ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Анализ литературно-художественного произведения

Анализируя художественное произведение, следует различать идейное содержание и художественную форму.

А. Идейное содержание включает:

1. Тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии.

2. Проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении.

3. Пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателем, что раскрывается в его творчестве.

Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены на реализацию высоких гуманистических принципов.

Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.

Когда автор показывает дела и переживания людей, которым свойственна глубокая и неусувна противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма раВНОобразны и исторически изменчивы.

Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека враждебным обстоятельствам.

Трагическом характера всегда свойственна исключительная нравственная высота и значимость. Так, различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» А. Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

Большое значение в искусстве XIX-ХХ веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значимость стремление личности к универсальному идеалу, что эмоционально предполагается.

К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя.

Все эти виды пафоса имеют утверждающий начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.

Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического.

Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжила свой положительный смысл и поэтому вызывает смех.

Комические противоречия как объективное источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически.

Гневное отрицание социальное опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры.

Высмеивание комических противоречий в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к тому, что изображено. Высмеивание может быть как отрицающим, так и таким, закрепляющий данное противоречие.

Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно раВНОобразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая улыбка, гомерический хохот.

Б. Художественная форма включает:

1. Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве).

2. Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, описание изображаемого жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа).

3. Стилистические детали: образотворчо-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфічні особенности поэтического языка в целом.