9 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
«Дубиноголова» Коробочка
Мчится по бескрайних российских дорогах «довольно красивая рессорная небольшая бричка», а в ней - совершенно новая для России конца 30-х годов XIX века лицо - Павел Иванович Чичиков. Он увлечен невиданной, неслыханной до сих пор идеей - скупкой «мертвых душ». Павел Иванович уже произвел впечатление на губернатора, очаровал Манилова, готового даже оплатить ему купчую, а теперь направляется к помещицы Коробочки.
Темнота. Дождь. Круг закрытых ворот приветствует гостя собачий хор из такого количества солистов, что можно предположить: сельцо большое. И встречает порядочная хозяйка - женщина пожилая, в каком-то спальном чепці, надетом наскоро, с фланелью на шее».
В доме все старинное: и древние обои, и древние зеркала с заложенными за ними опять-таки древними колодами карт, и охрипший от лет часы. Он еще натужно идет, но время здесь явно остановился, и не потому, что он прекрасен, а потому, что некому идти в ногу с ним. Все как в замедленной съемке: и походка, и речь, и движение мысли. И сама хозяйка, будто слепая и глухая одновременно. Она ничего не видит, не слышит и не знает. А о чем не слышала и чего не знает, того, считай, не существует. Так, по ее мнению, нет ни Манилова, ни Собакевича. Если бы она своими глазами не видела Чичикова - и его бы тоже не было.
Но сама Коробочка реальна, как и ее служанка Фотинья, принесшая гостю перину, подушку и простыню. Гостеприимства Коробочки нет предела: не хочет ли господин выпить чаю? Не надо потереть спину не почесать пятки, как любил это делать на ночь покойный муж?
Она находится в домашнем эдеме, украшенном райскими птицами, под охраной самого Кутузова, портрет которого висит среди этих писаных маслом птиц. По двору бродят реальные птицы - индейки и куры, с которыми общаются, вернее, перехрюкуються свиньи. За всей этой живностью - нехитрый сельский пейзаж с фруктовыми садами и огородами. Урожай доверенный опудалам с растопыренными руками. На одном из них - чепец хозяйки, тоже своеобраВНОго чучела - мумии, которая свидетельствует, что давно остановилась в своем развитии. Она будто заживо похоронила себя в пістрьових мешочках, шкатулочках, в покупках и продаже пеньки и меда. А теперь вот, надо же, какие-то души в ней купить готовые! Да и как извлекать их для продажи? «Неужели хочешь ты их откапывать из земли?» - удивленно спрашивает она у «покупателя» Чичикова.
Исчерпывающе и точно назвал он свою благодетельницу - «кріпколоба» и «дубиноголова». Действительно, не достучаться до ее куриного мозга. Не случайно же и окно ее дома смотрит не на мир, а на курятник.
Главное для нее - «не потерпеть убытка». Ведь все и все у нее на учете, без записей наизусть помнит и восемьдесят душ живых, и восемнадцать умерших. Жаль их очень - не как людей, конечно, а как работников. Вот сгорел от водки коваль («только синий огонек пошел») - кто теперь лошадей подковывать будет?
Не продешевить бы: хороший мастер был, да и другие - славный народ. Бог с ними, что умерли. Продать бы их подороже! А если не удастся - «может, и в хозяйстве как-нибудь под что-то понадобятся».
Удивительно ярко и сочно выписанные Гоголем помещики: их портреты, речь, отношение к идее Чичикова, вся окружающая обстановка. Но даже всего этого оказалось Гоголю мало для описания Коробочки. Понадобился еще и вывод: «Другая и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». И, наконец, последний штрих: крестьянская девочка Пелагея - собственность Коробочки и ее отражение. Она знает дорогу, но не знает, где право, а где лево. И, путая столбовую дорогу с трактом, остается довольна тем, что получила медный грош и посидела на козлах. А почему еще могла порадоваться частная собственность Коробочки? Она полностью завершает портрет Настасі Петровны - единственной дамы в галерее помещиков, которые при жизни стали «мертвыми душами».
|
|