Анализ литературно-художественного произведения
Анализируя художественное произведение, следует различать идейное содержание и художественную форму.
А. Идейное содержание включает:
1. Тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии.
2. Проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении.
3. Пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателем, что раскрывается в его творчестве.
Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены на реализацию высоких гуманистических принципов.
Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.
Когда автор показывает дела и переживания людей, которым свойственна глубокая и неусувна противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма раВНОобразны и исторически изменчивы.
Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека враждебным обстоятельствам.
Трагическом характера всегда свойственна исключительная нравственная высота и значимость. Так, различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» А. Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.
Большое значение в искусстве XIX-ХХ веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значимость стремление личности к универсальному идеалу, что эмоционально предполагается.
К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя.
Все эти виды пафоса имеют утверждающий начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.
Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического.
Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжила свой положительный смысл и поэтому вызывает смех.
Комические противоречия как объективное источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически.
Гневное отрицание социальное опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры.
Высмеивание комических противоречий в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к тому, что изображено. Высмеивание может быть как отрицающим, так и таким, закрепляющий данное противоречие.
Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно раВНОобразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая улыбка, гомерический хохот.
Б. Художественная форма включает:
1. Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве).
2. Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, описание изображаемого жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа).
3. Стилистические детали: образотворчо-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфічні особенности поэтического языка в целом.
|
|