ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Авангардизм (от фр. авангард - передовой отряд) - термин для обозначения ряда художественных течений в литературе и искусстве, которые зародились в начале XX в. и решительно порвали с реалистической традиции. Среди них наибольший резонанс вызвали экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм и др. Исходным пунктом эстетического поиска художников - авангардистов было стремление сломать устоявшиеся принципы построения художественного произведения и «нормы» вкуса публики. Авангардистське искусство характеризуют життєбудівничий пафос, утверждение позиции социального активизма, обостренная эмоциональность, нередко приобретает формы откровенного эпатажа, установка на разрушение эстетического канона, смелые эксперименты с художественной формой и поэтическим языком.

Акмеизм (от гр. акте - вершина, расцвет) - модернистское течение в русской поэзии начала XX вв. Кризис символизма обусловила появление поэтической школы и литературного течения, основателем которой стал поэт М. Гумилев. В противовес символістам, акмеїсти утверждали классическую ясность и простоту, возвращение к реальному мировосприятие. Они разработали лаконичный поэтический стиль. В центре поэзии акмеисты - человек в ее исторических и духовных проекциях.

Аллегория (от гр. інакомовлення) - способ двопланового художественного изображения, основанное на сокрытии реальных лиц, явлений и предметов под конкретными художественными образами с соответствующими ассоциациями с характерными признаками скрываемого. Аллегорические образы преимущественно является воплощением абстрактных понятий, которые всегда можно раскрыть аналитически, они самые яркие в литературных баснях и сатирических произведениях. На аллегории основываются притчи, апологи, параболы, которые издавна использовались в религиозных проповедях, полемических произведениях, школьной религиоВНОй драме.

Аллюзия (от лат. allusio - шутка, намек) - одна из стилистических фигур в художественной литературе, ораторской и разговорной речи, намек на общеизвестный, политический, исторический или литературный факт.

Анафора (с гр. возвышение) - єдинопочаток; повторение в начале стихотворных строк звукосочетаний, слов, напіввіршів, фраз и т.д. На приеме анафоры может быть построен целый стих.

Антитеза (с гр. противоречие) - стилистическая фигура в художественной литературе и в ораторском искусстве, заключающийся в драматическом отрицании определенного тезиса или в мотивированном контрастировании смысловых значений бинарных образов. Антитетичний принцип мировосприятие присуще многим фольклорным жанрам, источниками которых питается художественная литература.

Антиутопия - изображение в художественной литературе опасных последствий, связанных с экспериментированием над человечеством с целью его «улучшения», определенных, часто заманчивых социальных идеалов. Первым таким произведением считается «Левиафан» Т. Гоббса (1651) - своеобразный трактат, где говорится о развитии похожего на библейскую чудовище общества. Аналогичными мотивами проникнута аллегорическая сатира «Басня о пчелах, или Частные пороки - общая выгода» Б.Менвіля (1714), третья и четвертая книги «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта и т.д. В конце XIX ст., когда утопия, сочетаясь с научной фантастикой, добивается, несмотря на общий кризис позитивизм, признание за собой футурологических предсказаний, появляются романы-предупреждения («Іруон» С. Батлера, «Машина времени» Г. Уэллса, «Легче азбуки» Г. Шплинта, «Воспоминания о будущем» Г. Нокса, «К.У.К.» К. Чапека и др). После утверждения тоталитарных режимов по большевистской и нацистской схеме, что возводили человечество к небывалой деградации, антиутопические произведения приобретают особую актуальность: «1984» Дж. Оруэлла, «Когда поцелуи пришлось оборвать» К. Фіцгіббоца, «Невситиме семена», «1985» Е. Берджесса и т.д.

Басня - один из видов лиро-эпического жанра, небольшой аллегорический, в основном стихотворный произведение поучительного содержания.

Байронический герой - раВНОвидность литературного героя, который получил свое название после выхода в свет поэмы английского поэта Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812). «Байронический герой» рано «устал» жизнью, его охватила меланхолия, «болезнь ума». Он потерял связь с окружающим миром, и страшное чувство одиночества стало для него привычным, он человек бескомпромиссный, лицемерие ему ненавистно. Только одно признает поэт приемлемым для свободного, нелицемерного и одинокого героя - чувство большой любви, которая перерастает в всепоглощающую страсть.

Баллада литературная - небольшое лиро-эпическое стихотворное произведение фантастического, историко-героического или социально-бытового содержания с драматическим сюжетом. Литературная баллада сочетает в себе признаки лирического и эпического произведений. Как лирическому произведению, ей присущи строфічна строение, ритм, рифма, эмоциональная обраВНОсть, а как эпическом - сюжет и действующие лица.

Фольклорная баллада - фольклорный жанр у народов Европы, который сначала имел вид хороводної песни из рефреном или лиро-эпической песни с хоровым рефреном. Традиционная фольклорная баллада - это история, рассказанная в песне, которая передавалась в устной форме, от певца к певцу. Это сюжетный лиро-эпическое произведение, созданное на фантастической, легендарно-исторической или бытовой основе.

Барокко - направление в искусстве и литературе XVII-XVIII ст., пришедший на смену Возрождению, но не был его отрицанием. Барокко синтезувало искусство готики и Ренессанса.

Бейт - двустишие в поэзии народов Востока, выражает законченную мысль; может быть отдельным стихотворением, может образовывать рубаи, газели, касыды и другие формы восточной лирики.

Былина - произведение героического песенного эпоса восточных славян о богатырях и народных героях, который был создан в древности (в XI-XVI вв.) безымянными певцами-сказителями и устно передавался из поколения в поколение. По содержанию былины можно разделить на две основные группы: богатырские (героические) и социально-бытовые.

Верлибр, или свободный стих (от фр. vers - стих и libre свободный), - это стихотворение, в строках которого отсутствует равномерное чередование ударных и ненаголопіених складов.

«Вечный образ» - литературный образ, который по глубине художественного обобщения выходит за пределы конкретных произведений и изображенной в них исторической эпохи, содержит в себе неисчерпаемые возможности философского осмысления бытия. Классическими примерами вечного образа в европейской литературе считаются образы Прометея, Гамлета, Дон Жуана, Фауста и т. п., которые возникли на конкретном историческом основании и сконцентрировали в себе вечные поиски человеком своей першосутності, своего назначения, запечатлевших существенные черты человеческой природы, выразили постоянные коллизии человеческой истории.

