10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА
Превращение доктора Дмитрия Іонича Старцева на Іонича (по рассказу Чехова «Ионыч»)
Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.
А. П. Чехов
События рассказа «Ионыч» происходят в губернском городе С. Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит читателя с семьей Туркіних, по мнению местных жителей, «самой образованной и талантливой» во всем городе. Чехов доверяет читателю и, как всегда, избегает прямых оценок. Но, знакомясь с членами этой семьи, понимаешь, какие они бездарные и скучные.
Собирательный портрет жителей города выглядит так: «...пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобное, например о политике или науке, как он становится в тупик и заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».
В эту жизнь входит молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Он полон сил, энергии, увлечен работой... Молодого Старцева интересуют литература, искусство. Перед нами человек, не лишенный добрых стремлений, серьезных интересов, которая привлекает к себе читателя. Тем более что Антон Павлович о врачах пишет всегда как о личности (врачи Астров, Дымов). Почему человек, который обещает быть очень интересной в жизни, так внезапно превратилась в обывателя?
Всей логикой повествования Чехов убеждает: ужасное мещанское среда, но человек достоин имени человека лишь в том случае, если она борется против его влияния, если она противопоставляет ему свое человеческое «я». Высокая цель, любимая работа не стали основой жизни для Старцева. Стремление к сытости и покою оказалось сильнее. Его моральное падение прежде всего оказалось в любви. Старцева в Котиковые захватывает ее начитанность, она кажется ему умной, интеллигентной. Однако любовь, только возникнув, уже пугает его. «К чему приведет этот роман?» - рассуждает он. «А приданого вши дадут, наверное, немало», - думает влюбленный молодой человек. Предложив «руку и сердце» и получив отказ, Старцев страдал... ровно три дня. Вспоминая все заботы, он лениво потягувався и говорил: «Сколько дел прибавилось, однако!» Но не было любви бедное, неглубокое, оно одно только и удерживало Старцева от духовной деградации. Постепенно он опускается все ниже и ниже. Когда обыватели чувствовали в Старице нечто чуждое и дразнили его за глаза «поляк надутый». Точная и весомая чеховская деталь. Хотя Старцев не был поляком, но обывательская злоба обычно ищет национального обоснование. Теперь же его по-родственному называют «Ионыч». Жалуясь на окружающую среду, он мирится с ним. Его интересы становятся такими же, как интересы других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города С. Конечно, можно сказать, что Старцев погибает, підпавши под влияние обстоятельств. Это так, но надо сказать, что подпадает он с большой готовностью, без малейшего сопротивления, очень быстро. Никаких внутренних противоречий, никакой борьбы с собой, мучений, переживаний. Он принимает образ жизни тех, кого сам когда-то осуждал. В коротенькой последней главе мы видим вывод, к которому пришел Старцев: это «глухая тоска небытия», медленное умирание. Ионыч потерял человеческий облик. Когда он, пухлый, красный», сидит на своей тройке, кажется, что едет не человек, а языческий бог.
А. П. Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература, - историю духовной деградации человека. В гоголевском Плюшкіні человека съела страсть накопления. Но это был помещик, основа его болезни - владение живыми душами. Старцев - ріВНОчинець, врач. Всю жизнь он работает. Но деятельность, лишенная высокой цели, оказывается пагубной и для труженика-интеллигента. Эпиграф произведения до самого врача Старцева отношения не имеет...
В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов предупреждает читателя: не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте светлых идеалов молодости, берегите в себе человека!
|
|