ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уильям Шекспир
(1564-1616)

Жизнь и творчество

Шекспир - одно из тех чудес света, которым не перестаешь удивляться: история движется гигантскими шагами, меняется лик планеты, а людям все еще нужно то, что создал этот поэт, отделенный от нас несколькими столетиями. Чем более зрелым становится человечество в духовном плане, тем больше глубин открывает оно в творчестве Шекспира. Десятки, сотни жизненных ситуаций, в которых оказываются люди, были точно подмеченные и запечатлены Шекспиром в его драмах. Ими можно мерить жизнь отдельного человека и можно отмечать стадии развития целого народа. Все драматичное, что случается с разными людьми и с обществом в целом, было изображено Шекспиром с той степенью художественного обобщения, что позволяет в разные времена и, казалось бы, в новых условиях познавать себя и свою жизнь.

Шекспир - величайший английский поэт и драматург XVI века. Эпоха, в которой жил и творил писатель, называется эпохой Возрождения или Ренессансом. Она поражает неудержимым взлетом фантазии художников, подъемом духа, великой верой в творческие возможности человека. Никогда еще искусство не играло такой значительной роли в жизни общества, никогда не было таким величественно прекрасным. В людях все больше ценится ум, опыт, знания. Проводниками веры в личность человека, в его духовные способности выступали ученые, философы, писатели, художники. их стали называть гуманистами.

Эпоха Возрождения подарила миру много талантливых людей. их имена навсегда вписаны в «золотую книгу» этой эпохи. Среди них имя великого Шекспира.

О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений, ведь первая совсем краткая биография великого драматурга, написанная неким Нікезом Роу, вышла в свет в 1709 году, почти через 100 лет после его смерти.

Уильям Шекспир родился в городе Стратфорде, на реке Эйвон, в 1594 году.

Его отец был торговцем, которому принадлежала чинбарня (мастерская, где обрабатывают шкуры).

С раннего детства Уильяма окружал удивительный мир, сотканный из старинных легенд и народных песен. Нетронутая природа родного края и развитое воображение способствовали рождению фантастического мира в глубинах его ранимой душе.

В Стратфорде юный Шекспир впервые увидел театральное представление. За тридцать километров от Стратфорда, в Ковентри, ежегодно ставили религиозные драмы-мистерии, которые охотно посещали жители окрестных городов, в том числе и семья Джона Шекспира.

До 14 лет мальчик посещал светскую школу, где изучал риторику, логику, латынь, античную мифологию и литературу.

Но долго учиться ему не пришлось: финансовые дела отца пришли в упадок, надо было участвовать в содержании многодетной семьи.

Что он делал в эти годы, доподлинно неизвестно - то был учеником в потрошителя (может, даже у собственного отца), то служил младшим учителем.

Восемнадцатилетним юношей вступил в брак с Анной Хеттевей, дочерью богатого фермера. Вскоре у них родилась дочь Сьюзен, н через два года - близнецы Джудит и Гамнет.

Однако юный отец и муж недолго просидел у семейного очага и около 1586 года он отправился в столицу.

Лондон... В последние десятилетия XVI века на его окраинах мигрировало шумная жизнь. Здесь на грязных узких улочках бедных кварталов было немало кабаков и таверн, где пили міцни эль, ели жирные пудинги из бычьей крови и жира, пели гласных, не очень приличных песен. Были здесь и «развлечения для простонародья» - арены, на которых травили медведей, площадки для петушиных боев.

Здесь возвышались и овальные или восьмиугольные деревянные сооружения, увенчанные маленькими башнями. То были театры. Днем на башнях развевались Флажки. Это означало, что скоро начнется спектакль и «слуги лорда - адмирала» или «слуги лорда-камергера» будут иметь честь показать зрителям кровавые трагедии или веселые приключения влюбленных и шутов.

Оказавшись в незнакомом городе без средств к существованию, без друзей и знакомых, он, как утверждают распространенные легенды, зарабатывал первое время на жизнь тем, что стерег у театра лошадей, на которых приезжали знатные чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписывал роли, случалось, заменял суфлера. Словом, задолго до того, как великий драматург вывел на сцену своих героев, он узнал нелегкую закулисную жизнь театра.

Актерской карьеры он так и не сделал: до потомков дошли сведения о двух сыгранные им роли, к тому же второстепенные, - это роль тени отца Гамлета и слуги Адама из комедии «Как вам это понравится». Зато Шекспир довольно быстро достиг успехов на другом поприще.

Примерно с 1590 года он взялся за перо. 31593 или 1594 года входил в труппу Джеймса Бербеджа, которая давала спектакли в доме, именуемом «Театром». А1599 года сыновья Бербеджа построили театр «Глобус». Шекспир стал одним из совладельцев этого прибыльного заведения.

