Иосиф Бродский
(1940-1996)
«Бродский был великим поэтом в эпоху, когда великие поэты не предусмотрены», - отметил российский поэт-постмодернист Д, Е. Пригов, когда узнал о смерти Иосифа Бродского.
Иосиф Александрович Бродский родился в семье ленинградских журналистов. До 15 лет он учился в школе, а потом работал, сменив ряд профессий в геологических экспедициях в Якутии и Казахстане, на Белом море и Тянь-Шане, был фрезеровщиком, геофизиком, санитаром, кочегаром, одновременно занимаясь литературой, «Я менял работу, - говорил он, - потому что как можно больше хотел знать о жизни и людях».
В 1963 году Бродский уволился с последнего места работы и начал жить исключительно с литературной труда: поэзии и переводов. Того же года в газете «Вечерний Ленинград» вышел фельетон «Навкололітературний трутень», в котором Бродского обвиняли в тунеядстве. А в июле 1964 года состоялся суд над поэтом, который объявил Бродского «дармоедом». Поэта высылают на 5 лет в глухое село Норинське в Архангельской области. Однако за освобождение поэта ходатайствовали А. Ахматова, А. Твардовский, К. Чукотский, Д. Шостакович, Ф. Вігдорова, Ж.-П. Сартр и другие деятели литературы и искусства. Благодаря этому покровительству Бродского был уволен уже через полтора года. Он возвращается в город на Неве.
Бродский растет как поэт, но его произведения не публикуют (кроме четырех стихов и некоторых переводов). Однако его стихи становятся хорошо известными благодаря «самиздату», их заучивали, исполняли под гитару. На Западе же выходят два его сборника «Стихи и поэмы» (1965) и «Остановка в пустыне» (1970).
У1972 году поэта заставили покинуть родину.
Бродский поселился в США, преподавал русскую литературу в американских университетах и колледжах, писал как на русском, так и английском. В период эмиграции выдаются его поэтические сборники «В Англии» (1977), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Части речи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987).
В октябре 1987 года Шведская академия объявила Иосифа Бродского лауреатом Нобелевской премии по литературе. Он стал пятым российским Нобелевским лауреатом (вслед за Буниным, Шолоховым, Пастернаком и Солженициним),
28 января 1996 года в результате очередного инфаркта в Нью-Йорке земной путь поэта оборвался. Похоронен Бродский в Венеции - городе, который он больше всего любил и которому посвятил немало замечательных стихов.
Творчество Иосифа Бродского обычно разделяют на два периода.
Стихи раннего этапа, который завершается в середине 60-х годов, простые по форме, мелодичные, светлые. «Первые 10-15 лет своей карьеры, - вспоминал поэт, - я пользовался более точными метрами, то есть п'ятистопним ямбом, что свидетельствовало о определенные иллюзии или о намерении подчинить себя определенному контроля». Яркими примерами раннего Бродского есть такие стихотворения, как «Пилигримы», «Рождественский романс», «Стансы», «Песня».
У позднего Бродского преобладают мотивы одиночества, пустоты, конца, абсурдности, усиливается философское и религиоВНОе звучание, усложняется синтаксис. «В том, что я пишу гораздо больший процент дольника, интонационного стиха, когда речь приобретает, как мне кажется, определенной нейтральности». Подтверждением этого является его поэзии «Сретенье», «На смерть друга», «Келомяккі», «Развивая Платона», циклы «Части речи» и «Кентавры».
Во всех поэтических произведениях Бродский виртуоВНО владеет языковыми средствами, в его стихах сочетается архаика и арго, политическая и техническая лексика, «высокий штиль» и уличные просторечия. Для его поэзии характерны парадоксы, контрасты, сочетание традиционного и экспериментального. По словам Бродского, он воспользовался советом своего друга - поэта Евгения Рейна, свести к минимуму использование прилагательных, делая акцент на существительные.