Газела (газель) (от араб, лирическое стихотворение) - лирическое стихотворение, состоящее не менее чем из 3, не больше как с 12 бейтів (двустиший), связанных сквоВНОй моноримою каждого второго строки (кроме первого бейт с парным римуванням) по схеме метрической основы аруза: аа, ба, ва, га и т.д. Викінчені за мыслью строфы не связаны между собой фабулой, их объединяет общий мотив. В конечном бейти автор непременно называет свое имя (литературный псевдоним). Основное содержание газели - любовь, тоска влюбленного, нередко философские медитации, проникнуты учением суфизма и анакреотичними настроениями, воплощенными в аллегориях. Эта форма как ответвление касыды возникла в VII в. в арабской и персидской поэзии, вскоре распространилась в тюркоязычных литературах (Саади, Гафиз, Джами, Навои, Рудаки и др.), повлияв на индийскую и уйгурську.

Гекзаметр (с гр. шестимірник) -античный стихотворный размер, шестистопний дактиль с последней усеченной стопой. Этот размер имеют поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». По легенде, гекзаметр был изобретен в древних Дельфах, и сначала его использовали в религиозных гимнах, а затем уже применяли, как высокую форму стихотворения, в поэтических произведениях героического характера.

Героический эпос (из гр. эпос - слово или рассказ) - собирательное название фольклорных произведений различных жанров, в которых в легендаризованій форме отражено волю, рвение народа в борьбе против врагов, зла, угнетения. В таком эпосе прославляется ум, сила, мужество воинов, богатырей, народных героев. Истоки героического эпоса лежат в устной народном творчестве.

Героический эпос делится на:

• древнейший (архаический) эпос - миф, сказка, легенда;

• старый (классический) эпос- «Рамаяна», «Илиада» и «Одиссея» Гомера;

• средневековый героический эпос- «Песня о Нибелунгах», «Песнь о Роланде».

Гротеск (от итал. grotta - пещера, грот) - вид художественной типизации, когда сознательно нарушается жизненная правдоподобность, карикатурно превращаются реальные соотношения, фантастическое сочетается с реальным, трагическое - с комическим.

Юмор - раВНОвидность комического, отображение смешного в жизненных явлениях и человеческих характерах. Юмор не отрицает объекта высмеивания и этим отличается от сатиры, для которой характерно полное отрицание, и резкое осмеяние изображаемого. Добродушный юмор подвергает осмеянию основном частичные недостатки в целом позитивных явлений, отдельные смешные черты в характере человека. Понятие юмор употребляется и в широком смысле - как вообще смех и чувство смешного.

Декаданс (фр. упадок) - общее название явлений европейской культуры второй половины XIX - начала XX в., отмеченных настроениями грусти, безнадежности, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет истоки в кризисе общественного и индивидуального сознания, растерянности многих художников перед острыми жизненными противоречиями, что встали в тогдашней ситуации. Так, принципиальное игнорирование политических и гражданских тем и проблем художники-декаденты считали как выявлением, так и непременным условием свободы творчества и личности. Характерными проявлениями настроений декаданса были: 1) в жизненной позиции художников - глубокий пессимизм, увлечение мистическими учениями и экзотическими культами, самоуглубление, растерянность перед проблемами действительности и попытка самоизоляции от них, предельный индивидуализм, неприятие и вызов буржуаВНОй морали, в том числе и в эстетической превосходства над «толпой» (дендизм); 2) в творчестве художников - предоставление преимущества формы над содержанием, захват малоизвестными эстетическими фактами (в т. ч. эпохи античности - парнасизм), ориентация не на широкую публику, а на узкий круг «избранных» интеллектуалов. Настроения декаданса присущи творчеству III. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо и А. Уайльда).

Детектив (англ. detective - агент розыска, с лат. detectio - раскрытие) - раВНОвидность приключенческой литературы, прежде всего прозаические произведения, в которых раскрывается определенная тайна, связана с преступлением. Среди представителей этого жанра - Э. По, В. Коллинз, А. Конан - Дойль, А. Кристи и др. Любимцами многих читателей стали Нат Пинкертон, Ник Картер, особенно Шерлок Холмс, чьи расследования достаточно запутанных дел не лишены интеллектуальной игры.

Драма (как жанр) - пьеса социального или бытового характера с острым конфликтом, который развивается в постоянном напряжении. Герои - преимущественно обычные, рядовые люди. Автор стремится раскрыть их психологию, исследовать эволюцию характеров, мотивацию поступков и действий.

Эзопов язык - замаскированный образ мыслей с намеками, недомолвками (інакомовлення, аллюзии, иронии, аллегории) во избежание цензурных или любых других запретов, преследований. Термин ввел М. Салтыков-Щедрин в 70-х XIX ст.

Экзистенциализм (от лат. ехistentia - существование) - направление в философии и литературе XX в., что исследует человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая определяется как ответственность за результат своего выбора. Формами проявления человеческой свободы является творчество, риск, поиск смысла жизни, игра и др. Экзистенциализм рассматривают как умонастроение с присущими ему мировоззренческими мотивами. Иногда грани экзистенциализма как концептуальной структуры является размытыми, а зачисление в него отдельных художников - дискуссионным.

Экспрессионизм (лат. выражение) - литературно-художественная стилевая тенденция авангардизма, оформилась в Германии в начале XX в., прежде всего в малярном среде, просуществовав до начала 30-х годов. Источники экспрессионизма имеющиеся в романтизме, в «философии жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон, А. Шопенгауэр и др.), его эстетика встала на отрицании не только міметичних раВНОвидностей искусства, но и импрессионизма, который опирался на выражение мгновенных впечатлений художника. Основной творческий принцип экспрессионизма - отображение заостренного субъективного мировоззрение через гипертрофированное авторское «Я», напряжение его переживаний и эмоций, бурную реакцию на человеческую предвзятость общества, знеосіблення в нем человека, на распад духовности, заверенный катаклизмами мирового масштаба начала XX в., в частности первой мировой войной и революциями. Для Е. характерные «нервная» эмоциональность и иррациональность, символ, гипербола, гротеск, фрагментарность и плакатность письма, лишенного украшений, склонного или к монохромности, или до подчеркнутого контраста красок, мотивов и т.д. Наиболее ярко экспрессионизм проявился в лирике, в частности в поэтическом изображении сновидений, гротескных поэмах или «пролетарских» песнях (Г. Тракль, Ф. Верфель, Б. Брехт и др.), в театральном искусстве (Г. Кайзер, Э. Толлер, Э. Барлах, ранний Б. Брехт и др.), в прозе Ф. Верфеля, Л. Франка, М. Брода и др.

