|
Западная драматургия
«Театр абсурда»
«Театр абсурда» - наиболее значительное явление театрального авангарда второй половины XX века. Из всех литературных течений и школ «театр абсурда» является найумовнішим литературным группировкам. Дело в том, что представители его не только не создавали никаких манифестов или программных произведений, но и вообще не общались друг с другом.
Термин «театр абсурда» вошел в литературный обиход после появления одноименной монографии известного английского литературоведа Мартина Ессліна. В своем монументальном труде (первое издание книги «Театр абсурда» появилось в 1961 году) М. Есслін соединил с несколькими типологическими признаками драматургов разных стран и поколений. Среди них французские художники: Эжен Ионеско, Артюр Адамов, Сэмюэл Беккет, Фернандо Аррабаль, Жан Жене (кстати, только последний писатель является на самом деле французом, Ионеско по происхождению - румын, Беккет - ирландец, Адамов - армянин, Аррабаль - испанец); англичане: Гарольд Пинтер и Норман Фредерик Симпсон, американец - Эдвард Олби, итальянец - Дино Буццаті, швейцарский писатель Макс Фриш, немецкий автор Гюнтер Грасс, поляки: Славомир Мрожек и Тадеуш Ружевич, чешский драматург-диссидент, а впоследствии президент Чехии Вацлав Гавел и некоторые другие художники. А среди признаков, по которым их объединены, М. Есслін выделяет разрушение сюжета и композиции, отсутствие времени и места действия; экзистенциальных персонажей, иррационализм, абсурдные ситуации, словесный нонсенс. Драмы «абсурдистов» шокировали и зрителей, и критиков. Бунт авторов «театра абсурда» - это бунт против любого регламента, против «здравого смысла» и нормативности. Фантастика в произведениях абсурдности смешивается с реальностью. Смешиваются жанры сочинений: в «театре абсурда» мы не найдем «чистых» жанров, здесь царят, по определению самих драматургов, «трагикомедия» («в Ожидании Годо» С. Беккета) и «трагифарс» («Стулья» Э. Ионеско), «анти пьеса» («Лысая певица» Э. Ионеско) и «псевдо драма» («Жертвы долга» Е. Ионеско).
Драматурги-абсурдисти почти единодушно утверждали, что комическое - трагическое, а трагедия - смехотворна. В произведениях «театра абсурда» сочетаются не только элементы различных драматических жанров, но и в целом элементы различных сфер искусства (пантомима, хор, цирк, мюзик-холл, кино).
У них возможны самые парадоксальные сплавы и сочетания: пьесы абсурдистов могут и сновидения (А. Адамов), и кошмары (Ф. Аррабаль).
Сюжеты их произведений часто сознательно разрушаются: недейственность сведена к абсолютному минимуму («в Ожидании Годо», «Эндшпиль», «Счастливые дни» Беккета). Вместо драматической естественной динамики на сцене царит статика, по выражению Ионеско, «агония, где нет реального действия». Подвергается разрушению речь персонажей, которые, кстати, нередко просто не слышат и не видят друг друга, проиВНОся «параллельные» монологи («Пейзаж» Г. Пинтера) в пустоту. Тем самым драматурги пытаются решить проблему человеческой некоммуникабельности. Большинство из абсурдистов взволнованная процессами тоталитаризма - прежде всего тоталитаризма сознания, нивелировка личности, что ведет к употреблению одних только языковых штампов и клише («Лысая певица» Э. Ионеско), а в итоге - к потере человеческого лица, к преобразованию (вполне сознательного!) на ужасных животных («Носороги» Э. Ионеско).
Классическим периодом «театра абсурда» стали 50 начало 60-х годов. Конец шестидесятых ознаменовался международным признанием «абсурдистов»: Ионеско избрали Французской академии, а Беккет получил звание лауреата Нобелевской премии. Ионеско считал, что «театр абсурда» будет существовать всегда: абсурд заполнил собой реальность и сам кажется реальностью. «Театр абсурда» с его переживанием за человека и его внутренний мир, с его критикой автоматизма, мещанства, конформизма, где индивидуализации и некоммуникабельности уже стал классикой мировой литературы.
Драма-притча
Во второй половине XX века немало драматургов откликаются на современные им исторические события и общие вопросы духовного бытия, применяя такую жанровую форму, как драма-притча. Сюжет в пьесе-притче простой и вместительный, он является неким посредником, материалом для художественного исследования действительности. Среди тех, кто обращался к этому жанру, - Бертольт Брехт и Гельмут Баерль, Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, Эжен Ионеско и Жан Ануй. Обращались к пьесы-притчи и швейцарские драматурги Макс Фриш и Фридрих Дюрренматт.
|
|
|