8 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
Древнегреческий театр
В период культурного первенства Афин (V-IV вв. до н.э.) центральное место в литературе занимали драматические жанры.
Афинский театр V века до нашей эры был и трагическим (трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида), и комичными (комедии Аристофана). Театр занимался вопросами политики и морали. Это был театр, что осознавал свою воспитательную и наставническую роль.
При всех различиях греческих драматургов, в них было нечто общее. Это, прежде всего, убежденность в том, что поэт должен быть учителем народа, его наставником. Трудно представить себе воспитательно-просветительскую роль театра, ведь в V веке до нашей эры не было книгопечатания, газет, журналов. Театр представлял собой единственное средство массовой информации, не учитывая сборов и базарных сборищ.
Никакой оратор, никакой рукопись не могли рассчитывать на такое количество слушателей и читателей, как Афинский театр вмещал семнадцать тысяч зрителей. Государство стремилась пропагандировать театр среди граждан, и для беднейших слоев населения была введена государственная помощь на оплату театральных мест. Спектакли происходили только по праздникам, но начинались они утром, а заканчивались с заходом солнца и растягивались на несколько дней.
Успех авторов, чьи произведения представлялись, оценивали судьи, избиравшиеся умышленно. Первый приз означал для поэта победу, второй - умеренный успех, а третий - провал. Нужно отметить, что каждое драматическое соревнование было событием для всего города, а не только для авторов.
О том, что драматурги действительно относились к своей работе как к педагогического служения, свидетельствует стих из комедии Аристофана «Лягушки», вложенный в уста Эсхила: «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых - поэты». Уроки, что давали поэты зрителям, усложнялись от автора к автору. До Эсхила в действии участвовал один актер, Эсхил ввел второго, а Софокл - третьего.
Какие же произведения античных драматургов ставились на сцене древнегреческого театра?
Одна из самых известных трагедий Эсхила - «Прикованный Прометей». Прометей изображен как олицетворение человеческого величия, разума, цивилизации и прогресса. Он вступает в борьбу с самовладдям богов, отсталостью, приспособленчеством. По словам Маркса, «боги Греции были ранены насмерть» в этом произведении. Эсхил не был противником религии, но его религия - это, прежде всего, верность этическом начале, олицетворением которого является Правда. В трагедии «Просительницы» драматург развивает тему Правды и называет три требования нравственности: почитание богов, почитание родителей, гостеприимное отношение к чужеземцев. Как видно, это те же положения, которые составляют основу христианской веры.
Другим древнегреческим драматургом была Софокл (трагедия «Антигона»).
Софокл, как и Эсхил, интересуется человеком. Для него привычные библейские сюжеты служили форме, вобравшей в себя жизненный материал и глубокое знание человека.
Говоря о театре Древней Греции, нельзя не упомянуть и самого молодого поэта этой эпохи - Еврипида. Произведения Еврипида понятнее современному читателю, потому что темы его трагедий ближе нам, и главная из них - любовь и внутрисемейные отношения. Еврипид стремится к наибольшей правдоподобности трагедийного действия.
Последним великим поэтом Древней Греции был Аристофан - великий комедиограф. Критика Аристофана - прежде всего политическая. Внешняя форма арістофанівської комедии дает возможность пародировать структуру трагедии. В дни драматических соревнований зрители утром смотрели трагедию, а вечером - комедию, которую Аристофан определял как «спектакль, призванную очищать душу не страхом и сожалением, а весельем и смехом». Самые известные комедии Аристофана - «Мир» и «Облака». Поэт, не смущаясь, пародирует молитвы, статьи законов, религиозные обряды.
О том, как развивалась греческая драматургия, да и вообще литература, после Ари-стофана, нам известно очень мало, но она сыграла огромную роль в развитии поздних литератур.
Древнегреческий театр - это будто детство театра. Однако как детство накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, так и театр Древней Греции повлиял на последующее развитие театра. На протяжении многих веков интерес к нему не слабеет.
|
|