Эпитет (гр. приложение, прозвище, приложение) - обраВНОе определение лица, предмета, явления. Например: золотые руки, светлая радость, железная воля. Чаще всего эпитетами бывают прилагательные (веселый ветер), но могут быть и существительные (зима-волшебница). Как правило, в роли эпитетов выступают слова, употребленные в переносном смысле. В устном народном творчестве используются так называемые постоянные эпитеты (чистое поле, карие глаза, вороной конь и т.д.).

Эпифора (гр. перенесение, повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафорі, которая образуется повтором отдельных слов или словосочетаний на конце смежных языковых единиц. Напр.: Будем вечно в труде расти, Из сердца земли підіймать пласты, Черного золотая древние пласты (Я. Шпорт). Реже эпифора встречается в прозе: «Мне быи хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (М. Гоголь). Иногда эпифора, как и анафора, может распространяться на весь стихотворный произведение.

Эпическая драма - жанр литературы, возникший путем проникновения структур прозы в драматургию, акцентирование в ней нарративных принципов в противовес определяющим установкам действия, чего требовал Аристотель от драмы («не создавать трагедии с эпическим составом») и что стало каноном античного, а позже - классицистического искусства сцены. Эпическая драма была ангажирована и тенденциоВНОй, ибо, описывая в разных хронотопах широкомасштабные события в жизни народа или народов, развитие идеологий и общественных систем, революціоністських притязаний немедленной перестройки мира, имела целью побудить зрителя к переиначивание настоящего мира, активизировать его креативные возможности. Эпическая драма направлена не на конкретную развязку действия, а на решение глобальных проблем, не на быт, а на бытие, поэтому в ней слишком ощутимое присутствие всевідного автора - представителя отчетливо сформулированной идеи. Эпическую драму в своем творчестве активно воплощали Бы. Брехт, Е. Піскадор, В. Винниченко, В. Маяковский, М. Кулиш, Н. Хикмет, В. Вишневский, В. Мейерхольд, Лесь Курбас и др. В историю драматургии новые страницы вписали эпический театр Б. Брехта, где использовался прием остранения, то есть стремление видеть необычное в обычном, трактовать будничное событие как особое; экспериментальный театр Леся Курбаса (Молодой театр, Кийдрамте, «Березиль»), который обрабатывал установку преобразования; учение В. Мейерхольда о биомеханику, воплощенную в сценическое действо. Появились жанровые раВНОвидности эпической драмы, удостоверяли по типологической условности ее жизненную закономерность: эпически-политический (В. Винниченко, Б. Брехт, В. Маяковский, М. Кулиш, Лесь Курбас, Н. Хикмет и др.), народно-эпический (О. Коломиец, Тауфик аль-Хаким, Махмуд Масаде и др.), притчево-аллегорический (Е. Ионеско, Есть. Шварц, Ю. Едліс и др.).

Эпическая поэма - это наиболее крупная и монументальная стихотворная форма героического эпоса. Героические эпические поэмы, которые создавались так или иначе всеми народами в определенную эпоху их развития - в период формирования государственности, уходят корнями в древнейший фольклор, мифологию, легендарную память о доисторические времена. На том или другом этапе героические сказания и песни складывались в единую целостность. Так возникли древнегреческие эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», индийская поэма «Махабхарата», немецкая «Песнь о Нибелунгах», старофранцузька «Песня о Роланде», скандинавская «Эдда» и др. В героических эпических поэмах отразился опыт народа в период его становления, отразились различные стадии и стороны этого процесса. В основе художественности древних эпических поэм лежит величественная героика, потому что человеческие образы, представленные в них, непосредственно олицетворяют весь народ и решают своими деяниями судьбу целого общества и государства. Древняя эпическая поэма вырастает на фунте мифологического мировосприятия и создает фантастико-гиперболические образы всеперемагаючих героев, наделенных мощью и умением целого народа. В древних эпических поэмах создана монументальная и всесторонняя картина мира, в которой находит место космические силы природы и особенности местного пейзажа, битвы, решающие судьбы народов, и подробности повседневного быта, возвышенные лики богов и героев - и простые человеческие лица. Все это находится в гармоничном соотношении и единстве, сливаясь в целостный образ бытия.

Эстетизм (от гр. аиsteticos - чувственно воспринимаемый) - культ прекрасного в искусстве и жизни, признание высшей ценностью жизни абсолютной Красоты (это слово сторонники Э. часто пишут с большой буквы), а наслаждение ею - его смыслом: «Смысл жизни - в Искусстве!» (О. Уайльд). Для искусства Э. характерны тонкость и ироничность, манерность и стилизация. В художественном творчестве и литературе эстетизм исповедовал идею «чистого искусства» или «искусства для искусства»). Основу художественной концепции Э. составляет утверждения независимости красоты и искусства от морали, политики, религии, других форм духовной деятельности общества. Э. пытается организовать жизнь и быт по законам искусства, то есть предельно естетизува - ты их, что означает предпочтение художественных ценностей над моральными законами.

Внешняя и внутренняя действие. Действие актера на сцене К. Станиславский считал внешним проявлением внутреннего жизнь персонажа. По его меткому выражению, действие - это «путь от души к телу», то есть слияние физических и психических движений. Станиславский разграничил «внешнюю» и «внутреннее» действие, то есть актер на сцене должен акцентировать и поступки, и динамику мыслей, чувств героев, что составляет внутреннюю действие в пьесе.

Идея (гр. первообраз) - эмоционально-интеллектуальная, пафосная направленность художественного произведения, которая примерно может быть охарактеризована как ведущая мысль, ядро замысла автора.

Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., представители которого основной задачей считали облагороженное, изящное воспроизведение личностных впечатлений и наблюдений, мгновенных чувств и переживаний. Они пытались непредвзято, естественно и непринужденно воспроизвести мимолетные впечатления от изменяющейся жизни. Возникнув в живописи, импрессионизм распространился в других видах искусства. Для импрессионизма в литературе характерны: тонкий психологизм изображения персонажей; стремление воссоздать малейшие изменения настроений, схватить мгновенные впечатления; тяготение к лаконизму прозы, ее ритмичности; богатство оттенков в изображении действительности; усиленное внимание к цветов, звуков и ярких художественных деталей.

Интеллектуальная проза - прозаические произведения, в которых проявляется склонность персонажей, рассказчика, лирического героя к умственному самоанализу, к абстрактному мышлению. Наиболее типичными жанрами интеллектуальной прозы есть притчи, философские романы. Ярким образцом такой литературы стал роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Интерьер (фр. Иnterieur - внутренний) - вид описания, описание внутренних помещений и предметов, которые в них находятся и непосредственно окружают персонажей произведения. Интерьер конкретизирует место событий, помогает определить социальное положение персонажа, его духовные запросы, вкусы, профессию, характер, психологическое состояние и т.д. Интерьер способствует более глубокой характеристике персонажей, часто имеет важное идейно-композиционное значение.

