11 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака
Рассказывать о стихи прозой не так просто, лучше дать слово самому поэту, добавив несколько своих строк.
Он был сыном художника и пианистки, учеником композитора, но стал поэтом. Много сборников Пастернака начинались из стихотворения
Февраль. Достать чернил и плакать,
Писать о феврале навзрыд...
Нет ли здесь признание, что стихосложение в чем-то именно, что и та эмоциональная реакция, с которой мы, если только нам рассказывают правду, появляемся на свет? Есть у Пастернака и другая метафора стихосложения:
О, если б знать, что так бывает,
Когда пускался на дебют.
Что строчки с кровью убивают:
Нахлынут горлом и убьют...
Итак, от рождения до внезапной гибели - вот размах поэзии. И рядом с этими важнейшими событиями в истории человека (рождение и смерть) все остальное мизерное и соромке:
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех...
Поэт прямо высказывает свое «не». А что же «так»? Что не говори, отрицать всегда легче, чем утверждать!
В 1916 году в стихотворении «Баллада» Пастернак говорит о поэте как «просто глашатая», то есть переказувана чужих слов и мыслей. В 1917 году в книге «Сестра моя - жизнь» дается «Определение поэзии» такое, что не привести его просто нельзя:
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы Вселенной в лопатках,
Это - с пультов и флейт - Фигаро
Низвергается градом на грядку.
В 1923 году поэзия воспринимается как «высокая болезнь» (так и называется большой стих). Спустя десятилетия, отмеченные событиями, что казалось, могли многое изменить в восприятии Пастернака, он пишет (1956):
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
В беззакопьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Это написано признанным поэтом: «О, если бы я только мог...» Ничего, мне кажется, не изменилось во взглядах потомственного «творческого интеллигента» на его занятия. Поэзия для него, как и раньше, - явление Вселенной, а не нелепая выдумка человечества. Сам человек не может создать поэзию (то есть зарифмовать текст несложно, но еще Державин заметил, что «не всякий тот поэт, кто рифмы плесть умеет»). Явление - то есть приход, прибытие Света в маленькую человеческую жизнь. Поэт для Пастернака - страж человечества, что стоит на страже тех немногих и счастливых минут, когда из неизвестных нам законов человеку являются Вечность и истина.
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты - вечности заложник,
У времени в плену.
Что еще добавить к этому?
|
|