ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Генрих Белль

(1917-1985)

Жизнь и творчество

Родился будущий писатель 21 декабря 1917 года в Германии, в городе Кельне. Время и место рождения в большой мере определили его жизненный путь: ему словно на роду было написано стать подданным третьего рейха, далее - солдатом вермахта, затем,военнопленным и наконец - жителем разрушенной, растоптанной, униженной страны.

И в начальной школе, и в гимназии, и когда уже ее закончил и работал в книжном магазине боннского букиниста, он не желал иметь с режимом ничего общего. Режим, однако, на него покушался: в конце 1938 - начале 1939 года Белль отбывал трудовую повинность на тяжелых земляных работах, а в июле 1939 года его призвали в армию, где он и находился до конца войны.

Стать писателем Белль решил давно, почти сразу же, как начал задумываться над выбором профессии. Ранние рукописи сгорели в розбомбленій родительской квартире. А впрочем, Белль и не жалел за ними, потому что считал, что не в них были заложены основы его литературного стиля, а в тех письмах, которые он целых шесть лет посылал с фронта своей невесте, впоследствии жене Аннемари. И вряд ли военная цензура позволяла им стать упражнениями свободного писателя. Кроме того, хоть Белль служил телефонистом, ни разу не выстрелил и вспоминал о своем карабин только тогда, когда фельдфебель ругал его, что карабин вновь не почищен, он был солдатом со всеми последствиями, которые из этого вытекают.

В солдатах ему везло и не везло - все зависит от того, как на это посмотреть. Он побывал в Польше, во Франции, долго и тяжело болел дизентерией. С лета 1943 года находился на Восточном фронте - в Крыму и под Одессой. Был несколько раз и довольно серьеВНО ранен, лежал в госпиталях в Румынии и Венгрии. Одно слово, его, как щепку, крутит водоворот войны. Так продолжалось до лета 1944 года. А потом Белль начинает по-своему вмешиваться в ход событий. Конец войны уже не за горами, и побеждает желание продержаться и выжить. От такого желания не грех было бы и отмахнуться, как от сугубо шкурницького, если бы речь шла не о Белля.

В 1972 году он стал Нобелевским лауреатом. Еще раньше, в 1969 году, его избрали председателем немецкого ПЕН-центра, 1972 года - президентом международного ПЕН-клуба. Кажется, не оставалось уже почетных должностей, титулов, наград, которыми его не почтили бы...

В 60-70-х годах писатель часто посещал Москву. Только в первый раз, в 1962 году, он прибыл в составе делегации, а затем, уже имея в Москве и Тбилиси немало друзей, ездил к ним в гости.

От 50-х годов Белля широко издавали в Советском Союзе, и вскоре он стал одним из самых популярных зарубежных авторов. И все прекратилось в 1973 году, и вынужденная пауза затянулась почти на полтора десятилетия.

Творчества Г. Белля присущи:

• тема войны в ее антифашистской направленности и где героїзованому ракурсе, часто - подано «с точки зрения побежденных»; нарушение проблем вины немецкого народа и моральной ответственности за спровоцированную Гитлером историческую катастрофу;

• нонконформістський пафос, бунт против любых форм приспособления к насилию и компромиссов по защите гуманистических позиций;

• утверждение человечности, толерантности, мысли о необходимости беречь личность как основополагающих моральных принципов общества второй половины XX в.;

• дальнейшее развитие темы «маленького человека»;

• герой-аутсайдер, что выделяется на фоне массы своей отдельностью и слабостью, которая, впрочем, является признаком повышенной чуткости и способности к состраданию;

• установка на ескізність произведения (в основу сюжета нередко положены мгновенные впечатления, которые не имеют ни начала, ни конца), усложненность композиции и обраВНОй системы, широкое использование художественных возможностей внутреннего монолога;

• сочетание внешней життєподібності, усиленной приемами «тривиальной» литературы, с глубоким психологическим анализом, символическим подтекстом и тяготением к притчових обобщений;

• богатство символических деталей и сквозные лейтмотивы, упрощенный ритм предложений.

Генрих Белль прошел свой жизненный путь, так и не дав никому создать вокруг себя хотя бы сякой-такой миф, хотя бы бліденьку легенду. Пожалуй, самое убедительное свидетельство этому - его могила, В небольшом поселке Мертен, что лежит между Бонном и Кельном, на кладбище стоит простой деревянный крест. На нем надпись: «Генрих Белль. 1917-1985».