Интертекстуальность (от лат. иnter - между, среди + текстуальність) - общее свойство текстов, которая заключается в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут в тот или иной способ, открыто или завуалировано ссылаться друг на друга. Широкое использование в новосозданном тексте предыдущих свидетельствует если не о новизне произведения, то по крайней мере знания о автором культурного наследия.

Ирония (гр. кажущееся незнание) - раВНОвидность комического, выражает насмешливо-критическое отношение писателя к событиям и героев своего произведения. И. - это насмешка, внешне благопристойную форму. В конце XIX - начале XX в. возникли концепции эпической И. (Т. Манн, Б. Брехт), которые отражают диалектическую сложность отношений художника с миром.

Сказка (от говорить, рассказывать) - повествовательный фольклорный произведение о вымышленных, а часто и невероятные события. Обычно выделяют следующие части народной сказки: зачин, основную часть и концовку.

Классицизм - направление в европейской литературе и искусстве, которое впервые заявил о себе в итальянской культуре XVI в., а наибольшего расцвета достиг во Франции в XVII ст. Для классицизма характерна ориентация на античную литературу, которая провозглашалась идеальной, классической, достойной подражания.

Комедия - драматический произведение, в котором средствами юмора и сатиры разоблачаются отрицательные общественные и бытовые явления, оказывается смешное в окружающей действительности или человеку.

Комическое (гр. komikos - смешной) - категория эстетики, характеризует тот аспект эстетического освоения мира, который сопровождается смехом без сострадания, страха и угнетения. В комической ситуации человек интуитивно постигает несоответствие между неполноценным, несовершенным содержанием явления и его формой, которая претендует неполноценность и значимость, между высокой целью и недостойными средствами ее достижения. Те общественные явления, которые теряют свою целесообраВНОсть, необходимость, но претендуют на историческое бытие, значимость, ценность, стремятся выдать себя не тем, чем они есть на самом деле, становятся объектом комического осмеяния.

Композиция (лат. составление, соединение, связь) - построение произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов, сцен, порядок изложения событий.

Контраст (фр. соntrastе - противоположность) - резко очерченная противоположность в чем-то: чертах характера, свойствах предметов или явлений. В основе имеет антитетичний принцип мировосприятия.

Кубизм (от фр. сubе - куб) - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX в. и характеризуется использованием подчеркнуто геометризованных, условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометричні примитивы.

Лирический герой - второе лирическое «Я» поэта; условное литературоведческое понятие, которым обозначается круг лирических произведений определенного автора, форма воплощения его озарений, мыслей, переживаний. Вместе с тем лирический герой не отождествляется с поэтом, с его душевным состоянием, он живет своей жизнью в новой художественной действительности. Между ними существует эстетическая единство, определенный эстетический идеал, выраженный в тексте стихотворных произведений. Лирический герой одновременно концентрирует в себе эстетический опыт определенного поколения, нации, человечества.

Литературный процесс - историческое существование, функционирование и развитие литературы в течение как определенной эпохи, так и всей истории нации, страны, мира. Л. п. состоит из литературных эпох: например, эпоха классицизма, эпоха Просвещения и др.

Литературные направления - совокупность идейно-художественных тенденций, воплощенная в выдающихся произведениях, которые появились примерно одновременно. В пределах одного литературного периода могут сосуществовать несколько литературных направлений, например в Просвещении - классицизм, реализм, сентиментализм. Литературные направления - барокко, классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм т.д.

Литературные течения - совокупность идейно-эстетических принципов и приемов, общих для писателей определенного литературного группировки. Литературные течения могут входить в литературных направлений. Например, в романтизме выделяют народно-фольклорную, гротесково-фантастическую, байронівську, вальтер-скоттівську литературное течение. Иногда термины «литературное направление» и «литературное течение» употребляются как синонимы.

«Маленький человек» - тип литературного героя, который появился в реалистической литературе начала XIX в. Для «маленького человека» характерно нахождение на нижних ступенях общественной лестницы, которое определяет их психологию и общественное поведение - униженность в сочетании с ощущением несправедливости и уязвленного самолюбия.

«Странствующий сюжет» - в теории литературных заимствований - сюжеты сказок, басен, песен, произведений письменной литературы, которые якобы переходят от народа к народу. Основанием для таких суждений есть сходство основных мотивов в сюжетах из семейного, родового жизнь (бездетные семьи, битва героя с нечистыми силами, предательство брата, любимого, любимого, поиски сокровищ и т.д.), по истории взаимоотношений вождей и массы, богатых и бедных, завоевателей и завоеванных т.д. Типологическая сходство между ними, установлена с помощью сравнительно - исторических сопоставлений, объясняется взаимовлияниями культур и литератур в период активных миграционных процессов.

Магический реализм - реализм, в котором органично сочетаются элементы реального и фантастического, бытового и мифического, настоящего и вымышленного, тайного. Наиболее полно оказался в латиноамериканской литературе. В произведениях магического реализма рационально-логическая картина мира причудливо сочетается с алогичными, мифологическими формами ее смыслового измерения и интерпретации. Истоки магического реализма прослеживают с 1949 г.

Метафора - один из основных тропов: обраВНОе выражение, в котором признаки одного предмета или действия переносятся на другой по сходству.

Мифы (от греческого - слово, предание) - древние священные сказания о возникновении мира и создания человека, о деяниях богов и героев.

Мифология - совокупность мифов, возникших в культуре определенного народа (например, мифология древних греков, египтян, арабов, германцев, славян). Также мифологией называют науку, которая изучает мифы.

Модернизм (от фр. moderne - новейший, современный) - совокупность литературных направлений и течений, сформировавшихся в начале XX ст., которым присущи новая субъективно - індивідуалістська концепция человека и связано с этим противопоставление новых выразительных и изобразительных средств классическим нормам искусства XIX века. М. отрицает художественные принципы реализма и натурализма, зато утверждает элитарность творчества художника, преобладание формы над содержанием, художественную субъективность, использование «потока сознания», применение «монтажа», мифотворчество.

