СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РЭЙ ДУГЛАС БРЭДБЕРИ
Мечта о победе добра и человечности (по новелле Рея Брэдбери «Улыбка»)
Я выбираю звезды.
Г. Д. Брэдбери
Рэй Дуглас Брэдбери - выдающийся американский писатель-фантаст. Писать он начал еще до войны, мальчишкой, который вырос в бедной лос-анджелесской семье; теперь он - автор многих книг, сумевший превратить фантастику в настоящее искусство. Фантазии о будущем, утверждает писатель, помогут жить в настоящем. «Ведь будущее рождается из настоящего. Будущее создается нами сейчас. Каждую минуту, что мы проживаем, нам дана возможность творить его».
Рэй Брэдбери перенял лучшие традиции предшествующей и современной ему фантастической литературы и достиг в этой сфере новых высот. Сам писатель однажды шутливо заметил: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс - мудрым дядюшкой. Эдгар Аллан По приходится мне двоюродным братом... Ну кем я еще мог быть, как не писателем-фантастом, в такой-то семейке!»
Главные ценности в жизни человека, по Брэдбери, - это умение видеть добро и творить его самому. Эта тема является сквоВНОй для большинства произведений Рэя Брэдбери. В радости открытия для человека большого и прекрасного мира он видит и назначения искусства. Маленькая новелла «Улыбка» - именно об этом. События новеллы происходят в две тысячи шестьдесят первом году. Мальчик по имени Том стоит в длинной очереди к «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, но не для того, чтобы полюбоваться красотой загадочной улыбки Джоконды, а для того... чтобы плюнуть в нее. Людьми правит ненависть ко всему, что было в прошлом, что привело к войнам, к разрушению городов, к голоду. Люди, стоящие в очереди, не могут позволить себе купить за один пенни напиток из ягод (даже не чай или кофе). Праздничными стали для них события, когда уничтожались и сжигались книги, когда разбивался кувалдой последний автомобиль (счастливчиками считали себя те, кто, согласно брошенному жребию, мог ударить один раз). Причину своих бед люди видят в цивилизации, и маленький Том спрашивает у взрослых в очереди:
- Сэр, это больше никогда не вернется?
- Что, цивилизация? А кому она нужна? Во всяком случае - не мне.
И когда подошла очередь Тома плюнуть в Мону Лизу, он не смог этого сделать. «Женщина на картине улыбалась печально, и Том, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка».
Далее автор рисует дикую сцену вандализма: картину было разрешено уничтожить, и толпа ринулась к ней, подхватив с собой Тома. Наследуя взрослых, мальчик схватил кусочек полотна, зажав его в руке. Он видел, как «старухи жевали куски холста, как мужчины разламывали раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их на мелкие-мелкие кусочки». Пораженный, мальчик возвращается домой, там розтискує ладонь и при свете луны видит, что ему досталась улыбка. «Через час он все еще видел ее, даже после того как осторожно сложил ее и спрятал. Он закрыл глаза, и снова в темноте перед ним-Улыбка. Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру».
Есть еще надежда, если улыбка Джоконды заставляет учащенно биться человеческое сердце, даже если это сердце одного мальчика. Есть надежды, что после ночи опять начнется утро, - с ним связаны надежды автора. Эта маленькая новелла стала символом веры писателя в том, что человек сумеет развеять призрак невежества, победить зло и насилие, увидеть красоту мира и научиться ее беречь.
Произведения Рэя Брэдбери обращенные к современника, и о чем бы не писал замечательный фантаст - о Времени, Историю, Прошлое, Настоящее, Будущее, - они всегда волнуют, всегда тревожат, не оставляют равнодушными, учат видеть рядом с собой Человека, ценить то, что создано им в течение веков.
|
|