Педро Кальдерон (1600-1681)
Жизнь и творчество
Педро Кальдерон де ла Барка, испанский драматург, родился 17 января 1600 года и Мадриде. Он принадлежал к древнему, но обедневшего дворянского рода. Учился в колледже и в Саламанкському университете.
От начала 1620-х годов стал известным в Мадриде как автор пьес для театров, а с 1625 г. полностью отдался литературной деятельности.
В 1637 году его приняли в рыцарского ордена Сантьяго. В 1638 и 1640 годах Кальдерон участвовал в военных действиях, их вела Испания. После смерти своей возлюбленной и несовершеннолетнего сына в 1651 году стал священником и получил почетную должность придворного капеллана при королевском дворе, продолжая при этом писать пьесы.
Глубокий знаток философии, права, истории и теологии, Педро Кальдере ш де ла Барка последние годы жизни жил уединенно. У1680 году он составил перечень своих произведений, который включал 111 комедий и 70 ауто (одноактных Пьес с прологом и інтермедією, что завершались танцами и музы-и). В настоящее время известны 120 комедий, 78 ауто и 200 пьес малых жанров.
Умер драматург 25 мая 1681 года.
Педро Кальдерон де ла Барка как драматург представляет школу Лопе это Вега. Но, в отличие от своего предшественника, Кальдерон предназначал свои пьесы для постановки в небольших театрах на городских улице! х, как в придворном театре, где можно было использовать сложную технику и пышные декорации, раВНОобразные световые эффекты и музыкальное сопровождение. Поздние пьесы Кальдерона больше напоминают оперу, чем драматический спектакль.
Основная тема творчества Кальдерона - противоречие между человеческой Юлей и провидением, с одной стороны, свободы личности и требованиями общества, с другой. Человек у Кальдерона свободна и зависима одновременно.
Жанровая принадлежность произведений Кальдерона раВНОобразна: среди них есть «комедии интриги», «драмы чести», народно-героические, религиозные драмы, драмы на мифологические и исторические сюжеты.
Самая известная пьеса Кальдерона «Жизнь - это сон» (1635?) включает элементы религиоВНО-философской драмы, драмы чести и даже комедии интриги (характерный мотив: женщина, переодетая мужчиной, преследует неверного любовника). В ней Кальдерон пытается найти ответы на вопросы: что такое человек и как свободно она может решать свою судьбу, каким должен быть «совершенный правитель», благодаря которому в мире, где действуют раВНОнаправленные силы, все-таки поддерживается мир и согласие? Главный герой драмы, принц Сехизмундо, по приказу своего отца, с детства был заключен в башне, построенной в глухом и недоступном для людей месте. Отец, король-звездочет Басиліо, поверил в пророчество звезд, по которым его новорожденный сын должен был стать тираном. Когда Сехизмундо вырос, отец, решив проверить правдивость пророчества, приказал усыпить сына и перенести его во дворец, наделив его на некоторое время королевской властью. Но к роли правителя Сехизмундо не был готов. Получив долгожданную свободу, он начал вести себя, подчиняясь исключительно своим инстинктивным желанием, уничтожая все, что мешает их осуществлению. Тогда слуги Басиліо снова усыпили его и перенесли обратно в башню. Он не в состоянии был понять, где проходит граница между реальным существованием и сном. Осознав на собственном опыте истинность мысли о том, что «жизнь - это сон», Сехизмундо духовно перерождается и становится готовым к тому, чтобы достойно сыграть роль короля, которую ему наяву, а не во сне предлагают восставшие подданные Басиліо. Взойдя на престол на волне народного гнева, Сехизмундо жестоко подавил восстание, сдержал собственные желания, отказался из государственных соображений от бракосочетания с любимой девушкой и помирился с отцом. Так в мире восстанавливается порядок, которого больше всего желали современники Кальдерона.
Перерождение героя заключается в том, что он понимает необходимость отказаться от соблаВНОв земной жизни ради жизни вечной. В последнем своем монологе он говорит:
Итак, я убедился
В том, что все счастье человеческое,
В конце концов, как сон, проходит,
И я хочу воспользоваться
Счастьем тем, что время дарит...
(Перев. М. Литвинец)
В драме «Жизнь - это сон» воплотились художественные особенности барочного искусства: подчеркнутая контрастность, которая воплощается прежде всего в противопоставлении (дворец - башня; человек - зверь; свобода - неволя и т.д.); пышная, даже чрезмерная метафоричность, которую видим, например, в монологе Росаури в начале произведения:
В гіппогрифе яровой,
Который примчался ветровые до пары,
Куда на горе наше,
Безлуска рыбо и бескрылый пташе,
Мой конь, в том шали
По лабиринту плутанім, крутом
Этих отвесных скал и голых
Летишь сквозь заросли, словно в набат?
(Перев. М. Литвинец)
В этой драме автору удалось выразить с необычайной глубиной не только свои убеждения, но и мировоззрение всей эпохи, которую он представлял. В ней утверждается характерна для эпохи барокко мнение о преходящесть земной жизни.
|
|