6 класс
БАЙКА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ
К теме «Басня как один из древнейших жанров литературы»
1. Где зародилась басня как жанр ?
2. Сформулируйте определение басни.
Басня - короткое, преимущественно стихотворное, аллегорическое повествование, в котором заложен поучительный смысл.
3. Из каких частей состоит басня?
4. Кто является героями басен ?
5. Что характерно для персонажей басен ?
То, что они являются олицетворением человеческих пороков.
6. Какие приемы чаще всего используются в баснях?
Персонификация (олицетворение), аллегория, эзопов язык.
7. Дайте определение понятия «эзопов язык».
Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) - замаскированный образ мыслей с намеками, недомолвками во избежание каких-либо запретов.
8. Что такое аллегория ?
Аллегория (от греч. «інакомовлення») - это отражение одного предмета через другой.
9. Назовите известных баснописцев мира.
10. Когда жанр басни появился в Украине? Назовите украинских байкеров.
К теме «Басни Эзопа»
1. Что вам известно о Эзопа?
Исследователи считают, что Эзоп был родом из Фригии - края, что находится в Малой Азии. Он был рабом.
2. Назовите известные вам басни Эзопа.
3. О чем рассказывается в басне «Волк и Ягненок»?
4. Какие реплики персонажей помогают раскрыть характер поступков героев?
5. Подумайте, с какой целью Лиса хвалила Ворону в басне «Лисица и Ворон» ?
6. Как Ворон выпустил мясо ?
7. Как вы думаете, когда Лиса была искренней: на початкутворучи конце?
5. Какими изображены Муравей и Цикада в басне «Муравей и Цикада» ?
Муравей трудолюбивый. Цикада безответственная, любит погулять, весело отдохнуть.
Почему Муравей не дала Цикаді продуктов?
10. Какие человеческие пороки высмеиваются в басне «Муравей и Цикада» ?
11. Вспомните, как жили земледельцу дети между собой (басня «Земледельцу дети»)?
12. Чему учит басня «Земледельцу дети»?
Людям всегда нужно жить в согласии.
13. Найдите черты, которые являются общими для всех басен Эзопа.
Все они написаны прозой. Одинаковые по строению: сначала идет повествование, а потом - мораль. Ограниченное количество действующих лиц. Присутствует аллегория.
К теме «Ж. де Лафонтен. Байка “Зачумленные звери”»
1. Где служил Ж. де Лафонтен?
Он служил сборщиком налогов.
2. Когда Ж. де Лафонтен вошел в литературу?
3. Назовите главных персонажей басни «Зачумленные звери».
4. Какая проблема беспокоит героев басни?
5. Кто был признан виновным? Почему?
6. Подумайте, почему басня называется «Зачумленные звери»?
Герои басни ослепленные блеском золота, которое дает право на жизнь в этом мире.
7. В чем, по вашему мнению, заключается аллегория басни ?
Не только в том, что рассказывается о жизни людей. Аллегорическим есть образ чумы. Чума - это деньги, страшная власть которых засасывает человека, калечит его душу, затмевает разум.
8. Подумайте, что нового, сравнивая с баснями Эзопа, появляется в Лафонтена? Большее количество действующих лиц, больше диалогов, стихотворная форма, социальные мотивы.
К теме «I. Крылов. Басня “Волк и Ягненок”»
1. Что вам известно о I. Крылова ?
І.Крилов известен как редактор сатирического журнала «Почта духов». Он прекрасно играл на скрипке, но профессионалом не стал. Славу Крылову принесли басни, в которых он действительно достиг уровня высокого искусства.
2. Какие басни И. Крылова вы знаете?
3. Определите составные части басни «Волк и Ягненок».
В начале басни идет мораль, а потом - повествовательная часть.
4. Как следует понимать три строки моралістичної части басни ?
Автор-повествователь противопоставляет свою басню настоящий истории.
5. Где происходит действие басни?Когда?
6. Момент байки можно считать кульминационным ?
7. Обратите внимание, как ведут себя герои.
Каждый из персонажей пытается доказать свою правоту. Ягненок оправдывается, а Волк обвиняет.
8. Найдите в тексте фразы, подтверждающие невиновность Ягненка. Докажите, что они действительно справедливы.
9. Зачитайте обвинение Волка. Что можно сказать о них?
10. Подумайте, носителями которых человеческих черт есть персонажи басни?
Волк - человек сильный, наглая. Ягненок - человек, имеющий чувство собственного достоинства, но в силу различных причин не способна себя защитить.
11. Определите идею произведения.
Осуждение несправедливостей человеческой жизни, неправедной власти силы.
12. Какой прием помогает автору раскрыть идею произведения?
Сатира.