Мотив (фр. motif, от лат. moveo - двигаю) - тема лирического произведения или неделимая смысловая единица, из которой состоит фабула (сюжет): мотив преданности отчизне, жертвенности, измены любимого и т.д. Мотивы движут поступками персонажей, возбуждают их переживания и размышления, особенно тонко динамизируют внутренний мир лирического субъекта. Поэтому в анализе лирики термины «тема» и «мотив» часто перекрещиваются. Тогда появляются оттенки мотива (лейтмотив - ведущий мотив, надмотив).

Натурализм (от фр. naturalisme, от лат. naturalis - природный) - направление в литературе и искусстве второй половины XIX в., основателем которого был французский писатель Эмиль Золя. Натуралисты пытались в сферу искусства механически переносить методы естественных наук. Для их творчества присущими были фактографізм, описательность, упрощенный биологический подход к человеку и т.д.

Национальный колорит, или национальное своеобразие, - совокупность признаков художественного произведения, которые характеризуют его принадлежность к культуре определенного народа или связь с ней, воспроизводят специфические национальные особенности. Именно национальный колорит способствует созданию в воображении читателя целостного образа определенной страны или нации. Воспроизведение национального колорита в литературном произведении может происходить через изображения характерных элементов быта и наряды, пейзажа, описание народных обычаев и традиций, воссоздание особенностей языка (говора) и имен собственных, использование произведений или образов фольклора и т.д.

Неоромантизм - художественная течение рубеже XIX - XX вв., своеобразная идейно-эстетическая оппозиция реалистичным и натуралистическим тенденциям в литературе и искусстве второй половины XIX в. (кое-кто из исследователей квалифицирует ее как одно из явлений раннего модернизма). ее представители продолжили определенные тенденции романтической литературы. Писатели-неоромантики не воспринимали пессимизма декадентов. Главным героем неоромантической произведения является сильная личность, жизнь которой наполнена романтикой. Обычно в таком произведении имеющийся острый, динамичный и напряженный сюжет. Представители неоромантизма - Р. Киплинг, Р. Л. Стивенсон, А. К. Дойль, Джек Лондон, Джозеф Конрад и др.

Новелла (от итальянского новость) - близок к рассказу прозаическое эпическое произведение небольшого объема, насыщенный большим количеством событий. В основе новеллы - необычное происшествие с неожиданной развязкой. Сюжет в новелле обычно простой и динамичный (стремительно развивается), повествование - эмоционально напряженная, количество персонажей - минимальна.

Ога (гр. öіde) - жанр лирики, стихотворение, выражающее возвышенные чувства, вызванные важными историческими событиями, деятельностью исторических лиц.

Онєгінська строфа - строфічна форма, изобретенная А. Пушкиным для написания романа в стихах «Евгений Онегин» с использованием таких источников, как сонет и октава. Онєгінська строфа - чотирнадцятирядкова со схемой рифмовки: абабввгтдеедєс.

Рассказы - небольшой по объему прозаическое художественное произведение, в котором описано одно или несколько событий жизни. Повествование в основном присуща небольшое количество действующих лиц, скупая характеристика героев, краткие описания.

Оригинал (с лат. первичный) - это текст литературного произведения, опубликованный на языке его написал автор. Соответственно язык, которым автор написал свое литературное произведение, называют на языке оригинала.

Парабола - термин, обозначает близок к притче жанровая раВНОвидность в драме и прозе XX века. С точки зрения внутренней структуры парабола - аллегорический образ, тяготеющий к символа, многозначном іносказанню ( в отличие от однозначности аллегории и однонаправленного второго плана притчи); иногда параболу называют «символической притчей». Однако, приближаясь к символического, аллегорического, план параболы не подавляет предметного, ситуативного, а остается ізоморфним ему, взаємоспіввіденсеним с ним. В произведениях этого жанровой раВНОвидности сам сюжет «выполняет параболістичну функцию (это означает, что каждый элемент сюжетной структуры произведения сопоставляется с неким удаленным по своей природе от этого элемента предметом, в результате чего и вся система образов данного сюжета сопоставляется с какой-то отдаленной, чужой для себя системой предметов) и предполагает открытый финал. В XX в. появляются такие термины как роман-притча, романпарабола. Черты параболической повествования в той или иной степени присущи многим сколько-нибудь выдающимся произведениям мировой литературы. Наличие символа, какого второго плана, определяет содержание и задачи книги, придает ей черты параболы. В зарубежной литературе XX в. к произведениям такого характера относят, например, роман-притчу Т. Уайлдера «Мост короля Людовика Святого» (1927), В. Голдинга «Повелитель мух» (1954), И. Кальвино «Раздвоенный виконт» (1952), «Барон на дереве» (1957) и др, «Старик и море» Э. Хемингуэя (1952) - реалистическую повесть из «притчевим» подтекстом, романы «Притча». Фолкнера (1954), «Каmо Fаbеr» (1957), «Назову себя Гантенбайн» (1964) Макса Фриша, различные утопии и антиутопии, например, «1984» (1949) и «Ферма» (1945) Дж. Оруэлла, «Ценой потери» (1961) Г. Грина. Также можно вспомнить и философский роман Станислава Лема «Солярис» (1961), «Кентавра» Дж. Апдайка и др.

Парадокс (от гр. раrаdoxes - неожиданный, странный) - необычное утверждение, что расходится с устоявшимися взглядами, порой будто противоречит здравому смыслу, а в действительности может иметь глубокий смысл, наталкивать на размышления.

Пейзаж (фр. рауsage от сауs - страна, местность) - один из композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, любого незамкнутого пространства внешнего мира.

Перевод - воспроизведение литературного произведения на другой язык.

Повесть - повествовательный произведение, что считается промежуточным жанром между рассказом и романом. В отличие от рассказы, повести присущи более развернутый сюжет, широкий охват событий жизнь главных героев, большее количество второстепенных персонажей и их более полная характеристика, широкое использование описаний. Однако, по сравнению с романом, в повести меньше персонажей и, как правило, одна сюжетная линия.

Поэма (гр. роіеmа - произведение) - лирический, эпический, лиро-эпическое произведение, преимущественно стихотворное, в котором изображены значительные события и яркие характеры. Название «поэма» общая, в литературоведении чаще говорится о конкретном жанровой раВНОвидности поэмы: лиро-эпическую, лирическую, эпическую, сатирическую, героическую, дидактическую, бурлескну, драматическую и т.д.

Портрет - описание внешности персонажа (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенностей мимики, жестов, походки, манеры говорить и вести себя).

Постмодернизм (от лат. роге - за, после, далее + модернизм) - идейно-художественное направление в литературе, философии и искусстве, возникшее в последние десятилетия XX в. и распространился преимущественно в США и Франции. Для П. характерны условность литературных форм, фабулы, рассказы, частое использование имитации, цитат, пародии, подражания, заимствования. Постмодернисты одинаково относятся как к традиции, так и к новаторства, как в элитарной, так и массовой литературы.

