ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Иосиф Бродский

(1940-1996)

«Бродский был великим поэтом в эпоху, когда великие поэты не предусмотрены», - отметил российский поэт-постмодернист Д, Е. Пригов, когда узнал о смерти Иосифа Бродского.

Иосиф Александрович Бродский родился в семье ленинградских журналистов. До 15 лет он учился в школе, а потом работал, сменив ряд профессий в геологических экспедициях в Якутии и Казахстане, на Белом море и Тянь-Шане, был фрезеровщиком, геофизиком, санитаром, кочегаром, одновременно занимаясь литературой, «Я менял работу, - говорил он, - потому что как можно больше хотел знать о жизни и людях».

В 1963 году Бродский уволился с последнего места работы и начал жить исключительно с литературной труда: поэзии и переводов. Того же года в газете «Вечерний Ленинград» вышел фельетон «Навкололітературний трутень», в котором Бродского обвиняли в тунеядстве. А в июле 1964 года состоялся суд над поэтом, который объявил Бродского «дармоедом». Поэта высылают на 5 лет в глухое село Норинське в Архангельской области. Однако за освобождение поэта ходатайствовали А. Ахматова, А. Твардовский, К. Чукотский, Д. Шостакович, Ф. Вігдорова, Ж.-П. Сартр и другие деятели литературы и искусства. Благодаря этому покровительству Бродского был уволен уже через полтора года. Он возвращается в город на Неве.

Бродский растет как поэт, но его произведения не публикуют (кроме четырех стихов и некоторых переводов). Однако его стихи становятся хорошо известными благодаря «самиздату», их заучивали, исполняли под гитару. На Западе же выходят два его сборника «Стихи и поэмы» (1965) и «Остановка в пустыне» (1970).

У1972 году поэта заставили покинуть родину.

Бродский поселился в США, преподавал русскую литературу в американских университетах и колледжах, писал как на русском, так и английском. В период эмиграции выдаются его поэтические сборники «В Англии» (1977), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Части речи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987).

В октябре 1987 года Шведская академия объявила Иосифа Бродского лауреатом Нобелевской премии по литературе. Он стал пятым российским Нобелевским лауреатом (вслед за Буниным, Шолоховым, Пастернаком и Солженициним),

28 января 1996 года в результате очередного инфаркта в Нью-Йорке земной путь поэта оборвался. Похоронен Бродский в Венеции - городе, который он больше всего любил и которому посвятил немало замечательных стихов.

Творчество Иосифа Бродского обычно разделяют на два периода.

Стихи раннего этапа, который завершается в середине 60-х годов, простые по форме, мелодичные, светлые. «Первые 10-15 лет своей карьеры, - вспоминал поэт, - я пользовался более точными метрами, то есть п'ятистопним ямбом, что свидетельствовало о определенные иллюзии или о намерении подчинить себя определенному контроля». Яркими примерами раннего Бродского есть такие стихотворения, как «Пилигримы», «Рождественский романс», «Стансы», «Песня».

У позднего Бродского преобладают мотивы одиночества, пустоты, конца, абсурдности, усиливается философское и религиоВНОе звучание, усложняется синтаксис. «В том, что я пишу гораздо больший процент дольника, интонационного стиха, когда речь приобретает, как мне кажется, определенной нейтральности». Подтверждением этого является его поэзии «Сретенье», «На смерть друга», «Келомяккі», «Развивая Платона», циклы «Части речи» и «Кентавры».

Во всех поэтических произведениях Бродский виртуоВНО владеет языковыми средствами, в его стихах сочетается архаика и арго, политическая и техническая лексика, «высокий штиль» и уличные просторечия. Для его поэзии характерны парадоксы, контрасты, сочетание традиционного и экспериментального. По словам Бродского, он воспользовался советом своего друга - поэта Евгения Рейна, свести к минимуму использование прилагательных, делая акцент на существительные.

В своих стихах Бродский ориентировался как на российскую, так и на англоязычную традиции. Показательно, что в своей Нобелевской лекции поэт назвал своими учителями И, Мандельштама, М. Цветаева и А. Ахматову, а также Роберта Фроста и Вістана Одена.