Этот популярный театр южного берега был украшен большим плакатом. На золотом фоне поднимался Геркулес, держащий на плечах земной шар, а чуть ниже был надпись: «Весь мир лицедіє...»

Вскоре Шекспир стал главным драматургом труппы; быть драматургом, работать для театра тогда считалось занятием малопочесним, но он выбрал свой путь и встретил на нем все, что выпадает на долю настоящего человека: вражду и дружбу, предательство и любовь, радость побед и горечь поражений. И прежде всего - труд».

Перу гениального драматурга принадлежат 37 сценических произведений. Среди них - комедии, исторические хроники и трагедии, а также две поэмы - «Венера и Адонис» (1593) и «Лукреция» (1594). Кроме того, Шекспир написал 154 сонета, которые знатоки относят к числу самых светлых творений мировой лирики.

В современной науке творчество Шекспира принято делить на три периода.

Первый период (1590-1600) называют оптимистичным. Украшают этот период творчества первая зрелая трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» и поэтические шедевры - «Сонеты».

Второй период (1601-1608), что свидетельствует о горькое прозрение гуманистов, о крахе ренессансной гармонии, называют трагическим. Он представлен трагедиями «Гамлет» (1601) и «Король Лир» (1605).

Третий период (1609-1613) называют романтическим. Шекспир создает 4 пьесы, среди которых особого внимания заслуживает «Буря».

В гениальных творениях Шекспира перед нами предстает широкая и правдивая картина эпохи английского Возрождения - в ее величии и в ее ужасных противоречиях. Силой своего таланта он заставил зрителя увидеть в пространстве сцены, почти без декораций, вселенная, прошлое и будущее человечества. Он видел и понимал жизнь во всей его сложности: высоким и низким, трагическим и комическим, праздничным и будничным.

Художественная система драматургии Шекспира выросла на почве традиций народного театра и лишь немногим обязана наследию античного театра. Драма классической древности отличалась строгим единством построения. В пьесах античных авторов действие, как правило, происходило в одном месте и в течение сжатого периода, около суток; сюжет содержал только одно событие, изображалась без каких-либо отклонений. В трагедиях действие вообще начиналась уже накануне развязки конфликта.

Драматургия Шекспира не скована никакими жесткими рамками. Пьеса изображает не одно событие, а цепь событий, зритель видит зарождение, развитие, усложнение и развязку с множеством всевозможных подробностей. Нередко перед ним проходит вся жизнь человека. А рядом с судьбой главного героя и героини показаны и судьбы других участников событий.

Шекспир часто ведет две, а то и три равноценных лете действия. Некоторые эпизоды не всегда связаны с главным действием, но по-своему и они необходимы для создания атмосферы и для обрисовки жизненных условий, в которых развивается трагичный или комический конфликт.

У Шекспира в одной пьесе употребляется серьеВНОе с забавным, в его трагедиях немало кощунства, а в комедиях порой случаются события, которые находятся на грани трагического.

Шекспир принес в драму важные новые художественные принципы, которых до него вообще не было в искусстве. Характеры героев в античной драме владели лишь одной какой-либо важной чертой. Шекспир создал героев и героинь, наделенных чертами духовно богатой живой личности. Одновременно он показал характеры своих героев в развитии. Эти художественные нововведения обогатили не только искусство, но И понимание природы человека.

Драматические шедевры Шекспира в значительной степени затмили его творчество как эпического и лирического поэта. А тем временем эта часть шекспировского наследия представляет большой интерес. Даже если бы Шекспир не написал ни одной комедии, трагедии или хроники, он все равно вошел бы в историю мировой литературы как талантливый поэт английского Возрождения.

Стоит акцентировать внимание на некоторых элементах мировоззрения, эстетической системы Шекспира, которые приближают его к Платона, неоплатоников и ярко прослеживаются в «Сонетах». Во-первых, это идея существования космической гармонии. Конечная цель развития человечества - в достижении этой гармонии, а высшая цель человеческой жизни - гармонизация собственной души, стремление к истинно прекрасному.

Во-вторых, Любовь - сила, которая упорядочивает. Вселенная, придает ему динамики. Эта сила имеет качественную иерархию, по-раВНОму проявляясь на разных ступенях эволюции Космоса. Постигать истину человек может лишь поднявшись на высшую ступень познания - «intuitio intellectualis», то есть «интеллектуальный экстаз», «интуиция ума», постижения и конструирования мнением. Наконец, Человек - это и Космос в метафоре, и конечная цель творения, звено, которое связывает материальные и духовные силы Вселенной.

