Александр Твардовский
(1910-1971)
Жизнь и творчество
Твардовский Александр Трифонович, русский поэт, родился в июне 1910 года на Смоленщине в семье сельского кузнеца, грамотного и начитанного человека, поэтому он был знаком с русской классикой с детства. В 1922 году Александр окончил четыре класса, учиться дальше не смог из-за материальных трудностей. С 1924 года он отправляет местных газет заметки, но печатают их редко. Поэтический дебют Твардовского состоялся в 1925 году в газете «Смоленское село» напечатали его стихотворение «Новая изба». У1929 году Твардовский уезжает в Москву в поисках постоянной литературной работы, а в 1930 г. возвращается в Смоленск, где поступает в Педагогический институт и живет до 1936 г.
На этот период пришлись тяжелые испытания для его семьи: родителей и братьев раскулачили и отправили в ссылку. Между тем именно в эти годы выходит серия очерков Твардовского «КолхоВНОй Смоленщиною» и его первое прозаическое произведение «Дневник председателя» (1932 г.).
Серьезным этапом в поэтическом творчестве Твардовского стала поэма «Страна Муравія» (1934-1936), посвященная коллективизации.
В 1936 Твардовский переезжает в Москву, где поступает на учебу в Московский институт истории, философии и литературы. В эти годы он много переводит классику народов СССР. Еще во время обучения за заслуги в области литературы был награжден орденом Ленина. ВсесоюВНОе признание и литературная слава позволяют поэту добиться возвращения из ссылки родственников.
Военный путь Твардовского начался в 1939 г. Как военный корреспондент он участвует в походе в Западную Белоруссию, а затем в Финской кампании 1939-1940 гг.
В 1941-1945 гг. было написано поэму «Василий Теркин», а в 1942-1946 гг. поэму «Дом у дороги».
В 1950 году Твардовского был назначен главным редактором журнала «Новый мир». Основные произведения последующих лет: поэмы «За далью - даль» (1950-1960), «Теркин на том свете» (1954-1963), «По праву памяти» (1967-1969); сборник «Из лирики этих лет» (1959-1967).
Умер писатель в 1971 году, вскоре после закрытия журнала.
Александр Твардовский известен читателю прежде всего как автор поэмы «Василий Теркин», которая так полюбилась народу. В поэме важны не лишь действенные главы, но и лирические отступления, что названные предельно просто: «От автора», «О себе», «О войне». В них высказаны мнения о малой и большой родине, о долге перед ней, об ответственности каждого «за Родину, за народ и за все на свете». В них автор размышляет, говорит с читателем правдиво и откровенно, делится тревогами и надеждами.
Во фронтовой лирике поэта особенно выделяется тема героизма. Поэтому Твардовский широко использует жанр баллады, для которого характерен пафос прославления героизма. К таким произведениям относятся «Баллада о красном знамени», «Баллада о товарище», «Баллада об отречении».
О. Твардовский знал о войне не понаслышке, сам прошел трудными дорогами многие сотни километров, поэтому его стихи, правдивые и суровые, полны исторического оптимизма, веры в победу. Один из лучших его стихотворений «Я убит подо Ржевом» написано в форме монолога бывшего бойца, который погиб за свободу родину и поэтому имеет право говорить с живыми откровенно, без лишнего пафоса.
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете...
Поэту удалось создать собирательный образ поколения, что осталось на полях сражений, честно выполнив свой долг до конца. Автор смог найти грань между жизнью и смертью, памятью и забвением, которую способен понять и постичь лишь талант поэта. Эта поэзия воспринимается как завещание всех павших, тех, кто не дожил до победы, тем, кто пришел и осуществил ее. Это и предупреждение всем последующим поколениям, чтобы они не допустили повторения кровавой войны, ибо остановить ее сложнее, чем предотвратить ее. Со своей далее поэт говорит потомков, чтобы помнили тех, кто заплатил за победу непомерную цену - свою жизнь.
Завещаю в тот жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое -
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
«Стихи эти, - писал О. Твардовский, - продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу». Это было то неиссякаемое чувство вины перед павшими, которое жило в сердцах фронтовиков, - всех тех, кто сражался за Родину и остался жив. Тема вины перед павшими еще отчетливее предстает в стихотворении «На карб не ставьте до сих пор мне...», который раскрывает проблему исторической памяти и моральной ответственности перед теми, кто пал на войне.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Лирический герой, понимая, что его вины нет в том, что «другие полегли на той войне», все же не может не чувствовать внутренней вины перед павшими.
Это интересно!
В знак особого расположения к герою, что олицетворяет мужество, простоту, любовь к родине и людей, на добровольные пожертвования граждан ми СССР в Смоленске был установлен памятник «Бессмертному рядовому > Василию Тьоркіну».
|
|