Фридрих Дюрренматт
(1921-1990)
Жизнь и творчество
Фридрих Дюрренматт известен своими пьесами «Ибо сказано...» (1947), «Слепой» (1947), «Ро-мул Большой» (1948), «Брак господина Миссисипи» (1950), «Ангел приходит в Вавилон» (1953), «Геркулес и Авгиевы конюшни» (1954), «Играем Стриндберга» (1955), «Гостина старой дамы» (1956), «Авария» (1956), «Франк V» (1959), «Физики» (1962), «Метеор» (1966), «Портрет планеты» (1970), «Отсрочка» (1977). Дюрренматт заметил однажды, что «парадокс - феномен сегодняшнего мышления. Сегодняшняя драматургия - драматургия парадоксов». Это определение вполне можно применить и к его пьес. У них парадокс - не просто остроумная игра, а средство приблизиться к болезненных проблем современной эпохи. «В парадоксальном, - отмечал швейцарский драматург, - оказывается действительность».
Дюрренматт писал комедии. Он считал, что только этот драматический жанр возможен в театре XX века («сегодня нам подобает только комедия»), обосновывая невозможность создания трагедии в современной литературе отсутствием подлинно трагического героя («расписание нашего века, что танцует последний танец белой расы, не знает ни виновных, ни ответственных»). Но Дюрренматтові комедии трагические, они приближаются к жанру трагикомедии или трагифарса. Недаром он говорил, что комедия - это «своеобразная форма выражения отчаяния».
Самой известной пьесе Дюрренматта является «Гостина старой дамы». Интересно, что автор определил ее жанр как «трагическую комедию». Основу ее содержания составляет грехопадения жителей вымышленного провинциального городка Гюллих. Сюда, в родной город, после сорока лет отсутствия прибывает «старая дама» Клэр Цаханасян, богатейшая женщина мира. Она имеет целью реализовать план мести. Когда она, юная Клэр занял вешер, дочь бедного каменщика, и молодой Альфред Илль любили друг друга. Она ждала от него ребенка. Но любовь была раздавлена: Альфред женился на другой - дочерью зажиточного лавочника. Ребенок умер через год в приюте, а Клер стала проституткой.
В дома она встретила старого банкира Цаханасяна, который женился на ней. По его смерти Клэр унаследовала огромные средства и стала подлинной владычицей мира. И вот, прибыв в Гюллих, она предлагает жителям заброшенного города, где все имущество давно заложено, где единственный завод много лет не работает, а мимо вокзала, не останавливаясь, мчатся поезда, - миллиард за... убийство Альфреда Илья.
Эта ужасная предложение вызывает возмущение у гюлленців. «Мы пока еще живем в Европе, - говорит мэр. - Мы еще не стали язычниками... Мы лучше будем бедными, чем запятнанными кровью», и каждый горожанин сначала проявляет благородные порывы... Но постепенно один из жителей Гюлли появляется в новых желтых ботинках, другой курит дорогую сигару, а отношение к Альфреда Илья изменяется, начиная с членов его семьи, которые от сочувствия переходят в раздражение, и вот уже старый городской учитель говорит ему: «Я скажу вам... очень важную вещь. Вас убьют. Я знаю это с самого начала! Вы тоже знаете это давно, хотя ни один человек в Гюллені не хочет этому верить. Слишком велик соблазн, слишком безвыходными есть наши нищета». Через некоторое время этот учитель, ссылаясь на античных классиков, обосновывает необходимость убийства на торжественном собрании гюлленців.
«Гостина старой дамы» - замечательный образец исследования общественной психологии. На смену распространенной поговорке «не в деньгах счастье» приходит утверждение «мы не можем терпеть среди нас преступника». Процедуру первых гюлленських сборов, которые единодушно отвергли страшную предложение, повторяет ход вторых с противоположным решением. Итак, «трагическая комедия» Дюрренматта - не просто фантастический гротеск. Она посвящена распространенному в реальности XX века явлению - способности людей, толпы менять под давлением обстоятельств свои убеждения.
|
|