Радость жизни, прославление здравого, сильного, отважного, смелого в мыслях и намерениях человека - вот основное в первых пьесах Шекспира - комедиях: «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», написанных в 1593-1600 гг. В них выражена важная для эпохи Возрождения мысль: человека нужно судить не по одежке, не по знаниям, не по состоянию в обществе и богатству, а по личным качествам. Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно-веселую, ясную, волшебную, как «Сон в летнюю ночь». Поэтичное воображение Шекспира породило в ней фантастические, близкие к народным сказкам воображения Горчичного Зернышка, Паутинки, Бабочки. их участие в судьбе любящих приводит к счастливой развязке.

Но благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это чувствует. В его пьесах тоже выражены идеи Возрождения, но краски пьес становятся мрачнее. Он изображает схватку прекрасных идеалов Возрождения с суровой деятельностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели героев, особенно дорогих ему, воплощающих светлые гуманистические идеи.

Юные Ромео и Джульетта - герои первой великой трагедии Шекспира (1594) - пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на непреодолимую преграду - древнюю вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками, с кровавыми и бессмысленными законами, Ромео и Джульетта гибнут. Но в их любви, что не смирились с предубеждениями старины, заключена высокую моральных победу.

Сравнение тем любви в творчестве В. Шекспира и других поэтов и писателей

Гимн пирующего любви.

Чувство, что побеждает смерть.

Трагедия великой страсти.

Именно этими словами можно передать содержание шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Она посвящена самому прекрасному и полностью земному чувству, но сила любви поднимает юных героев над уровнем повседневности. Люди любят по-раВНОму. Шекспир изобразил высшую степень этого великого чувства - любви бескрайнее и безграничное. Он создал образец идеальной, неповторимой любви.

«Гамлет»
Трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский», наиболее знаменитая из пьеса английского драматурга. По мнению многих высоко авторитетных ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия.

Для того чтобы правильно понять содержание произведения, необходимо знать, как он написан. Простой прием - разобрать сначала содержание, а потом форма произведения - часто приводит к неправильному пониманию смысла.

Первое заметное отличие «Гамлета» от драм наших времен попитає в том, что пьеса написана в стихах. Это отнюдь не означает, что Шекспир перевел в стихи повседневную речь. «Гамлет» - поэтическая драма в полном смысле слова. В основе трагедии лежит поэтический взгляд на мир. Поэзия Шекспира вдохновляет весь мир. Природа тоже видится ему и его героям в поэтическом свете. Для поэтического взгляда на мир таит немало чудесного и фантастического. Из необычного, чуда и начинается трагедия, появляется Призрак. В каком мире живет Датский принц? Здесь верят в духов, призраков, колдовство, v том, что планеты влияют на судьбы людей.

Мир, изображенный в трагедии, не вполне похож на нынешние представления о жизни, и люди, живущие в нем, мыслят иначе чем мы, - поэтическими образами и понятиями.

Дело не в том, что трагедия Шекспира Написана стихами, а в особом взгляде на мир, для которого чудесное было естественным.

Место действия. Кажется, ясно: место действия - Эльсинор, резиденция донских королей. В тексте пьесы неоднократно подчеркивается, что все происходит в Дании в те отдаленные времена, когда она завоевала часть Англии и английский король стал данником датской короны. Читателя не оставляет ощущение, что за исключением упоминаний, что перед нами Дания, ничего специфически датского в трагедии нет. Шекспир намеренно приближал действие до понятий зрителей его театра. Недаром Гете отметил, что где бы не происходило действие пьес Шекспира, перед нами всегда «Англия, омытая морями», и шекспировские римляне не столько римляне, сколько англичане.

Когда происходят события трагедии? В дохристианские времена легендарного Гамлета или в эпоху Шекспира? Оно сейчас и всегда. Поэтому безразлично, какими декорациями обставлять «Гамлета» в театре. Его играли как трагедию, которая происходит в средневековье, в эпоху Возрождения, v париках и фіжмах XVIII века, во фраках и мундирах, в костюмах панюго времени. Суть трагедии оставалась неизменной.

И все-таки несмотря на все то, общечеловеческое, вложенное в трагедии, Актуален для всех времен, «Гамлет», конечно, произведение именно той эпохи, когда он впервые появился на сцене. На трагедии лежит незгладима печать Ренессанса, когда ярко расцвела индивидуальность и еще жива была героика единоличного подвига.

Переходный характер времени сказывается и на образе героя трагедии. В Гамлете есть рыцарство, унаследованное от старого времени, и приверженность принципам гуманизма, возникшая в новую эпоху. Вне этим сообщением образ Гамлета не может быть правильно понят.