Поток сознания - изображение психики человека как бы изнутри; способ повествования, который детально показывает психический процесс, как можно точнее фиксирует мысли и чувства в виде «потока», «реки». В рассказе отсутствует хронология и логика. Картина мира состоит из множества эпизодов, из которых автор создает определенную модель.

Поговорка - обраВНОе выражение, которое дает яркую оценку определенному явлению; построен как неоконченное мнение, но содержит намек на вывод.

Пословица - краткое меткое народное изречение назидательного содержания, построенный как завершенное суждение.

Естественный человек (как литературное понятие) - тип литературного персонажа, который возник в литературе Просвещения. Как правило - герой, который вырос на природе и не потерпел негативного влияния цивилизации; шире - персонаж, что отказывается от общественных условностей и отдает предпочтение естественному праву. Яркие образы естественного человека. - Пятница (Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо») и Гурон (Вольтер «Простак»).

Притча - небольшой художественное произведение поучительно-аллегорического содержания. С помощью аллегорических образов в притчи высказываются моральные наставления и философские размышления, поэтому произведения этого жанра являются близкими к басне.

Психологизм - это характеристика художественного произведения, совокупность стилистических приемов и средств, с помощью которых писатель передает внутренний мир своих персонажей. Поступки героев оцениваются опосредованно, с помощью подтекста, который возникает в сознании читателя через сопоставление отдельных ситуаций,

высказываний персонажей и т.д. Новые качества психологизма оказались в так называемой «диалектике души», которую воспроизводили в своих романах Ф. Достоевский, Л. Толстой, Ч. Диккенс и др.

Реализм - художественно-стилевой направление, что доминировал в литературе и искусстве XIX в. Основой художественного образа реалисты считали верность его реальной действительности. Писатель-реалист отдает преимущество типізованим, а не ярко индивидуализированным образам. Реалисты переориентировали литературу из прошлого на современное. Призвание литературы - познание действительности и ее идейная оценка. Самые популярные жанры: роман, повесть. Выдающиеся представители реализма - Бальзак, Стендаль, Диккенс, Флобер, Гоголь, Тургенев, Толстой.

Реминисценция (от лат. rеmиnisсеntиа - воспоминание) - черты в художественном тексте, которые напоминают другое произведение (образы, мотивы, цитаты, сюжетные ходы и т.п.).

Роды литературы:

• эпос (гр. слово, рассказ) - один из родов литературы (наряду с драмой и лирикой). В эпических произведениях имеющиеся сюжет и персонажи. В зависимости от того, как много событий изображено в произведении и в течение какого времени они совершаются, различают эпические произведения крупной формы (эпопея, роман), средней формы (повесть); малой формы (рассказ, сказка, притча, басня и т.д.);

• лирика (гр. лірний, произведение, выполнен под аккомпанемент лиры - струнного щипкового музыкального инструмента) - один из трех (наряду с эпосом и драмой) родов художественной литературы, в котором в форме естетизованих переживаний осмысливается сущность человеческого бытия, создается новая духовная реальность, выстроенная по законам красоты. В лирике первостепенное значение придается виражальним средствам, которые формируют особую интимную атмосферу с утонченным эмоциональным состоянием, то есть лиризм;

• драма (с гр. действие) - один из трех литературных родов (наряду с эпосом и лирикой), который изображает мир в форме действия, в основном предназначен для сценического воплощения.

Роман (фр. roman - романский) - наиболее распространенный в XVIII - XX вв. эпическая жанровая раВНОвидность, вместительный по объему, сложный по строением прозаическое (реже-стихотворный) эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей. Главными структурными элементами романа является рассказ и создаваемый ею воображаемый мир в пространстве и времени, населенный персонажами, наполненный событиями, заключенным в сюжет.

• Интеллектуальный роман - срок «интеллектуальный роман» был впервые предложен Томасом Манном. В 1924 г. писатель отметил в статье «Об учении Шпенглера», что «исторический и мировой перелом» 1914-1923 гг. с необычайной силой обострил в сознании современников потребность осознания эпохи, и это определенным образом отразилось в художественной творчества. «Процесс этот, - писал Т. Манн, - стирает границы между наукой и искусством, вливает живую кровь, что пульсирует, в отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тот тип книги, который... может быть назван «интеллектуальным романом». До «интеллектуальных романов» Т. Манн причислял и труда Ф. Ницше. Именно «интеллектуальный роман» стал жанром, впервые реализовал одну из характерных новых черт реализма XX в. - обостренную потребность в интерпретации жизни, ее осмыслении, толковании, что превышало потребность в «розповіданні», воплощении жизни в художественных образах. В мировой литературе он представлен не только немцами - Т. Манном, Г. Гессе, А. Дебліном, но и австрийцами Г. Музілем и Г. Брохом, русским М. Булгаковым, чехом К. Чапеком, американцами В. Фолкнером и Т. Вулфом и многими другими.

• Исторический роман - роман, построен на историческом сюжете, воспроизводит в художественной форме какую-то эпоху, определенный период истории. В романтическом романе историческая правда сочетается с правдой художественной, исторический факт - с художественным вымыслом, настоящие исторические лица - с лицами вымышленными, вымысел помещен в пределы изображаемой эпохи. Первый настоящий исторический роман создал В. Скотт («Веверлі», «Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард»), который сумел совместить исторический факт с художественным вымыслом, пользуясь при этом как романтическими, так и реалистичными способами изображение. Этот тип получил название «вальтерскоттівський», оказал большое влияние на развитие исторического романа в европейских литературах. В эпоху романтизма исторический роман стал одним из самых распространенных литературных жанров, что было вызвано глубоким интересом историей. Для реалистического исторического романа XIX - XX вв. верность исторической правде не исключает обращение к злободневным проблем современности. За то исторический роман нередко выполняет определенное идеологическое назначения. Иногда историческая эпоха - лишь фон для описания актуальных событий. Для современного исторического романа характерно сближение с другими раВНОвидностями романа - приключенческим, сенсационным, психологическим и т.д.

• Психологический роман - раВНОвидность романа, в котором воспроизведены внутренние переживания личности, духовную эволюцию, поиски и противоречия героя, которые предопределяют его поступки и поведение. Главным объектом исследования в психологическом романе является человек с его неповторимым внутренним миром. Сформировался в ХЕХ в. («Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Госпожа Бовари» Г. Флобера, «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского и др.). В реалистическом психологическом романе писатели исследуют влияние социальных обстоятельств на психологию человека, взаимосвязь индивидуального и общего. В эпоху модернизма общественное не имеет определяющего характера, на первом плане - личность, которая творит свой особый мир.

