Трагическое и комическое в образе Дон Кихота (По роману М. де Сервантеса «Дон Кихот»)
Рыцари прошлого... Они смущают души женской половины общества уже на протяжении нескольких веков. Или, может, это живет в наших душах тоска по неизвестным прошлым, не хватает силы и мужества в наших современниках. Юношам же в очертаниях предыдущих эпох мерещатся рыцарские турниры и славные победы.
А знаменитые кодексы чести! Действительно следовали воины прошлого, или это только выдумка? Даже если выдумка, то такая, которой стоит подражать. Недаром же эпоху Возрождения называют эпохой титанов. Одним из них был бедный ґідальго Мигель Сервантес, который увековечил себя богатством души своего героя - рыцаря печального образа - Дон Кихота.
Мы почти ничего не знаем о Дон Кихоте, кроме того, что его имущество состоит из унаследованного древнего щита, копья, тощей лошади и охотничьей собаки. Как дворянин он имеет возможность бывать на охоте. Мы узнаем, что герою около пятидесяти лет, но не знаем, откуда он родом, кто его родители, чем занимался до сих пор. Но на наших глазах герой перевоплощается в безрассудного рыцаря.
Начитавшись рыцарских романов, Алонсо Кихано возомнил себя одним из них, назвавшись Дон Кихотом. Но ему нравится не только рыцарские приключения, а высокая цель борьбы со злом. И тогда он пытается подчинить своей выдумке повседневность. Мир реальный вытесняется миром фантастическим. Уйого воображении кобыла становится боевым конем, а сам он - бедный дворянин - странствующим рыцарем, защитником обездоленных.
Первое приключение Дон Кихота выглядит очень комично, когда он ведет бой с ветряными мельницами, видя в них великанов. Иногда этот взрослый мужчина кажется ребенком в своем понимании действительности. Он верит в человеческую порядочность там, где ее нет. В эпизоде с избитым мальчиком-пастушком Дон Кихот, как и мальчик, выглядит трагичным. Мальчик - от побоев богача, который не платит ему денег за работу, Дон Кихот - от своей слепой веры в человека.
Смешным оказывается и героизм рыцаря, ведь хозяин постоялого двора не требует наказания своих образників, он требует от Дон Кихота денег за ночевку.
Во время противопоставление автором Дон Кихота дону Диего оказываются высокие порывы одного и мелкое благополучие другого.
И хотя поединок со львом тоже выглядит комично, герой предстает перед нами человеком очень смелым, но он живет в фантастическом вымышленном мире.
Кульминационным моментом столкновения его с действительностью становится пребывания в герцогском замке. Вельможи поняли безумие Дон Кихота, как понимали его все, кроме разве что Санчо Пансы и разбойника Роне Гинарі, которые не причиняли ему ни морального, ни физической боли. А образованные и утонченные вельможи издеваются с рыцаря. В словесных поединках и рыцарь, и оруженосец выходят победителями, но подлость господствующего класса таки победила. Герцог и герцогиня выставили гостей шутами, а впоследствии нанесли и физической боли, натравив роз'ярених кошек, и избили.
Но разочарование рыцаря появилось значительно позже, даже не тогда, когда он понял, что не может освободиться от чар своей Дульсинеи, а тогда, когда понял, что люди не борятся со злом (это видно и в эпизодах с изгнанием народа морисков) и не пытаются его искоренить.
Дон Кихот умирает, но его благородные порывы остаются жить в веках. А еще остается с нами его добрая мудрость:
«Свобода, Санчо, есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей; с нею не могут сравниться никакие сокровища... Ради свободы, так же, как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью, и, наоборот, неволя является величайшим из несчастий, какие только могут случиться с человеком».
|
|