ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Ясунари Кавабата

(1899-1972)

Жизнь и творчество

Изолирована от стран Западной Европы, ориентирована на сохранение национально-культурной традиции Япония, начиная со второй половины XIX в., все активнее контактирует с миром идей западной и славянской культур. Путь, который проходит японская литература конца ХІХ-ХХ ст., во многом напоминает западный путь литературного развития. В японской прозе также сосуществуют и сменяют друг друга направления, которые являются более или менее близкими аналогами западного натурализма, импрессионизма, сюрреализма, экзистенциализма.

В конце XIX - начале XX века японская поэзия переживала свой взлет. Поэзия старой Японии создала искусство лирической миниатюры хайку и танка; сейчас же появилась новая форма стихосложения «сінтайсі» (дословно «стихи новой формы»), которые были похожи на наш белый стих, имели неограниченное количество строк, в основном дванадцятискладових; вместе с новой формой пришел и новый смысл - в японской поэзии наступил период романтизма. Романтические веяния не обошли и традиционных форм: появились новые темы, новые образы в танка. Поэты-романтики создали «Общество новой поэзии» и начали издавать журнал «Утренняя звезда». Ясунари Кавабата первым из японских писателей, кто получил в 1968 г. Нобелевскую премию «за мастерство, которая страстно выражает суть японского образа мышления», воплощает дух национальной культуры.

Ясунари Кавабата родился 11 июня 1899 г. в Осаке в образованной и богатой семье. Его отец, врач, умер, когда Ясунари было всего 2 года. Мать мальчика ушла из жизни через год после смерти отца, на воспитание его взяли дед и бабушка по материнской линии. С самого детства Ясунари мечтал быть художником, но в возрасте 12 лет он таки решает стать писателем, и в 1914 г. начинает писать автобиографическую рассказ, который публикуется в 1925 г. под названием «Дневник шестнадцатилетнего».

В начале своей писательской деятельности Кавабата увлекается идеями западного модернизма и вместе с другими писателями основывает в японской литературе направление, получивший название неосенсуалізм (напоминает западный intuitionism). В то же время не менее активно Кавабата пытается соблюдать в своих произведениях национальной литературной и культурной традиции, идеи которой в дальнейшей его творчества станут доминирующими. Самым значительным произведением Кавабата считается повесть «Снежная страна» (1934-1947), в которой в духе дзэн-буддийской эстетики на фоне разных времен года, в чередовании мира реальности и представлений, изображены отношения Токійця средних лет Сімамури и сельской гейши Комако.

Традиционная для Кавабата тематика - отношения между людьми, вечные ценности бытия, которые раскрываются и во многих других его произведениях 30-х годов. Кроме уже указанного произведения «Снежная страна», это такие повести, как «Тысяча журавлей» (1951), «Голос гор» (1954), «Древняя столица» (1962).

В 1960 г. при поддержке госдепартамента США Кавабата совершает турне по нескольких американских университетах (в число которых входил и Колумбийский университет), где проводит семинары по японской литературе.

В своих лекциях он указывал на непрерывность развития японской литературы с XI до XIX в., а также на существенные изменения, произошедшие в конце прошлого столетия, когда японские писатели подверглись сильному влиянию своих западных коллег.

В конце 60-х pp. Кавабата порывает с политическим нейтралитетом и вместе с Місимою (писателем, киноактером и политическим деятелем правой ориентации) и двумя другими писателями подписывает петицию против «культурной революции» в коммунистическом Китае.

У1968 г. Кавабата получил Нобелевскую премию по литературе «за писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания». Как первый японский писатель, получивший Нобелевскую премию, Кавабата в своей речи сказал: «Всю свою жизнь я стремился к прекрасному и буду стремиться до самой смерти».

Кроме Нобелевской премии, Кавабата получил также премию «За развитие литературы» (1937), Литературную премию Академии искусств (1952). В 1954 г. он был принят в Японскую академию искусств, а в 1959 г. награжден Франкфуртской медалью имени Гете. Кроме того, в 1960 г. писатель получил французский орден Искусства и литературы, премию Франции «За лучшую иностранную книгу» и орден Культуры от японского правительства в 1961 г.

В основу сюжета повести «Тысяча журавлей» положен описание чайной церемонии - «тядо», которая является давней национальной традиции японцев, сочетающая в себе элементы искусства и философии, символизирует взаимоуважение и искренность взаимоотношений участников этого церемониала («встреча за чаем - встреча чувств», по выражению Кавабата). ее участниками в повести становятся двадцатилетний служащий Кикудзи и красивая девушка Юкико, судьбы которых пытается совместить учительница чайной церемонии госпожа Тікако. По словам Кавабата, обращение к одному из наиболее почитаемых на его родине национальных ритуалов в его повести должно стать предостережением против той пошлости, в которую впадают современные чайные церемонии». Таким образом, писатель хотел выразить свое беспокойство по поводу того, как его современники относятся к традициям прошлого, которые, по мнению писателя, является основой духовности нации и залогом ее сохранения и процветания. Эту же мысль подчеркивает и вынесен в название повести символический образ крылатых журавлей, которые изображены на кимоно Юкико. По представлениям японцев, они олицетворяют надежду, благополучие и счастье, а в повести, как отмечают критики, эта символическая деталь свидетельствует о авторском «возвеличивание национальных традиций».