ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АЛИГЬЕРИ ДАНТЕ

Аллегорический смысл поэмы «Божественная комедия» Дайте Аліґ'єрі

«Божественную комедию» признан вершиной творчества выдающегося итальянского поэта, основоположника итальянской литературы Данте Аліґ'єрі. Современники поэта из простых людей верили даже, что он заключил настоящий путеводитель потусторонним миром, но в действительности содержание поэмы не ограничивается только художественным воплощением мистических представлений о жизни после смерти. Толковать содержание этого произведения можно с разных точек зрения: как буквально (собственно описания путешествия лирического героя потусторонним миром), так и иносказательно, а также морально-этического. То есть каждое событие, с одной стороны, описывается как таковая, но несет в себе дополнительную нагрузку.

По традиционным религиозным пониманием, Ад - это место для наказания безнадежных грешников, Чистилище - для тех, кто еще имеет возможность спастись, тогда как Рай - награда за праведную жизнь. Речь идет о определенную моральную оценку поступков: куда именно попадет человек, определяется его земной жизнью.

Душа здесь каждый свой проходит суд: Сказала, учуяла и пошла к яме.

Следовательно, даже буквальный аспект уже разделяет людей на плохих и хороших. Но в «Божественной комедии» Данте идет в основном не о конкретных лицах - выведены в поэме образы одновременно символизируют определенные принципы или явления. Образ Вергилия, которая сопровождает лирического героя в Ад, не только (и не столько) является образом конкретной личности, а воплощением принципов познания мира лишенным веры, Данте признает его своим учителем, но Верґілій должен оставаться в Аду. Не случайно как спасение для него предлагается ждать прихода Беатриче - не просто женщины, а аллегории любви, любви к людям, а, по некоторым толкованиями, - веры или даже теософии.

Аллегории в произведении тоже не однозначны, например, звери, что заслоняют поэту путь в темном лесу, поданные по традиционным толкованием символов: леопард - коварство, лев - жестокость, волчица - чревоугодие, сладострастие, но существует и другое толкование: леопард - политические противники Данте, лев - король Франции, волчица - римское папство. Значение аллегорий наслаиваются друг на друга, предоставляя содержания как бы дополнительное измерение.

Развернутой аллегорией является и само путешествие - это поиск правильного пути для человеческой души, окруженной грехами, соблазнами и страстями. Поиск смысла бытия. Головнадія вообще происходит именно в душе лирического героя. Познав то, что является злом, пройдя кругами Ада, он меняется, возвышается к пониманию важнейших истин о мире и о себе:

Были у меня крылья слишком слабые; Но яркость сияния тут пришла, И мощь росла ума и воли.

Именно в части, посвященной Рая (наименее совершенной с художественной точки зрения), и определяется главная ценность - любовь. Не только любви, которое искал лирический герой в начале своего путешествия, а любовь в самом широком смысле этого слова, «любовь, что движет солнце и звездные потолки». Но ведь и в Евангелии утверждается, что Бог - это любовь, хотя длительными историческими периодами церковные деятели старались не концентрировать внимание на этом аспекте.

В эпоху Средневековья, когда создавалась поэма, этот вывод был слишком смелым, и с ним трудно не согласиться: именно любовь является главной ценностью.