В своих стихах Бродский ориентировался как на российскую, так и на англоязычную традиции. Показательно, что в своей Нобелевской лекции поэт назвал своими учителями И, Мандельштама, М. Цветаева и А. Ахматову, а также Роберта Фроста и Вістана Одена.
Бродский попытался осознанно совместить, казалось бы, несочетаемые вещи: он скрестил авангард (с его новыми ритмами, рифмами, строфікою, неологизмами, варваризмами, вульгаризмами и т.д.) с классицистическим подходом (величественные периоды в духе XVIII в., тяжеловесность, медлительность, формальная безупречность), мир абсурда с миром порядка.
Так, начиная со стихотворения «Пилигримы» (1959) он изображает движение в пространстве среди хаоса предметов. В этом же произведении он применил прием перечень предметов, которые проходят перед взглядом наблюдателя:
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больных базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы
идут по земле пилигримы.
Этот постмодернистский прием встречается в «Большой элегии Джону Донну», «Столетней войне», в стихотворениях «Пришла зима...» и «Исаак и Авраам». Нередко Бродский своими «гіперпереліками» создает настоящий постмодернистский коллаж, воспроизводит мозаичность мира. В стихах Бродского ощутима установка на одновременное воспроизведение бытия космоса, истории, человеческого духа, мира вещей, экзистенциального отчаяния, потери, разлуки, абсурдности жизни и особенно - господствующей смерти:
Смерть - это все машины,
Это тюрьма и сад.
Смерть - это все мужчины,
Галстуки их висят.
Смерть - это стекла в бане,
В церкви, в домах - подряд!
Смерть - это все, что с нами, -
Ибо они - не узрят.
Поэзия Бродского інтертекстуальна. Нередко в его стихах мы найдем немало скрытых аллюзий и реминисценций, а порой и нескрываемых цитат из Данте и Донна, Шекспира и Блейка, Гете и Шиллера, Кантемира и Державина, Пушкина и Лермонтова, Ходакевича и Одена. Главное, что поэт, пользуясь чужими красками, всегда остается самим собой. Естественно и то, что Бродский выбирает произведения таких поэтов, которые близки ему по духу, то по данному настроением, то по составу поэтического таланта.
Специфической чертой поэтики Бродского есть также самоцитирование. Так, в творчестве 90-х годов встречается немало цитат из собственной поэзии раннего периода, прежде всего 70-х годов.
Случается в поэзии Бродского и постмодернистский пастіш. Яркий пример - шестой сонет из цикла «Двадцать сонетов к Марии Стюарт», в котором для выражения своего жесткого и безжалостного взгляда на человека, мир, любовь, резко трансформируется текст пушкинского шедевра «Я вас любил...»:
Я вас любил. Любовь еще (возможно,
Что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
С оружием. И далее - визги:
в который ударит? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Все же по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам. Бог другими - но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит - по Пармениду - дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться - «бюст» зачеркиваю - уст.
От постмодернистского сознания у Бродского присутствуют ирония и самоирония, смешение высокого и низкого, трагического и фарсового, насыщенность поэтических текстов образами предыдущих истерики-литературных эпох и культурными реалиями. Все эти и другие признаки постмодернистской лирики есть, например, в его произведении
«Речь о пролитом молоке»:
Я сижу на стуле в большой квартире.
Ниагара клокочет в пустом сортире.
Я себя ощущаю мишенью в тире,
Вздрагиваю при малейшем стуке.
Я закрыл парадное на засов, но
Ночь в меня целит рогами Овна,
словно Амур из лука, словно
Сталин в XVII съезд из «тулки».
Однако поэзия Бродского - совсем не сумма неотрадиціоналістських и постмодернистских художественных приемов. Это действительно высокая поэзия, полна и философской напряженностью, и тонким лиризмом и высокой гражданской позицией, нравственными вопросами и размышлениями о месте поэта в современном мире, и утверждением высокой миссии поэтического слова.
|
|