Датский принц Гамлет горько скорбит за мертвым отцом. Но вдруг он с ужасом узнает: он не умер, он был убит. Убийца - родной брат убитого, дядя Гамлета - не только унаследовал престол покойного короля, но и женился на его вдове - матери Гамлета.

В трагедии изображено, как Гамлет вначале разоблачает лицемерие коронованного преступника, а затем и мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы.

Трагедия рисует сложные и трудные раздумья благородного человека о природе зла, о порочном королевский двор, о лицемерии, что кроется в дворцовых стенах, о болезнях, которыми поражен век, словно бы «вывихнуто в своих суставах». Великий русский критик В. Г. Белинский писал о Гамлете: «Это душа, рожденная для добра, которая впервые вместе увидевшая зло во всей его гнусности».

Одиночество Гамлета - это одиночество человека, что опередила свое время, находится в трагическом разладе с ним и поэтому погибает.

Любовь к истине, чувство справедливости, ненависть к злу, к всех видов догідництва - такие исконные черты Гамлета. Именно это в сочетании с осознанием долга приводит его к трагическим переживаниям. Не врожденная меланхолия, а столкновения с ужасами жизни ставит Гамлета перед роковыми вопросами: стоит жить, бороться, не лучше ли уйти из жизни, а если бороться, то как?

Глубина страданий Гамлета большая. Он потерял отца, мать, считает себя обязанным расстаться с любимым. Только в дружбе он находит некоторое утешение.

Ценность человеческой жизни рушится на глазах Гамлета. Прекрасный человек, его отец, погибает, а мерзавец и преступник торжествует. Женщина проявляет свою слабость и оказывается предательницей. Обстоятельства складываются так, что он, сторонник человечности, становится причиной смерти нескольких людей.

Противоречия идеала во внешнем мире дополняются борьбой противоречивых чувств в душе Гамлета. Добро и зло, истина и ложь, человечность и жестокость проявляются в его собственном поведении.

Трагично, что Гамлет в конце концов погибает, но суть трагедии не в том, что героя постигнет смерть, а в том, какая жизнь, и особенно - в бессилии лучших намерений исправить мир. Слабость, склонность Гамлета к соображениям, составляет едва ли не главное достоинство Гамлета. Он мыслитель. Каждое значительное явление жизни он стремится понять, но особенно важной чертой Гамлета является стремление понять самого себя.

Такого героя до Шекспира в мировом искусстве не было, и редко кому после Шекспира удалось с такой художественной силой и проницательностью создать образ мыслителя.

Изображать людей такими, какими они есть, - так понимал Шекспир задача искусства. Чего он не договорил, я могу дополнить: художественное изображение должно быть таким, чтобы читатель и зритель был способен сам дать моральную оценку каждому персонажу. Именно так созданы те, кого мы видим в трагедии.

В последние годы творчества Шекспира (1608-1612) его пьесы приобретают иной характер. Они отдаляются от реальной жизни. В них звучат сказочные, фантастические мотивы. Но и в этих пьесах - «Перикл», «Зимняя сказка», «Буря» - Шекспир осуждает деспотизм и произвол, становится на защиту дорогих ему идеалов, прославляет силу любви, веру и лучшие черты человека, утверждает естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес: «Какое прекрасное человечество!» - может служить знаком эпохи возрождения, подарившей миру Шекспира.

Шекспир -- автор 37 пьес, 2 поэм, а также 154 сонетов, отличающихся горячим чувством, насыщенностью мысли. Творчество Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения.

У1612 году Шекспир написал свою последнюю пьесу «Буря». Вскоре пи и оставил театр. Возможно, Шекспир пережил разочарование в английском театре, что шел от того великого пути, по которому он его вел. А может, в годы молчания он вынашивал замыслы новых гениальных творений, которым так и не суждено было появиться.

В 1612 году Шекспир покидает Лондон: между Шекспиром и труппой возникает конфликт. Актеры «Глобуса» приобрели для зимних спектаклей театр «Бленфлайерс», где ставили спектакли для знати. Это требовало от Шекспира перестройки его эстетической системы, но поступиться творческими принципами драматург не хотел.

Последние четыре года жизни он проводит вне театра, в Стратфорде.

В течение всего лондонского жизни он покупал недвижимое имущество и землю, поэтому, когда отошел от дел и вернулся в родные места, будущее близких и собственная старость были обеспечены. Только он не дожил до старости. 23 апреля 1616 года его не стало. Шекспир умер в 1616 году, в день, когда ему исполнилось 52 года.

Но созданы почти четыре века назад его произведения остаются современными и сейчас. И поэтому они бессмертны.