. В его «Дневниках и письмах» высказано немало соображений о поэзию и прозу как прошлого, так и будущего, но мысли эти такие же противоречивые, как и сама фигура великого мастера. А чтобы хоть немножечко понять мотивы творчества поэта, следует обратиться к его философии. И в свою очередь сами философские взгляды Байрона вызвали к жизни шедевры его творчества.

А мотивы творчества английского художника изменялись с изменением его взглядов на протяжении всей жизни.

Истоки литературных взглядов юного Байрона следует искать в этических и эстетических взглядах возраста Просвещения. Но интересовался он и образцами лирической, эпической и драматической творчества античных авторов, а в последние годы жизни и творчеством итальянских поэтов раннего и позднего Возрождения, что не могло не отразиться на мотивах собственного творчества, хотя сам Байрон не раз утверждал, что преимущество над поэтами отдает историкам.

Литературные взгляды молодого поэта полностью оказались в юношеской сборнике «Часы досуга». Стихи, вошедшие в этот сборник, были наслідувальними. Мотивы вольнодумства вырисовывались расплывчато, а размышления о скоротечности дружбы и любви - меланхолично. Наиболее типичными для этой коллекции стали воспоминания о детстве. А первая сатирическая поэма «Английские барды и шотландские наблюдатели» не свидетельствовала об оригинальности взглядов о назначении искусства и художника.

Но позиция молодого Байрона по этой теме сохраняется и в более поздние периоды его творчества. Всю свою жизнь он придерживался классицистической теории искусства и понимание задач поэта. Некоторые ранние произведения поэта были изданы только после его смерти. Среди них сатира «Проклятие Минервы», в которой поэт в то же время обвинял тех, кто грабил народ Греции, и прославлял античные шедевры священного храма в Афинах. Следовательно, высокие гражданские и политические мотивы свойственны даже раннем творчестве Байрона. И только поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» стала новым этапом в творчестве Байрона. Ведь в ней через внутренний мир персонажа и автора раскрываются и героика древних и новых времен, и трагические проблемы современности. Следуя «высокого» стиля, отдавая предпочтение абстрактным и возвышенным образам, Байрон предоставляет своей поэме такого лично-страстного тона, что судьба личности стала рассматриваться как часть всемирного процесса. Поэтому поэму «Паломничество Чайльд Гарольда» можно рассматривать как новый художественный движение эпохи классицизма.

Лирика зрелого поэта приобрела характер исповеди, а в восточных поэмах вылилась в тоску поэта, в его возмущение против лицемерия и тупости, которые в эпоху реакции унижали достоинство человека.

Вражда с миром героев восточных поэм Байрона приобрела нового философского осмысления в швейцарской драме «Манфред». Трагедия графа Манфреда вызвана не столько столкновением с людьми, которых он презирает, не столько крахом любви, сколько тем, что сам он не выдерживает собственного морального суда. Трагическими для него становятся не обстоятельства, которые окружают, а его собственные чувства.

Но наиболее плодотворным стал «Итальянский» период творчества Байрона. Он поражает нас патетикой четвертой песни «Чайльд Гарольда», «Одами в Венеции», «Жалобами Тассо», озорными пародийными октавами «Беппо» и «Дон-Жуана», торжественными терцинами «Пророчества Данте» и непринужденностью лирических стихов, классическими трагедиями и романтическими мистериями, стихотворной повести «Остров», прозаическими трактатами.

Вероятно, это был период сознательных поисков, нацеленных на окончательное решение вопроса о назначении поэта в современном мире:

Чего мы хотим от славы? Чтобы заполнит Листок неопределенного бумаги, мудрая похоть! Силкуємось сойти в жару, в самообмане На гору, хотя ее вершина и в тумане. О сем поэт свою півношницю-свечу Знай курит, и герой убивает вволю, Как же потліє все,- как на одну досаду, Зістанеться имя... Герои Байрона имеют отпечаток душевного величия, самоотверженности и внутренней сложности, присущих прославленным персонажам Шекспира. Даже в классицистической за своими средствами сатиры «Бронзовый век» Байрон изображает мощный и противоречивый образ Наполеона, близкий большим ворам и честолюбцям шекспировских трагедий.

Именно в «Дон-Жуане» Байрон выступает судьей морали и общественных отношений, выражает свое представление о родине, «тюремщицю народов», «напівпедантичну-напівкомерційну» страну, правящие круги которой силятся придать своей користолюбній политике высокого нравственного и религиоВНОго значения.

Я думаю, что все раВНОобразие творчества Байрона отражает его стремление к гармоничному и прекрасному идеалу мыслителей прошлого. Но действительность, в которой жил поэт, не могла стать основой для поисков подобного идеала ни в жизни, ни в искусстве. Поэтому ощущение несбывшихся поисков и стали причиной дисгармонии как в мировоззрении Байрона, так и в противоречиях мотивов его творчества.