ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Панорамное изображение жизни общества в поэме Гоголя «Мертвые души»

Каждый художник стремится создать такую жемчужину, которая бы нашла достойное место в его творчестве. Венцом творчества Николая Васильевича Гоголя считается поэма «Мертвые души».

Темой произведения стало изображение действительности крепостнической России, а действительность эта невероятная, потому что с точки зрения здравого смысла там могут происходить самые невероятные события.

Николаевская Россия показана автором через страшные образы ее хозяев. М. В. Гоголь создал портрет помещичьего класса, который состоит из пьяных офицеров, игроков, псарів или просто манілових, собакевичів, коробочек и плюшкиных.

Большое обобщающее значение имеют сатирические образы Гоголя. Они уходят далеко за пределы обличение феодально-крепостнического общества.

У Плюшкина гниет хлеб, пропадает зря все то, что могло бы обеспечить жизнь умирающим от голода крестьянам.

Все другие помещики: и Манилов, и Коробочка, и Ноздрьов, и Собакевич - воспринимаются вроде бы двойным зрением: во-первых, мы видим их такими, какими они кажутся себе, и, во-вторых, такими, какими они есть на самом деле. Сравнивать образы помещиков не стоит. Ведь они сугубо индивидуальны, хотя есть один признак, по которому эти образы соединяются в цепочку: в течение произведения сгущается их античеловеческая сущность.

Но картина русской жизни не может быть полной без показа жизни крепостного семейства под властью помещиков. Это картина голода, нищеты, угнетения: «Попадались вытянутые по снурку деревни, построй-кой похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников». Понятно, почему крепостные крестьяне мрут от лихорадки, ведь: «...у Плюшкина для всей дворни, сколько ни было ее в доме, были одни только сапоги, которые должны были всегда находиться в сенях. Всякий призываемый в барские покои обыкновенно отплясывал через весь двор босиком, но, входя в сени, надевал сапоги и таким уже образом являлся в комнату». Понятно, как жили дворовые крестьяне осенью и зимой, не говоря уже о голоде. И хотя люди «низкого происхождения» показаны автором не крупным планом, а в целом, однако показ народной жизни в произведении является очень важным. Но все же есть в поэме образы крестьян, которые поражают меткостью своего показа. Это и девочка Пелагея, которая не знает, где справа, где слева, и мальчик Прошка в больших сапогах, и те трудяги - тележники, плотники, каменщики, вошедших в списки умерших крестьян.

Безусловно, образ Павла Ивановича Чичикова олицетворяет внутренний конфликт между приличной внешностью и внутренней подлостью, однако в произведении он является лишь средством исследования коренных проблем тогдашней действительности. Ведь в композиционном плане главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира, без которого панорамное жизни общества невозможно.

Даже в противопоставлении показа сонного жизни помещиков и оживленного быта губернского города есть что-то поразительно. Сначала кажется, что попадаешь в другой мир - мир страстей и жизни, а оказывается, что город так же мертвенно существует, как и имения. И хотя чиновников Г. В. Гоголь изображает менее детально, чем помещиков, однако именно они создают коллективный портрет губернской власти. Писатель раскрывает отношение представителей этой власти в своих служебных и государственных обязанностей, которые воспринимаются как средство для избалованного сытой жизни: «Он видел, каки-ми щегольскими заграничными вещицами заводились таможенные чиновники, какие фарфоры и батисты пересылали кумушкам, тетушкам и сестрам. Не раз давно уже он говорил со вздохом: «Вот бы куда перебраться: и граница близко, и просвещенные люди, а какими тонкими голландскими рубашками можно обзавестись!». Надобно прибавить, что при этом он подумывал еще об особенном сорте французского мыла...» Вот оно, еще одно проявление мертвой души!

Итак, тема мертвых душ в поэме М. В. Гоголя возникает в самом важном и самом глубоком значении: общество николаевской России не воспринимало живую человеческую душу и человеческие отношения, поднимая мертвую душу денег и всех проявлений обогащения.