Макс Фриш
(1911-1991)
Жизнь и творчество
Макс Фриш - автор драм «Санта Крус» (1944), «И вот они поют» (1945), «Китайская стена» (1946), «Граф Едерланд» (1951), «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» (1953), «Бидерман и поджигатели» (1958), «Андорра» (1961), «Биография» (1968). Некоторые из них («И вот они поют», «Бидерман и поджигатели», «Андорра») посвящены проблемам фашизма, развенчанию принципов приспособленчества, другие же («Китайская стена», «Граф Едерланд», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии») уделяют внимание личности, что становится «антигероем», беспомощным перед требованиями времени и общества.
Фриш полюбил театр с самого детства. С юмором он вспоминал, как в 16-летнем возрасте послал свою пьесу в Берлин выдающемуся режиссеру Максу Рейнгардту. По-настоящему его драматургическая деятельность началась с 1944 года, когда он написал «пьеса-романс» Санта Крус». В 1946 году она была поставлена в Цюрихе.
Тема пьесы «Санта Крус» является сквоВНОй в творчестве Фриша. Это - несоответствие всего уклада и норм современной жизни внутренним возможностям человека. Персонажи пьесы - хозяин замка Барон и его жена Эльвира - ведут существование, что воспринимается ими как бремя. Однако они не могут отказаться от него, изменить его, ведь это противоречит их представлениям о долге. Барон - «человек порядка». «Порядок прежде всего» - его любимая фраза. Тоска же по другим миром является настолько большим, что приводит к своеобраВНОму раздвоению личности.
Этом обывательском миру противостоит Пелегрін, пират и бродяга. Ему завидуют понурые обитатели замка. Пелегрін живет в мире свободы и экзотики - на Кубе и в Мексике, живет ярко, постоянно рискуя. Он очень «живой» человек, который хочет видеть вокруг себя таких же «живых людей».
Когда-то, семнадцать лет назад, в порту Санта Крус, он полюбил и соблазнил юную Эльвиру, что была помолвлена с Бароном. Внезапно узнав теперь, что она является обладательницей здешнего замка и имеет дочь, которая не очень похожа на барона, Пелегрін решает увидеться с ней. Воспользовавшись непогодой, он проник в замок, к которому никого не впускают, «разве что арендаторов по праздникам, когда те появляются со своими подношениями». Он привносит в рутину замка свежую струю, романтический мир приключений и опасностей. Пелегрін «сидит на столе со своей гитарой и рассказывает всякие истории про племена, которые ходят голыми, никогда не видели снега и не знают ни страха, ни забот, ни зубной боли... Говорит, есть такие. И еще есть горы, которые плюют в небо серой, дымом и раскаленными камнями. Он сам это видел. А еще есть рыбы, которые могут летать... а еще, говорит, солнце, если смотреть на него с морского дна сквозь воду, кажется блестящими осколками зеленого стекла».
В конце пьесы Пелегрін умирает. Эльвира же осознает, что они все эти 17 лет играли с мужем «маленькую комедию» («они не знают, о чем говорить, - так долго уже длится их брак»), «Мы могли любить друг друга, - говорит она, - теперь я вижу - жизнь совсем не такое, любовь больше, чем я думала, верность - глубже, ей нечего бояться наших снов, нам не нужно прятать тоску, не нужно врать».
Итак, «опасное», «страшное» жизнь противопоставляется мрачном, будничному существованию, что сковывает человека, лишает его свободы. Этот конфликт был особенно актуальным для европейской жизни середины 1940-х годов. Как отмечает Б. Лембрікова, «весь опыт тех лет говорил, что действительность предоставляет человеку только две возможности: унылое бытие или авантюру войны. «Война как единая приключение нашего века» - таков исторический фон, на котором разворачивается драма жителей условного замка. А разве не использовали этот самый беспринципный военный авантюризм фашисты для обработки умов подрастающего поколения, втянутого ними в тягчайших преступлениях против человечества».
Пьеса Фриша полна символики. Символичным является образ замка, что своей недоступностью напоминает замок из романа Ф. Кафки, а также указывает на оторванность его жителей от настоящей жизни. Символическими являются противопоставление холодной погоды вокруг мрачного замка (сем. дней подряд идет снег) и жары в краях, что в них жил Пелегрін, где нет зимы.
Символической является и последняя условная сцена смерти Пелегріна. Его окружает десять фигур, символизирующих как его прошлое (мать, умерла, дав ему жизнь, женщины, которых он встречал и любил), так и будущее (последняя фигура говорит: «Я твоя плоть, твой ребенок, Виола, которой суждено было все узнать снова и все снова начать»).
|
|