Рэй Дуглас Брэдбери
(родился в 1920)
Жизнь и творчество
Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Вокіган, штат Иллинойс. Полное имя - Рэймонд Дуглас. Дед и прадед Рэя, потомки первопоселенцев-англїйців, прибывшие в Америку в 1630 году, в конце XIX века издавали две ілінойські газеты. Отец - Леонард Сполдинг Брэдбери. Мать - Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению.
С раннего детства Он рос в атмосфере большой, дружной семьи. Именно благодаря этому был написан роман «вино из одуванчиков» и связанный с ним общими героями цикл рассказов. Вообще с детства Брэдбери многое перешло в литературу, большое количество его произведений посвящена родственникам. Например, книга «Лекарство от меланхолии» посвящена отцу, а сборник стихов «Когда слоны последний раз во дворике цвели» он наделил таким посвящением: «Эта книга - в память моей бабушки Минни Дэвис Брэдбери, и моего дедушки Сэмюэла Хінкстона Брэдбери, и моего брата Сэмюэла, и сестры Элизабет. Все они давно умерли, но я и сейчас их помню». Часто он вставляет их имена в свои рассказы. Воспоминаниями о семье также навеянные рассказы из цикла о волшебное семейство (реально существующий дядя Эйнар).
Семья Брэдбери за детство и юность Рея несколько раз переезжала. В конце концов она обустраивается в Лос-Анджелесе, но окончательно Вокіган не покидает. Брэдбери хорошо учится в школе, но денег на дальнейшее образование не имеет. Когда позже он напишет эссе о том, как он учился в библиотеках: «Жюль Берн был моим отцом. Уэллс - мудрым дядей. Эдгар Алан По-приходился мне двоюродным братом, он, как летучая мышь, вечно обитал у нас на темном чердаке. Флэш Гордон и Роджерс - мои братья и товарищи. Вот и вся моя родня. Еще добавлю, что моей матерью, скорее всего, была Мэри Воллстонкрафт Шелли, автор «Франкенштейна».
Смерть впервые поражает Рея в 1926 г. Умирает дедушка, потом маленькая сестренка Элизабет. В дальнейшем смерть становится одной из ведущих тем писателя. «Смерть, - признается Брэдбери, - это мой постоянный бой. Я вступаю с ней в драку в каждом моем новом рассказе, повести, пьесе... Смерть!Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые, возможно, останутся после меня».
Брэдбери является одним из тех писателей, которые в своей фантастике пытаются опираться на некоторые уже разработаны технические новинки. В молодости его интересовали раВНОобразные выставки технических новинок. Вообще его фантастика во всем является интеллектуальной, иногда даже кажется розпланованою. Это произведения высокообразованного человека, который интересуется всем. Не удивительно, ведь судя по биографии, писатель никогда не жалел сил и времени на духовное...
В одном из интервью на вопрос: «В каком возрасте вы начали писать?» - идет ответ: «В 12 лет. Я не мог купить продолжение «Марсианского воина» Эдгара Берроуза, ведь мы были бедной семьей... и тогда я написал свою собственную версию». Так началась литературная карьера одного из величайших писателей XX века...
В биографиях Брэдбери написано: образование среднее, с 1943 года - профессиональный писатель.
Рэй работает продавцом газет, а свободное время посвящает самосовершенствованию. Он становится членом «Лиги научных фантастов».
У1942році уже начинает жить на «писательские» деньги. 1947 год становится переломным в жизни Брэдбери - он женится с продавщицей из книжного магазина - Мэгги Маклюр.
Но наверное пиком жизни Рея становятся 1950-1953 года, когда два его произведения - «Марсианские хроники» и «451° по Фаренгейту» выходят в свет. Начинается другая жизнь - тридцати трехлетний Рэй Дуглас Брэдбери становится всемирно известным.
Можно разве что добавить, что сейчас Брэдбери живет в Лос-Анджелесе и до сих пор боится самолетов и машин. Доктор литературы колледжа Вітье (Калифорния) до сих пор плодотворно работает и дальше удивляет мир талантом, детской душой, правдивостью... Общий обзор творчества.