Бродский попытался осознанно совместить, казалось бы, несочетаемые вещи: он скрестил авангард (с его новыми ритмами, рифмами, строфікою, неологизмами, варваризмами, вульгаризмами и т.д.) с классицистическим подходом (величественные периоды в духе XVIII в., тяжеловесность, медлительность, формальная безупречность), мир абсурда с миром порядка.

Так, начиная со стихотворения «Пилигримы» (1959) он изображает движение в пространстве среди хаоса предметов. В этом же произведении он применил прием перечень предметов, которые проходят перед взглядом наблюдателя:

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больных базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы

идут по земле пилигримы.

Этот постмодернистский прием встречается в «Большой элегии Джону Донну», «Столетней войне», в стихотворениях «Пришла зима...» и «Исаак и Авраам». Нередко Бродский своими «гіперпереліками» создает настоящий постмодернистский коллаж, воспроизводит мозаичность мира. В стихах Бродского ощутима установка на одновременное воспроизведение бытия космоса, истории, человеческого духа, мира вещей, экзистенциального отчаяния, потери, разлуки, абсурдности жизни и особенно - господствующей смерти:

Смерть - это все машины,

Это тюрьма и сад.

Смерть - это все мужчины,

Галстуки их висят.

Смерть - это стекла в бане,

В церкви, в домах - подряд!

Смерть - это все, что с нами, -

Ибо они - не узрят.

Поэзия Бродского інтертекстуальна. Нередко в его стихах мы найдем немало скрытых аллюзий и реминисценций, а порой и нескрываемых цитат из Данте и Донна, Шекспира и Блейка, Гете и Шиллера, Кантемира и Державина, Пушкина и Лермонтова, Ходакевича и Одена. Главное, что поэт, пользуясь чужими красками, всегда остается самим собой. Естественно и то, что Бродский выбирает произведения таких поэтов, которые близки ему по духу, то по данному настроением, то по составу поэтического таланта.

Специфической чертой поэтики Бродского есть также самоцитирование. Так, в творчестве 90-х годов встречается немало цитат из собственной поэзии раннего периода, прежде всего 70-х годов.

Случается в поэзии Бродского и постмодернистский пастіш. Яркий пример - шестой сонет из цикла «Двадцать сонетов к Марии Стюарт», в котором для выражения своего жесткого и безжалостного взгляда на человека, мир, любовь, резко трансформируется текст пушкинского шедевра «Я вас любил...»:

Я вас любил. Любовь еще (возможно,

Что просто боль) сверлит мои мозги.

Все разлетелось к черту на куски.

Я застрелиться пробовал, но сложно

С оружием. И далее - визги:

в который ударит? Портила не дрожь, но

задумчивость. Черт! Все же по-людски!

Я вас любил так сильно, безнадежно,

как дай вам. Бог другими - но не даст!

Он, будучи на многое горазд,

не сотворит - по Пармениду - дважды

сей жар в крови, ширококостный хруст,

чтоб пломбы в пасти плавились от жажды

коснуться - «бюст» зачеркиваю - уст.

От постмодернистского сознания у Бродского присутствуют ирония и самоирония, смешение высокого и низкого, трагического и фарсового, насыщенность поэтических текстов образами предыдущих истерики-литературных эпох и культурными реалиями. Все эти и другие признаки постмодернистской лирики есть, например, в его произведении

«Речь о пролитом молоке»:

Я сижу на стуле в большой квартире.

Ниагара клокочет в пустом сортире.

Я себя ощущаю мишенью в тире,

Вздрагиваю при малейшем стуке.

Я закрыл парадное на засов, но

Ночь в меня целит рогами Овна,

словно Амур из лука, словно

Сталин в XVII съезд из «тулки».

Однако поэзия Бродского - совсем не сумма неотрадиціоналістських и постмодернистских художественных приемов. Это действительно высокая поэзия, полна и философской напряженностью, и тонким лиризмом и высокой гражданской позицией, нравственными вопросами и размышлениями о месте поэта в современном мире, и утверждением высокой миссии поэтического слова.