Выражение трагедии холокоста в поэзии «Фуга смерти» Пауля Целана
План
I. «Апокалипсический» мировоззрение поэта.
II. Ассоциативная обраВНОсть как ведущий принцип поэтики П. Целана. 1. Образ фуги в поэзии.
2. Символическое значение образов Суламифь и Маргариты.
3. Напряженная эмоциональность стихов П. Целана. III. Сочетание в поэзии разных видов искусства.
Кровавые социальные трагедии ХХ ст., ужасные события Второй мировой войны сформировали мировоззрение, которое называют «апокалипсическим». Один из главных тезисов Целанової творчества, которая развивается в большинстве его поэтических произведений,
- после Освенцима люди обречены жить в отрезке времени, когда последний акт истории уже завершился, а Страшный Суд отложен на неопределенный срок. Ведущий принцип поэтики Целана - ассоциативная обраВНОсть. Образы его поэзии влияют скорее эмоционально, чем побуждают к размышлениям. Но целанівські стихи эмоциональны настолько, насколько может быть эмоциональным шок. Лирика Целана - это противостояние и сосуществование памяти и забвения: память заставляет страдать от боли и ужаса, но забыть все - невозможно.
Одним из самых известных произведений П. Целана стала «Фуга смерти». Эта поэзия отличается удивительным сочетанием различных не только поэтических жанров, но и видов искусства.
Для усиления эмоционального воздействия П. Целан использует форму музыкальной фуги. Фуга - многоголосное полифоническое произведение, основанное на приемах имитации, то есть одна и та же тема по очереди меняется и подается в разных голосах. По строению фуга состоит из трех основных разделов. В первом тема проводится во всех голосах; вторая часть строится более свободно: тема развивается поочередно в разных голосах. В заключительном разделе фуги утверждается главная тональность произведения. По этим же принципам строится и композиция Целанової «Фуги смерти». Особенности синтаксиса поэзии подчеркивают ее «музыкальную организацию»: лишенный знаков препинания, текст льется, делая скорбную мелодию, в которой разные голоса способствуют развитию и усилению основной темы.
Как и музыкальное произведение, «Фуга смерти» вызывает в первую очередь эмоциональные переживания, шок, и только потом читатель пытается осознать значение образов, ассоциации, которые они вызывают. Именно с этих ассоциаций и накреслюються тема, мотивы произведения. Уже название стихотворения предполагает сложный и неоднозначный ассоциативный ряд. Например: фуга - Бах, Гендель - Германия
- слава и гордость - духовное, вечное, прекрасное - орган; эти ассоциации сосуществуют и противостоят в названии слову «смерть» во всех его значениях. Так подсознательно определяется читателем основная тема произведения. В тексте «Фуги смерти» ассоциативные образы, подсказанные названием, приобретают новые очертания и народжуютьнові ассоциации. Вполне правомерно воспринимать эту поэзию как модернистское изображение трагедии Холокоста: образы «черного молока рассвета», «могил в воздухе» порождают ассоциации с крематориями, в которых гибли миллионы невинных людей, только потому, что они евреи; а образ «одного мужчину, что живет в доме», «играет со змеями», «пишет когда темнеет в Германии твоя золотистая коса Маргарита», «свистит на евреев», «хватается железа в кобуре» разоблачает сущность фашистской идеологии, которая несет смерть всей человеческой цивилизации. «Трагедия Освенцима» осознается не как национальная трагедия евреев, а как всемирная. Это подчеркивают и образы Мар-играть и Суламифь, которые являются сквозными в поэзии и символизируют богатейшую гуманистическую культуру, которую подарила человечеству немецкая и еврейская нации. Орган-крематорий, на котором «из Германии мастер» играет «фугу смерти», уничтожает и «золотистую косу Маргариты», и «пепельную косу Суламифь».
Изменения слова, его превращения, метаморфозы в эпоху, которая не подлежит описанию, - одна из главных тем творчества Целана. Для поэта Освенцим - совершенно исключительный факт, который определяет любой человеческий опыт, но не способен сам стать опытом. Речь прошла через то страшное время, но не дала слов для изображения того, что происходило. Поэт с ужасом и отчаянием вынужден признать - речь не способна на «акт правосудия». Именно потому, что нет слов для точного, буквального воспроизведения реальности, Освенцим исчезает в потоке времени как страшная, но вполне естественное событие. Отсюда происходит поэта отказ «поэтизировать мир», «тенденция к молчанию», а «шок непонятного» становится в Целана средством противостояния традиционным и конвенционным средствам литературы.
В поэзии «Фуга смерти» П. Целан средствами разных видов искусства попытался передать трагедию Холокоста. Образы его не имеют однозначной трактовки, ибо поэт должен был признать, что «произнести», найти соответствующие этой трагедии слова поэзия почти не способна.
|
|