Ранние (в основном, «страшные») рассказ Брэдбери составили сборник «Темный карнавал» (1947), часть их вошла в сборник «Октябрьская страна» (1955). Контрастом мрачным новеллам, среди которых выделяются: «Ветер», «Карлик», «Коса», «Маленький убийца», «Огненный столб», «Урочная час», «Электростанция», служат светлые рассказы из цикла о волшебное семейство: «Дядюшка Эйнар», «Апрельские чары», «Возвращение домой». К теме инфернальный Зла (изображается в поэтическом образе «людей осени»), противостоять которому могут только знания и невинный детский смех, Брэдбери вернулся в одной из лучших своих книг, мрачной «карнавальной» феерии «что-То страшное грядет». Действие ее разворачивается в заштатном американском городке, куда прибывает зловещий владелец «смертельных аттракционов» со своей свитой; имя владельца - Dark (Тьма) - не оставляет сомнений в намерениях последнего; а против Зла выступают любимые герои Брэдбери - подростки и отец одного из них, городской библиотекарь.
Всемирная слава пришла к Брэдбери после публикации сборников связанных между собой новелл о завоевании Марса «Марсианские хроники». Условная форма хроник никак не связывает фантазию автора (как и последние научные данные о Марс), который ведет поэтический рассказ о разрушении двух культур, началась с ксенофобии и взаимного непонимания; о трагической гибели жителей Марса в результате занесенной землянами эпидемии; о «першопрохідницьку» деятельность пренебрежительны к чужой культуре американцев; о гибели в результате атомной войны залишенної ними на Земле цивилизации; о новый старт этой цивилизации на пустой планете-соседке. Большое количество новелл цикла - например, «Будет ласковый дождь», в которой лаконично показан идиотизм технологической цивилизации за отсутствия тех, кто ее создал, - стали классикой научной фантастики.
Особый интерес вызывают новелла «Эшер-2» и рассказ «Изгнанники»; в них автор становится на защиту литературы, искусства, фантазии, странности, над которыми занесен цензорський чем рационалиста. До «марсианского» цикла относятся также отдельные рассказы: «Бетономешалка», «Были они смуглі и златоглазые», «Земляничное окошко», «Синяя бутылка», «Улыбка».
Однако талант Брэдбери-писателя с наибольшей силой проявляется в жанре новеллы; сотни написанных им рассказов включены в такие сборники: «Человек в картинках», «Золотые яблоки Солнца», «Лекарство от меланхолии», «Р - значит ракета», «Машины счастья», «Лучшее в Брэдбери», «К - значит космос», «Пою тело электрическое», «Запівніч», «Духи навсегда», «Сказки о динозаврах», «Тойнби», «Классические истории» и «Классические истории-2».
Много рассказов посвящены детям. Брэдбери не идеализирует их, а пытается показать обе их стороны, добру и злу.
В классическом рассказе «Вельд» дети являются маленькими чудовищами, которые не остановятся перед убийством родителей ради возможности и дальше смотреть в «телеящик» будущего. Детская жестокость проявляется также в рассказах «Детская площадка» и «Все лето в один день»; в последнем - как и в рассказе «Бесконечный дождь» - события разворачиваются на вечно дождливой Венере. Наоборот, вера в детей, любовь и гуманизм пронизывают другие рассказы «Каникулы», «Берег на закате», «Здравствуй и прощай», «Мальчик-невидимка», «Ракета», «Подарок», «Озеро», «Пою тело электрическое». Парадоксальной судьбе малыша из мира других измерений посвящен рассказ «Ребенок завтра».
Путешествиям во времени посвящены: классический рассказ «и грянул гром», герой которого задушил бабочку в доисторическом прошлом, трагически и безвозвратно изменив собственное настоящее; «О скитания вечных и о Земле»: американский писатель начала века Томас Вулф за мгновение до смерти перенесен в будущее, где ему нет равных. Невозможность торговать чудом, «открытость» его только для бессребреников понимают герои «Диковинного чуда».
Одна из наиболее трагических новелл Бредбери - «Ревун», в которой последний ископаемый ящер, что остался в океане, плывет на зов маяка, видя в нем внезапно найденного родственника...
Талант Рэя Брэдбери необычный и многогранный. В каждом из его героев он сам - немолодой уже человек с душой ребенка...
|
|