• Социально-бытовой роман - основная раВНОвидность реалистического романа, для которого характерна идеологизация частной жизни, быта персонажей. Утвердился в XIX в. Писатели-реалисты (прежде всего французские: Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер и английские: Ч. Диккенс, В. Теккерей) раздвигают сюжетные рамки и к личностному, частного аспекта изображения приобщают сцены и эпизоды, которые охватывают жизнь всего общества и эпохи. Социально-бытовой роман часто воспроизводит конфликт между человеком и обществом и таким образом пытается решить его или констатирует невозможность устранения конфликта.

• Социально-психологический роман - один из раВНОвидностей романному жанру, в котором в сложных, часто экстремальных жизненных ситуациях раскрываются многогранные характеры героев со всем раВНОобразием их психологического функционирования в контексте социального среды. В отличие от социально-бытовых произведений, в которых внимание художника приковано к повседневной жизни, зримых, прежде всего социальных, причин и последствий поведения персонажей, автор социально-психологического произведения исследует взаимоотношения личности и социума, учитывая психологические факторы: интеллектуальные усилия, эмоции, интуицию, сознательные и

бессознательные порывы человека. Самые известные социально-психологические романы XIX века. - «Красное и черное» Стендаля, «Батюшка Горио» и «Роскоши и нищета куртизанок» О. Бальзака, «Мадам Бовари» Г. Флобера, «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын» Ч. Диккенса, «Евгений Онегин» О. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. В XX в. к этому жанру обращались многие писатели: А. Кронин «Звезды смотрят вниз», Т. Драйзер «Трилогия желания», «Гений» и многие другие.

• Философский роман - раВНОвидность романа, в котором изложены непосредственно мировоззренческую или этическую позицию автора. Сформировался в эпоху Просвещения («Кандид, или Оптимизм» Вольтера, «Жак-фаталист и его хозяин» Д. Дидро и др.), возник из необходимости популяризации философии рационализма, осмысления общественных норм, законов и политических событий. В XIX-XX вв. большое распространение приобретают романы социально-философский и философско-психологический, где в концентрированном виде излагаются философские убеждения писателя, глобально осмысливается историческая эпоха в связи с философией бытия личности (Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Франс и др.). Роман в стихах - раВНОвидность смешанного жанра, который объединяет многоплановость, эпические принципы рассказы с субъективностью, присущей лирическим произведениям. Роман в стихах получил распространение в ХІХ-ХХ ст. Граничащих с ним драматическая поэма, стихотворная повесть. Роман-миф - эпическое произведение значительного объема (роман), в котором использованы особенности мифического мировоззрение: свободное возвращение от исторического (линейного) к мифическому (циклического) времени, смелое сочетание реального и ирреального (элементы магического реализма). Обычно миф - это не единственная сюжетная линия, он соотносится с различными историческими и современными темами. Для романа-мифа характерна ситуация, когда в современных явлениях просматривается прошлое и будущее.

• Роман-парабола (см. парабола).

• Роман-дневник - литературный жанр, который использует щоденникову форму, стилизуя ее. Такой является, например, публицистика Ф. Достоевского в его «Дневнике писателя» или повесть М. Гоголя «Записки сумасшедшего», «Ирландский дневник» Генриха Белля, «Тошнота» Жана-Поля Сартра и др.

Романтизм (франц. romantisme) - художественное направление в конце XVIII и в первой половине XIX ст., представители которого, разработав специфически романтический метод художественного познания действительности, пытались с помощью раВНОобразных художественных средств прежде всего воссоздать в художественных образах: человека - во всей ее сложности; поиск - как норму жизни (каким бы спорным незавершенным он не был); идеал - как высшую, хотя и абстрактную ценность, воплощение которой в реальной жизни является наиболее желательным и наименее возможным (от всего, что только есть желаемым и возможным).

Рубаи - четверостишие, как правило, философского содержания по схеме рифмовки: ааба или аааа (раВНОвидность монорими). Рубаи как законченный миниатюрный стихотворный произведение, которое выражает определенную мысль, подчеркнутую в последней строке строфы, - одна из самых популярных версифікованих форм лирической поэзии народов Востока, достигла своего совершенства в тюркомовному (Захиреддин Бабур) и иранском (Омар Хайям) литературном среде.

Сарказм (гр. терзания) - едкая, обличительная, особенно едкая насмешка, полна крайней ненависти и гневного презрения. Сарказм не имеет двойного, часто скрытого дна, как ирония, около которой он стоит, всегда выражается прямо. Сарказма присуще сочетание гнева, ненависти с горькой улыбкой. Объектом сарказма выступают, как правило, вещи опасные, резко негативные и аморальные.

Сатира (лат. смесь, всякая всячина) - вид комического, сущность которого заключается в том, что, применяя художественные приемы и средства, автор достигает сокрушительной критики недостатков, изъянов и противоречий общественной действительности. Сатира содержит резкое осуждение, пресекающее высмеивание недостатков, которые вредят не одному человеку, а многим, т.е. имеют общественный характер. Изображая предмет или явление в неприглядном свете, обличая недостатки, она высмеивает изображаемое. Именно потому, что сатира вызывает смех, ее считают наиболее действенным оружием в борьбе с общественным злом, с недостатками человеческого характера и т.д. Сатирическое изображение часто связано с подчеркнутым преувеличением определенных явлений. Сатира может быть политической, моральной, религиоВНОй.

Сентиментализм (фр. sentimintalisme, от sentiment - чувство, чувствительность, чувствительность) - направление в европейской литературе второй половины XVIII - начала XIX в., что развивался как утверждение чувственной, иррациональной стихии в художественном творчестве в противовес жестким, рационалистическим нормативам классицизма и свойственном эпохе Просвещения культа абсолютизированного ума. Сентиментализм получил свою название по произведению английского писателя Л. Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768).

Символ (от гр. sumbolon - знак, примета) - предметный или словесный знак, который опосредованно выражает сущность определенного явления, имеет философскую смысловую наполненность, поэтому в отличие от знака имеет множество толкований. «Символ является настоящим С. лишь тогда, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он проиВНОсит своим тайным (ієратичною и магической) языке намека и внушения нечто невыразимое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многозначен и всегда темен в последней глубине» (В. Иванов). В поэзии символистов С. свойственны спонтанность появления, непроясненность и многозначность, «подсказывание» смыслов и пространство для отгадывания.

