Особенности драматического конфликта и моральные проблемы в драме Генрика Ибсена “Кукольный дом”
Генрик Ибсен вошел в историю мировой литературы как основатель «новой драмы».
Одним из первых он начинает создавать пьесы с большими проблемами и языком, близким зрителю. Драма «Кукольный дом», которая была написана автором в 1879 году, рассказывает о доме, о семье, о людях, которые прожили вместе много лет, но так и не смогли стать счастливыми. Ибсен решает раскрыть проблему семейных отношений и разобраться в секрете семейного счастья, потому что от гармонии в родном доме зависит гармония души человека и мира вообще.
Произведение начинается с описания кануна Рождества. В доме Хельмерів пахнет елкой и свежим печеньем. Дети бегают и смеются, радуясь подаркам. Нора щебечет и поет, наслаждаясь жизнью и любовью своего мужа Торвальда, той гармонией, которую она создала в собственной семье. Дом Хельмерів, как замечает автор, обставленный недорогой, но добротной мебелью, на стенах висят гравюры, в шкафах расставлены книги. На первый взгляд кажется, что семейная жизнь в этой семье уютное и счастливое. Почему же тогда Ибсен называет этот дом «кукольным»? Это определение символическое. Оно указывает на что-то неестественное, ненастоящее, придуманное. В конце произведения от рая семьи Хельмерів не остается и следа. Разгневанная Нора бросает свой дом, детей и идет искать свое место в новой жизни.
Развитие конфликта между Норой и окружающими имеет глубоко новаторскую форму. Автор, постепенно анализируя отношения в современной ему семье, показывает скрытые механизмы уничтожения человеческой индивидуальности, души персонажей. Через некоторое время семейное счастье начинает раскрывать свои внутренние стороны. Оказывается, что муж Норы лишь на первый взгляд любит жену, но на самом деле она для него только прекрасная игрушка, «куколка», его собственность, которую не стыдно показать другим и никогда своим поведением не огорчит мужа.
Кроме того, с первых же страниц пьесы мы обращаем внимание на особенности поведения героини. В разговоре Норы с фрау Кристиной выясняются некоторые обстоятельства такого поведения: на средства больного отца дочь лечит в Италии своего мужа. Она нарушила закон, подделав документы. Поступок и намерения Норы автор трактует как чистые и самоотверженные. Но закон не на стороне женщины, и героиня приходит к выводу, что его надо изменить, даже ликвидировать. Это первая попытка бунта Норы против общества, но с развитием действия то уже станет системой.
Важным мотивом, который направляет развитие драматических событий в пьесе, становится несогласие Норы с тем, что она легкомысленная человек, который не способен на серьезные поступки. Она совсем не такая, какой ее видят муж и подруги. Это сильная, волевая женщина, которая умеет по-настоящему любить, ради близкого человека способна на все, даже пожертвовать жизнью. Но Нора в то же время тактичная, нежная и отзывчивая. Судьба испытывает ее: ростовщик Крогстад, зная тайну женщины в течение восьми лет, шантажирует ее. С первым письмом вора в дом приходит беда. Впервые Нора решается все рассказать мужу, но оказывается, что для него карьера, личный престиж - самое главное. Торвальд не проходит моральное испытание. Второе письмо Крогстада, в котором тот повергает долговую записку Нори, дает повод Торвальду сделать широкий жест прощение жены, но последний этого уже не хватает. И она обрушивается на все общепринятое,, что мешает поискам собственного «я». Человек должен прежде всего воспитывать себя, а потом еще кого-то. Нора выносит приговор и законам общества, и религии, и даже своей любви. Героиня решает искать истину и отправляется навстречу неизвестному.
Композиция пьесы имеет аналитический характер: действие начинается с изображения иллюзии счастья и заканчивается его поражением. Новаторство Ибсена отразилось и в незавершенности конечности.
В Г. Ибсена никогда не было семьи, своего дома, достатка, но он всегда мечтал о человеческих ценностях жизни. И с этой мечтой он и умер, оставив нам свою пьесу о реальных проблемах семьи - «Кукольный дом».
|
|