ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новаторство «Эпического театра» Бертольта Брехта

Каждый выдающийся драматург ХХ века был еще и теоретиком театра, который пытался разработать принципиально новые способы сценического воплощения жизни. Чехов и Ибсен, Беккет и Йонеска не только яркие художники, но и тонкие критики, которые прекрасно умели не только создавать, но и «объяснять» свои произведения.

Выдающийся немецкий драматург Б. Брехт вошел в историю литературы как теоретик и практик «эпического театра». Подобно Бы. Шоу, который традиционной драме противопоставил пьесу-дискуссию, Брехт традиционном «аристотелівському» театра противопоставлял театр «эпический». В чем же заключается отличие «эпического театра» Брехта от театра традиционного? Прежде всего Брехт стремился подчеркнуть условность самого сценического действа: зритель должен помнить, что сценическое действие - это не жизнь, а именно театр. Очень важным фактором, к которому стремился Брехт, было отсутствие эмоциональной реакции у зрителей. Пьеса не должна волновать, вызывать слезы или какие-то другие эмоции, она должна заставить зрителя размышлять. Зритель не должен проникаться судьбой героя, он должен оценивать поступки героя, быть ему судьей. В таком театре нет положительных и отрицательных героев - это каждый зритель определяет сам для себя. Главное для Брехта, чтобы этот зритель начал размышлять над тем, что происходит на сцене. В таком театре ведущей является роль автора, для которого все действие - лишь повод для начала дискуссии со зрителем. Произведения Брехта имеют довольно откровенный ідеалогічний подтекст. Так, знаменитая пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» создавалась в то время, когда Гитлер начал Вторую мировую войну. И хотя исторической основой этой истории есть события Тридцатилетней войны, сама пьеса, а особенно ее образ главной героини, приобретают вневременного звучания. По сути цетвір о жизни и смерти, о влиянии исторических событий на жизнь человека.

В центре пьесы - маркитанка Анна Фирлинг, которая более известная как матушка Кураж. Для матушки Кураж война - это способ существования: она тянет вслед за армией свой фургон, где каждый может купить ее нехитрый товар. Война принесла ему трех детей, которые родились от солдат разных армий; война стала для нее нормой. Ей безразлично, что является причиной этой войны, кто будет победителем, за какие идеи воюют армии. Эта же война и все отнимает у матушки Кураж: один за другим погибают ее трое детей, и она остается одна-в одиночестве.

Пьеса Брехта заканчивается такой сценой: матушка Кураж уже сама тащит свой фургон вслед за армией, что отходит. Даже в самом финале матушка Кураж не изменила свои мысли о войне. Для Брехта важно, чтобы прозрение пришло не к герою, а к зрителю. В этом и заключается смысл «эпического театра»: зритель сам должен осудить или поддержать героя. Так, в пьесе «Матушка Кураж и ее дети» автор все подводит к тому, чтобы главная героиня осудила войну, поняла наконец, что война губительна и беспощадна ко всем и всему. Но «прозрение» матушки Кураж не происходит. Более того, сама «профессия» матушки Кураж предусматривает существование за счет войны. И в финале пьесы она остается верной своей «профессии». Несмотря на то что война забрала ее детей, матушке Кураж нужна война, война - это единственный способ ее существования.

«Эпический театр» Брехта дал возможность заставить зрителя анализировать то, что происходит на сцене, сделал его активным участником действия. И это одно из главных достижений «эпического театра».