Символизм - направление в европейском искусстве и литературе последней трети XIX - начала XX вв., что возник во Франции, а впоследствии распространился во многих странах мира (в частности, в Украине). В С. конкретный художественный образ превращается в многозначный символ. Задача художника - угадать, почувствовать, увидеть связи между предметами и явлениями, «распутать» их, показать таинственную зависимость всего на свете. Информационно-розповідна функция языка в стихах символистов уступает место функции сугестивній (навіювальній).

Сонет (итал. sonetio - звучать) - лирическое стихотворение, которое состоит из четырнадцати строк п'ятистопного или шестистопный ямба, собственно, двух четверостиший с перекрестной римуванням и двух тривіршів тернарного рифмовки по основной схеме (абаб абаб ввд ээд), хотя возможны и другие варианты (абаб абаб виэ виэ или абаб абаб ввд эдэ т.д.). Появился сонет, очевидно, на начале XIII в. в Италии, где выкристаллизовались его основные признаки, впервые описаны Антонио да Темпо (1332). Основан Дж. да Лентіні, сонет связан с творчеством Данте Алигьери и Ф. Петрарки, проходит через всю историю европейской и мировой литературы, раскрываясь в поэзии П. Ронсара в Франции (XVI ст.) и В. Шекспира в Англии (XVII в.). Униженный классицизмом, сонет возродился в эпоху романтизма, стал любимой формой «парнасцам» (Ж.-М. где Эредиа, Ш. Леконт де Лиль) и символистов.

Социально-психологическая проза - прозаические произведения, в которых поднимаются важные общественные проблемы и воспроизведенные явления, которые определяют особенности устройства общества через раскрытие психологии героев, их мыслей, стремлений и переживаний.

Стиль - совокупность признаков, объединяющих творчество ряда художников, родственную тематикой, способом создание художественного мира. Кроме того, выделяют индивидуальный стиль, т.е. неповторимые особенности того или иного писателя. Носителями стиля писателя является его обраВНОе мышление, тематика и проблематика, характерные для его творчества, особенности выбранного жанра.

Суггестия (от лат. suggestio - намек) - внушение определенного настроения, состояния, в том числе средствами искусства; художественное влияние скорее на подсознание, чем на сознание читателя, зрителя, слушателя. В сугестивній лирике значительную роль играют мелодия стиха, ритм, интонационный рисунок. Именно через них поэту удается очаровать читателя движением чувств. Такая поэзия ближайшая к музыке, потому что ее средства выразительности выходят на первый план, а семантика слов становится второстепенной.

Сюжет (от фр. предмет, содержание) - система событий в художественном произведении, через которую раскрываются характеры персонажей и авторская позиция. Простейшими элементами сюжета являются завязка, развитие действия, кульминация и развязка. В художественном произведении могут быть составные части, которые непосредственно не влияют на действие (их называют позасюжетними элементами). К ним относят эпиграф, пролог, эпилог, портреты и пейзажи, вставные новеллы и авторские рассуждения.

Сюрреализм (фр. surrealisme - букв, надреалізм) - авангардистское течение, которое возникло на рубеже 10-20-х годов XX в. сначала в литературе, а затем распространилась на другие виды искусства. Термин сюрреализм ввел Г. Аполлинер. С. провозгласил источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, видение, бред), а его методом - разрыв логических связей, которые заменялись субъективными ассоциациями.

Тема (с гр. то, что положено в основу) - круг жизненных явлений, отобранное и освещено писателем в художественном произведении с определенной позиции, а также главная проблема, поднятая автором.

Терцина (итал. terzina, от terza rima - третья рифма) - строфа из трех строк п'ятистопного ямба, в которой средняя строка рифмуется с крайними - первым и третьим - в следующей строфе (аба бвб вгв гдг и т.д.), завершаясь отдельной строкой, рифмованным с вторым строкой предыдущей строфы. Впервые применена в «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Трагедия (гр. tragöedia, букв.: козлина песня) - драматическое произведение, основывается на остром, непримиримом конфликте личности, стремящейся максимально воплотить свои творческие потенции, с объективной невозможностью их реализации.

Фабула (лат. байка, рассказ, предание, сказка, история) - один из неотъемлемых факторов сюжета, его ядро, определяет границы движения сюжета во времени и пространстве; рассказ о событиях, изображенных в эпических, драматических; лиро-эпических произведениях, в отличие от самих событий - сюжета произведения.

Фольклор - устное поэтическое народное творчество.

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - авангардистское течение модернизма. На протяжении 1910-1920-х годов этот стиль бурно развился в России. Первой и самой популярной футуристической группой стала «Гилея» (в Гилеей древние времена называли земли между низовьями Днепра и Черным морем, а почти все участники группы - В. Маяковский, Д. и М. Бурлюки, В. Хлебников, О. Крученых и др. - были украинцами по происхождению и ориентировались на древний украинский, скифское искусство). Футуристы объявили войну задекларированном символистами существованию двух миров - реального и потустороннего. Они были убеждены: искусство должно отображать жизнь, а своевольно его превращать.

Хоку - традиционный жанр японской пейзажной лирики, возникший в XVI в., обусловлен развитием городской культуры. Это трехстрочная не рифмованный стих, который появился на основе первой півстрофи танка. Существовало несколько школ хоку: «Кофу» - «старая школа», связанная с именем Мацунаги Тейтоку, школа Нисиямы Соина, школа «Сьофу» - «истинная школа», где самой заметной фигурой был Мацуо Басе, который реформировал хоку в новый жанр хайку: с тех пор субъективный лиризм уступил перед непосредственным изображением природы. Обращались к хоку такие поэты, как Танігуті Бусон (XVIII ст.), Кобоясі Исса (XIX в.) Масаока Сики (предел ХІХ-ХХ ст.) и др.

Художественный образ - особая форма эстетического освоения мира, создание художественными средствами обобщенной картины действительности или переживаний, воплощенных в форме конкретного явления. В литературе X. о. должен «заставить» читателя поверить в художественную реальность, чтобы лучше понять творческий замысел автора, и в то же время помочь ему получить эстетическое наслаждение.

Художественная деталь (от фр. detail - подробность, мелочь)- средство словесного и живописного искусства, которому свойственна особая содержательная наполненность, символическая заряженность, важная композиционная и характерологическая функция. Через деталь значительной мере оказывается способ художественного мышления художника, его способность выхватить из множества вещей или явлений такое, что в сконцентрированном, спрессованном виде экономно и с большой экспрессивностью дает возможность выразить авторскую идею произведения.