ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Михаил Шолохов

(1905-1984)

Жизнь и творчество

Российский писатель Михаил Шолохов родился 11 мая на хуторе Кружилинському станицы Вешенская в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. Начало революции и гражданской войны помешало будущему писателю продолжить образование. Шолохов служил в станичному ревкоме, добровольцем вступил в продовольственный отряд. В конце 1922 г. он переехал в Москву, собираясь учиться. Здесь он общается с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 г. в газете «Юношеская правда» был опубликован первый фельетон «Испытание». В следующем году увидел свет его первый рассказ «Родинка».

После 1925 года в газетах появляются и рассказы Шолохова, впоследствии объединенные в сборники «Донские рассказы» и «Лазурный степь» (1926). В конце 1926 г. он начинает писать роман «Тихий Дон», первая книга которого была опубликована в начале 1928 г., сразу получив широкое признание и восторженные отзывы известных писателей (среди них М. Горького). В1929 г. отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихого Дона». Работа над завершением третьей книги прерывается, так как автор начинает работу над романом «Поднятая целина», вышедшим в 1932 г. и стал событием в литературной жизни страны. В 1930-е годы он продолжает работу над этим романом, завершает третью и четвертую книги «Тихого Дона», публикует статьи из литературы и культуры.

Во время Великой отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и были весьма популярны. Во время войны начал публикацию глав иВНОвого романа «Они сражались за Родину».

В послевоенные годы писатель посвящает много времени общественной деятельности - принимает участие в работе Всемирного конгресса деятелей науки и культуры в защиту мира. В 1950-е работает над продолжением романа «Они сражались за Родину», публикует рассказ «Судьба человека». В 1960 г. выходит вторая книга «Поднятой целины». Знаменательным событием стало присуждение Шолохову в 1965 году Нобелевской премии за роман «Тихий Дон».

Всю жизнь М.Шолохов прожил в родной станице, здесь и умер в 1984 году.

Михаил Шолохов был свидетелем этапных событий в истории своей страны - гражданской войны, коллективизации и Великой отечественной войны, и эти события он отразил в своем творчестве. Произведения писателя настолько правдивы, монументальные и многогранны, что по ним можно изучать историю государства. Он отражал жизнь таким, каким оно было. В ранних произведениях, которые были объединены в сборник «Донские рассказы», Шолохов показывает безжалостную правду гражданской войны, которая разделила вчерашних друзей, даже членов одной семьи, на непримиримые лагеря.

Параллельно с работой над рассказами писатель создает роман-эпопею «Тихий Дон». Центральное место в романе занимают события гражданской войны на Дону, и в частности история верхньодонського антиреволюционного восстание казаков. Писатель в этом произведении гениально показал все перипетии жизни человека на изломе истории. Эпическое изображение великих исторических событий сочетается с удивительной лиричностью изложения, передачей тончайших лирических переживаний людей, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей.

В романе «Поднятая целина» говорится о трудности процесса коллективизации на селе.

Роман «Они сражались за Родину» рассказывает о тяжелые дни отступления советской армии во время Великой отечественной войны.

«Судьба человека»

После войны, в 1957 году, Шолохов опубликовал рассказ «Судьба человека». В этом произведении автор оригинально раскрыл тему человека на войне. В рассказе ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Интересна композиция произведения. Начинается он описанием первой послевоенной весны, а далее автор говорит о встрече с незнакомым человеком, рассказывает о своей жизни. Основная часть произведения - это рассказ в рассказе. Повествование ведется от первого лица. Главный герой Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает рассказ, потому что переживает все снова, и этот прием придает повествования эмоциональности и убедительности. Шолохов - мастер создания образов. В рассказе в полный рост встает человек с тяжелой судьбой. Из рассказа Андрея мы узнаем, что он ровесник века. Портретную характеристику Соколова автор подает деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неисчерпаемой смертной тоски». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой - он часто использует профессиональные слова, пословицы, неправильно построенные высказывания, что создает образ простого труженика. Герой ненавидит войну, которая отняла у него семью, надежду на лучшее. Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечности, он заметил и приютил бездомного мальчика. Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Портрет его построен на резком приеме контраста, он противопоставляется портрета Андрея Соколова. В рассказе есть еще один яркий образ - образ Ирины. Она воспитывалась в детском доме, была она спокойная, веселая, угодливая и умница». Вырисовывается в конце повествования и образ автора, человека, внимательного к человеческим судьбам. На протяжении всего рассказа автор пытается показать душевную красоту человека-труженика, которую не покорят никакие трагедии. Писатель выражает уверенность в том, что рядом с Андреем Соколовым растет новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы.